Марина Шутова
Проект работы по развитию мелкой моторики во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ИДЕЯ ПРОЕКТА :
О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ребенка, так же знает большинство из нас. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Развитие мелкой моторики рук так же напрямую связано с мышлением, вниманием, наблюдательностью, памятью, воображением, координацией.
Публикация «Проект работы по развитию мелкой моторики во второй младшей группе» размещена в разделах
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Создание условий для развития мелкой моторики у детей по средствам развивающих игр, творческой деятельности на занятиях и повседневной деятельности; развитие у детей познавательного интереса, эстетического восприятия, творческого отношения к выполнению заданий.
ЗАДАЧИ:
изучить игровые технологии в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста;
составить подборку дидактических игр, создание предметно-развивающей среды в группе;
использование знаний, навыков на занятии и в свободное время;
привлечение родителей к развитию мелкой моторики рук детей.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: долгосрочный сентябрь -апрель УЧАСНИКИ: дети, педагоги, родители.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: вторая младшая группа
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети:- увеличение словарного запаса детей, развитие более эмоциональной и выразительной речи детей.
- повышение интереса к пальчиковой гимнастике в повседневной жизни;
- улучшение моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи.
Родители:
- информирование в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
- получение родителями необходимых знаний по данной теме
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап:
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
Изучение методической литературы по данной теме:
О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год) и другая.
II. Основной этап реализации проекта :
- составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
- разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
- обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
- включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в утренние и вечерние отрезки времени.
Подготовка наглядного материала:
- письменных консультаций, стендов информации;
- современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др.
- оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и др. ;
- выставки детских работ «Цветы для мамы» и др.
Работа с родителями :
выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
консультации индивидуальные и групповые «Пальчиковые игры», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
родительское собрание: знакомство с проектом.
III. Заключительный этап
Анализ проделанной работы.
Оформление выставки
Консультация для родителей
Продуктивная творческая деятельность детей, изготовление подарков
КАК ЖЕ РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК?
С помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Мелкая моторика играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.
С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию мелкой моторики :
лепка из глины, пластилина, теста;
аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
конструирование из бумаги (оригами);
рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
собирание пазлов;
сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует развитию мелкой моторики.
Для развития мелкой моторики у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Можно изготовить «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует развитию мелкой моторики.
По возможности можно использовать и естественные условия природной среды: игры с мелкими камушками, сухим песком и др.
Вся работа по развитию мелкой моторики у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением самого процесса. Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей речевой активности.
В ДЕТСКОМ САДУ так же изготавливаем поделки из бумаги. Вырезывание самостоятельно ножницами, составление узоров, выполнение аппликаций. По результатам таких работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
Такая всесторонняя, увлекательная тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенными, школьные занятия будут для ребенка не столь утомительны.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку:
1. Развивают мелкую моторику руки, подготавливая к овладению письмом.
2. Формирует художественный вкус, что полезно в любом возрасте.
3. Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
1. ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ И ПЛАСТИЛИНА - это очень полезное занятие и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук. Если на дворе зима что может быть лучше снежной бабы или игры в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или камней. Используйте любую возможность, что бы улучшить моторику рук малышей.
2. СОБИРАНИЕ ПАЗЛОВ,ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ШАРИКОВ - замечательное занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики
3. АППЛИКАЦИЯ ПЛАСТИЛИНОМ - любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики (аппликация «Цветы для мамы»)
3. ПОИГРАЕМ В ЗОЛУШКУ – для этого смешаем в мисочке фасоль,горох и например крупные бусины и предложим рассортировать. При этом можно усложнить задание (брать щепотью,большим и средним пальцем и т. д.)-все это развивает образное мышление, фантазию и конечно моторику рук.
4. «ЧЕРЕПАШКА» ЗАСТЕГИВАНИЕ, РАСТЕГИВАНИЕ ПУГОВИЦ, ЗАВЯЗЫВАНИЕ И РАЗВЯЗЫВАНИЕ ШНУРКОВ, ВЕРЕВОЧЕК - каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук
5. НАНИЗОВАНИЕ БУС И ПУГОВИЦ. В этой детской игре формируется не только мелкая моторика,но и сенсорные эталоны (цвет,форма,величина). Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, мелких плодов и т. д
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики дома» (игры на кухне).
В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, бусинки, крупа и т. д.
1. Покройте тонким слоем пластилина картонку. Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры. 10-15 минут тишины обеспечено
2. Самые вкусные игры - ссыпать вместе 2-3 сорта изюма, орехов и т. д. и пусть он разбирает.
3. Берем разные баночки и крышки. Ребенок должен подобрать крышку к баночке (крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся, пусть тренирует пальчики.
4. Поставьте одну тарелочку с крупой, а другую пустую. Покажите ребенку, как надо брать ложкой крупу и перекладывать в пустую.
5. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе.
6. Делаем «бусы» из макарон с крупным просветом и длинным шнурком.
4. Результативность проекта Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей
детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими
воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на
знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли
желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли
упражнения на развитие мелкой моторики рук;
возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным,
улучшилась память;
Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия
педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации
проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в
домашних условиях.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи. Представленная система работы направлена не только на моторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельностью. Такое воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.
ЕЖЕДНЕВНО ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ЗАНЯТИЕ НА МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК!