Поштарь Ирина
Проект «Путешествие по золотому кольцу России» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
проект «Путешествие по золотому кольцу России» в старшей группе
Вид проекта : информационно – творческий
Актуальность проекта : Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не достаточно осознаны им, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Путешествие по золотому кольцу России – это уникальная возможность познакомиться с разными городами, с их историей и достопримечательностями. В каждом городе своя природа, свои традиции и свой быт, что позволит каждому ребенку расширить свой кругозор и обогатить свои представления о городах России.
Публикация «Проект „Путешествие по золотому кольцу России“ в старшей группе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта : осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, ее достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родной стране. Формирование представлений о золотом кольце России. Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Задачи:
1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России.
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием России.
3. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Критерии оценки эффективности проекта :
1. Воспитание патриотических чувств у дошкольников.
2. Представление о золотом кольце России, о культурных ценностях каждого города.
3. Расширение представлений детей о русских народных промыслах.
4. Обогащение словарного запаса по тематике проекта.
Направление деятельности и интеграция областей.
Направления деятельности
Ресурсное обеспечение проекта :
В начале проекта родителям было предложено посетить музеи г. Москвы, а именно:
1. Государственный музей изобразительных искусств А. С. Пушкина
2. Центр современного искусства
3. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Затем с родителями была проведена консультация по теме проекта. Родителям было предложено поучаствовать в создании альбома «Золотое кольцо России – глазами дошкольника». Родители с удовольствием включились в работу. Каждая семья выбрала тот город, который был ей интересен. На страницах альбома была освещена история каждого города, описаны достопримечательности. Родители с детьми выучили стихотворения о каждом городе. Был устроен литературный вечер для родителей, где дети читали выученные стихи.
Итог сотрудничества с родителями:
- оформление альбома «золотое кольцо России – глазами дошкольника». Предлагаем Вашему вниманию страницы данного альбома.
Презентация проекта :
Участники проекта : дети средней группы.
Подготовительный этап:
- подобрать иллюстрации, картины, слайды, аудиозаписи по темам занятий;
- подобрать детскую литературу по тематике проекта;
- подобрать образцы русских народных промыслов;
- подготовить материал для изобразительной деятельности.
Содержание проекта :
- провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т. д. ;
- привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов: «Города России»;
Реализация проекта :
1. Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:
• Тема 1. «Главный город нашей страны»
Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства, познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, фотографии, иллюстрации с изображением древнего и современного Кремля.
• Тема 2 «Русские народные промыслы»
Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки.
Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов.
1. «Художественное творчество детей» :
• Рисование на темы:
- «Красная площадь, стены и башни московского Кремля»;
- «Спасская башня»;
- «Книга сказок народов России».
• Декоративное рисование:
- «Городецкая роспись» - роспись подноса;
- «Это голубое чудо – Гжель!» - роспись тарелки;
- «Дымково» - роспись глиняных дымковских игрушек.
• Лепка:
- «Моё любимое животное»;
- «Дымковские игрушки» - (Барыня, Павлин, Козлик);
- «В гостях у сказки».
• Аппликация:
- «Спасская башня»;
- «Орнаменты для сарафанов и кокошников».
• Конструирование:
- выкладывание из палочек стенн Кремля.
3. Игровая деятельность детей:
• Дидактические игры:
- «Узнай наш флаг (герб)»;
- «Чей костюм?»;
- «С какого дерева листок»;
- «Чей хвост, чья голова»;
• Подвижные игры:
- «Гуси лебеди»;
- «Горелки»;
- «Заря-заряница»;
- «Краски»;
- «Пятнашки».
4. Чтение художественной литературы:
• Сказки народов России :
- «По щучьему веленью» - русская народная сказка;
- «Язык змей» - марийская народная сказка;
- «Девушка на луне» - чувашская народная сказка;
- «Красавица берёза» - удмуртская народная сказка;
- «Бедняк, волк и лиса» - осетинская народная сказка;
- «Девушка – хвощинка» - якутская народная сказка;
- «Глупый Кошкли» - эскимосская народная сказка.
• Рассказы, повести:
- «Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю. ;
- А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы);
- Н. Носов «Метро».
• Стихи о России, Москве, Родине:
- П. Воронько «Лучше нет родного края»;
- В. Лебедев-Кумач «Москва»;
- С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;
- «Россия»
Предлагаем вашему вниманию некоторые занятия познавательного цикла, проведенные в рамках реализации данного проекта :
Познавательная беседа
с детьми средней группы
на тему «Главный город нашей страны»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, фотографии; д/ игра «Найди герб (флаг) России»
Методы и приё мы: словесный (беседа, рассказ, художественное слово); наглядный (показ иллюстраций); игровой.
Ход беседы:
Воспитатель:
- Ребята, в какой стране мы живём? (В России)
- Как можно сказать про нашу страну? Какая она? (Большая, великая, красивая)
- Какие государственные символы России вы знаете? (Флаг, герб)
- Посмотрите, у меня на мольберте размещены флаги и гербы разных стран. Кто из вас найдёт флаг России? Герб России?
- Ребята, на Земле много разных стран и у каждой страны есть самый главный город – столица этой страны. Сегодня мы поговорим о самом главном городе нашей страны – Москве.
Москва – столица нашей Родины. Столица – это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны. Наша столица – самый большой и красивый город России.
- В старину люди говорили : «Град Москва – всей Руси глава». Москва – один из самых древних городов России.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева.
Глаз не схватит улиц длинных…
Это – матушка Москва…
Ф. Глинка
- Основание Москвы начиналось со строительства Кремля. Так строились почти все русские города. Потом Кремль окружили высокими каменными стенами. Таким мы его видим и сегодня. (Показ иллюстрации).
- В Кремле работают президент России и правительство.
- Посмотрите, на главной башне Кремля, Спасской, расположены часы с боем. Это самые большие и точные часы нашей страны. Бой именно этих часов, мы слышим с вами по телевизору в Новогоднюю ночь. Называются эти часы – Кремлёвские куранты.
- Главная площадь Москвы называется Красная площадь. Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей).
- В старину слово «красный» означало «красивый». Вот почему Красную площадь назвали «красной» - значит Красивая площадь.
- Посмотрите, какая она большая! (Показ иллюстрации). Здесь проходят праздничные парады, салюты, выступления знаменитых артистов. Мы с вами много раз видели Красную площадь по телевизору, а кто-то бывал на ней с родителями. (Рассказы детей).
- Мы можем приехать в Москву на поезде, прилететь на самолёте, приплыть на теплоходе. В Москве всегда очень много гостей! Кто-то приезжает в Москву по работе, в командировку, решать важные дела, кто-то едет в гости к друзьям, родственникам, многие приезжают в Москву в отпуск – полюбоваться её красотой, погулять по её улицам, площадям, побывать в музеях. А сколько в Москве иностранных туристов! В столице много интересных мест, музеев, красивых соборов и зданий. Поэтому люди из других стран так хотят побывать в Москве.
И действительно, Москва – очень красивый город. Много веков трудился наш народ, чтобы сделать её ещё краше.
Есть в Москве и прекрасные старинные памятники архитектуры, и современные здания. Посмотрите, какие красивые старинные храмы есть в Москве. (Показ иллюстраций). У каждого храма – колокольня. В старину говорили, что звон Московских колоколов слышен по всей Руси! Это храм Василия Блаженного, он находится на Красной площади, это храм Христа Спасителя. (Показ иллюстраций). Представляете, ребята, как много людей трудились, чтобы построить такую красоту.
- В Москве на Воробьёвых горах был построен первый в России университет имени Михаила Васильевича Ломоносова – это самое большое учебное заведение России. (Показ иллюстрации). Здесь учатся тысячи студентов. Конечно, потом в Москве были построены и другие институты.
Москва сегодня – это огромный город, в котором множество улиц и переулков, автомобильных дорог и мостов, театров и парков. В Москве самое протяжное в мире метро. Это целый город под землёй, по которому бегут поезда во все концы родной столицы.
Итог беседы:
Воспитатель:
- Во все времена граждане нашей большой страны искренне восхищались Москвой, любили её глубоко и преданно. Недаром знаменитый поэт А. С. Пушкин писал: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…».
Современные поэты тоже не перестают восхищаться красотой Москвы:
Здесь Кремль,
Здесь Воробьёвы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город.
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава.
Столица Родины – Москва.
И. Векшегонова
А сейчас, ребята, мы с вами построим московский Кремль из напольного конструктора.
Занятие в средней группе.
«Роспись гжельских изделий».
Цель: расширять знания детей о гжельской росписи.
Программное содержание:
- Продолжать учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла: колорит росписи, элементы узора.
- Закреплять навыки рисования всем ворсом кисти главные элементы узора - капельки, бутон, цветы, листья и орнаменты, и концом тонкой кисти - веточки, точки, линии, завитки.
- Развивать творчество, эстетический вкус.
- Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
Предварительная работа: Беседа с детьми об истории гжельского промысла, рассматривание иллюстраций с изображением гжельских узоров, изделий, рисование гжельских узоров, разучивание стихов о гжели.
Методы и приё мы:
- Наглядный метод - рассматривание гжельской посуды, ТСО.
- Игровой метод – дети попадают в сказку и отгадывают задачки; дидактическая игра «Укрась вазу гжельскими узорами».
-Практический метод – раскрашивание детьми гжельской посуды.
Материал и оборудование: гуашь, кисти, палитры, гжельские и хохломские изделия, заготовки тарелок, вырезанные из бумаги, разноцветные шары, корзина
Ход НОД:
Воспитатель:
- Ходит сказка у ворот,
С нами водит хоровод,
Подарила для игры
Разноцветные шары.
- Раз, два, три – шары собери, – дети собирают шары.
А теперь ищи столы, где такие же шары.
(дети рассаживаются за столы)
Воспитатель:
- Отгадайте, ребята, о каком народно – декоративном искусстве говорится:
Синяя сказка, глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка забота, тепло и терпенье
Русская, звонкая …. (гжель)
На столе находятся разные народно – декоративные промыслы, детям нужно оставить на столе только гжельские изделия, лишнее и убрать в корзину.
- Как вы догадались, что это гжельские изделия?
- Какие цвета используют для росписи художники Гжели?
Сейчас поиграем, будем шар передавать друг другу и называть гжельские элементы росписи.
- Какое стихотворение о Гжели вы знаете? (дети рассказывают стих о Гжели)
Фарфоровые чайники
Подсвечники, часы,
Животные, птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась, теперь
Известно всем в народе
Ее названье Гжель
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Воспитатель:
А теперь нас ждет следующее задание
Вот листок, а здесь цветок
И красивый завиток.
Ты попробуй, разгадай,
Что здесь лишнее узнай.
Нужно будет украсить гжельскими узорами вазу и расположить их правильно.
- Кто сможет справиться с заданием?
- Правильно Настя расположила узоры?
Какими элементами украшают середину посуды, (цветок, бутон, листок, капельки) и какой они величины? А края посуды украшают….(орнаментами из линий, точек, кругов, завитков) Как их рисуют?
Мастера скорей за дело
Украшать тарелку смело
Составляй гжельский узор
Чтобы радовал он взор.
Сейчас мы с вами будем Гжельскими мастерами и раскрасим тарелку гжельскими узорами.
- Какой краской будем рисовать гжельские узоры?
- Какой кисточкой и как будем рисовать узор в середине посуды?
- А тонкой кисточкой? (Прорисуем края узоров и орнамент по краям)
Приступаем к работе.
Итог, анализ детских работ. (Дети прикрепляют свои работы к доске)
- Ребята, посмотрите на свои рисунки и отметьте те работы у кого получились настоящие, правильно нарисованные гжельские элементы узора, в середине большой узор, а по краям узоры, нарисованные тонкой кисточкой. Дети объясняют, почему выделили ту или иную работу.
Конспект НОД из цикла
" Путешествие по золотому кольцу России"
тема: «Достопримечательности Сергиева-Посада».
Образовательная область - художественное творчество
Цель: Познакомить с русским народным костюмом Сергиева-Посада Московской Руси. Развивать творческие способности в изобразительной, речевой деятельности.
Активизировать словарь: крестьянка, рубаха, сарафан, холст, старинные законы, нагрудник, душегрея, кокошник, прялка,портные, сундук, косоворотка, понева, передник.
Предварительная работа: Рассматривание этих предметов, знакомство с бытом крестьян Сергиева-Посада Московской Руси. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как в поле рубашка выросла»
Ход НОД.
Воспитатель: Добрый день, гости званные, желанные.
Рады мы всем гостям, как добрым вестям!
Всех примечаем, душевно встречаем,
Присесть приглашаем.
(Дети проходят и рассаживаются на стулья, стоящие полукругом на ковре. Перед ними находятся различные предметы старинного быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни русских людей в старину).
Воспитатель: Собрались мы с вами сегодня, чтобы узнать какую одежду носили наши предки. Посмотрите на картинку. На картинке мы видим с вами ткацкий станок, на котором ткали ткань. Из рассказа К. Д. Ушинского «Как в поле рубашка выросла», мы узнали, как нелегко было получить льняное полотно, чтобы сшить рубашку. А вот теперь в нашем столе мы увидели прялку. А для чего она была нужна?
(Дети отвечают).
Воспитатель: Да ребята. Крестьянская жизнь была нелегкой. Все надо было сделать своими руками и вырастить лен, наткать ткани, спрясть пряжу и сшить одежду. А как назывались люди, которые шили одежду (Портные)
В старину вся одежда называлась порты или портище. Так называли всю одежду и мужскую и женскую. Отсюда и идет слово портной. Слово платье появилось позже. А как вы считаете, кто раньше чаше были портными мужчины или женщины. (Дети отвечают). Многие столетья портными были только мужчины. К мастерам портным на ученье отдавали мальчиков, для этого их даже привозили в Москву из других городов. А в деревнях, как правило, одежду шили дома. В бедных семьях сама хозяйка, в богатых-служанки. До нашего времени даже дошла поговорка «Всяк портной на свой раскрой». До нашего времени подлинной повседневной одежды почти не осталось, ее донашивали, перешивали, латали до полной ветхости
«Не поносишь старого – не носить и нового» - говорили в старину
А как вы думаете, где хранилась одежда? (Дети отвечают – в сундуке)
Воспитатель: Вот и у нас тоже в нашей группе стоит сундук. Давайте его откроем и посмотрим, что лежит там.
Дети подходят к сундуку, звучит народная музыка и воспитатель достает из сундука двух кукол Ивана и Марью в русских народных костюмах.
Воспитатель: Куклы к празднику готовы,
Посмотрите на обновы –
Сарафаны расписные
Да рубашечки льняные
Мальчика зовут Иван
А на Марье сарафан.
Хотят с вами подружиться,
Вместе петь и веселиться.
Ребята, а во что нарядились наши куклы? Во что одета Марья? (Дети отвечают сарафан, кокошник, рубаха, сапожки). А Иван? (Штаны, рубашка, сапоги)
А чем украшены костюмы? (Дети отвечают – рубашка и сарафан украшены вышивкой, отделаны тесьмой. На кокошнике вышит узор. На шее у Марьи бусы)
Ведущая : Марья гостей ждала, наряжалася
Бусы красны надевала - украшалася.
Когда бусы одевала –
Нитку шелкову порвала.
Люди добры – помогите,
Марье бусы соберите.
Организуется ИГРА «Собери бусы». На столе рассыпаются бусины. Дети нанизывают бусины на нитку. Играет веселая народная музыка. Игра повторяется 2 -3 раза
Воспитатель: Молодцы ребята. Садитесь на свои места. Вы увидели сегодня как старались украсить свою одежду простые люди. Ими было придумано много способов окраски ткани. Краску делали, используя разные растения -зверобой, василек, листья бузины, березы, шелуху лука. Краски умело смешивали, получая разные цветовые оттенки. В каждом регионе жители имели свои пристрастия в выборе цвета одежды.
Давайте рассмотрим женский костюм Сергиев-Посада Московской Руси.
Верхней одеждой у крестьянок служила по-прежнему рубаха из хлопчатобумажной ткани с узким длинным рукавом, собранная по горловине. Поверх рубахи надевали сарафан. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом мелких оловянных пуговиц. Сарафан держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью. Наряду с сарафанами в женском костюме Московской Руси продолжали носить старинные запону, нагрудник, поневу, передник. Короткой верхней распашной одеждой была дущегрея, которая, так же как и сарафан, держалась на плечевых лямках.
У русской рубахи мужчин был своеобразный покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку. Поэтому она называлась косовороткой. Белая косоворотка часто украшалась по вороту, подолу и низу рукавов вышивкой. На груди делалась вставка другого цвета. Мужские брюки были обычно синего, или черного цвета. Выходные штаны иногда шили из ткани в полоску.
Посмотрите на Марью. А какие места в женской одежде чаще всего украшались?
(Дети отвечают – рукава, горловина рубахи, верх и подол сарафана).
Воспитатель: Ребятки а у наших Ивана и Марьи есть сестренки, Но вот беда не могут они вместе с ними веселиться, потому что не украшены их наряды.
Не танцует, не поет
Наш игрушечный народ.
Сарафан у них простой-
Белый, а не расписной.
Не украшена рубашка –
Нет и вышивки на ней.
Все исправить, все украсить
Просят куколки детей
Ребята, давайте поможем куколкам, украсим их сарафаны так, как это делали в старину наши предки.
Дети соглашаются и разукрашивают сарафаны для кукол.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, какие сарафаны у нас получились.
А теперь ребятки пройдитесь по кругу, пусть все полюбуются на вашу работу.
Расступись, честной народ!
На лужайке у ворот
Закружился, завертелся
Разноцветный хоровод.
Куклы Иван и Марья благодарят детей за работу и прощаются с ними.
Результаты мониторинга в рамках реализации проекта :
образовательная область Май 2017 года июнь 2017 года
познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
71%
98%
формирование целостной картины мира 84% 97%
коммуникация 70% 96%
чтение художественной литературы
61%
98%
художественное творчество – лепка
65%
96%
художественное творче-ство – аппликация
85%
96%
художественное творче-ство – рисование
80%
97%
Сравнивая показатели мониторинга, можно с уверенностью сказать, что у детей заметно обогатился словарный запас по тематике проекта, сформировались представления о золотом кольце России, о культурных ценностях каждого города, о русских народных промыслах. Показатели по продуктивной деятельности возросли в несколько раз. Содержание данного проекта можно использовать в рамках дополнительного образования.
Выводы
• В ходе проекта у детей возрос интерес к истории и культуре родной страны – России, ее достопримечательностям. Для детей были созданы условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России. Осуществлено ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием России. Сформировались основы патриотических чувств: любовь, гордость, уважение к своей стране, ее культуре. Обобщились знания детей о государственных символах России – флаг, герб, гимн.
• Вместе с родителями дети принимали активное участие в творчестве при создании альбома «Золотое кольцо России – глазами дошкольника»
• Работа над проектом показала, что дети с огромным желанием и интересом принимают участие в работе.
Перспективы дальнейшей работы
Цель: продолжать осуществлять комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщать дошкольников к истории и культуре родной страны – России, ее достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родной стране. Продолжать воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Задачи:
1. Продолжать создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России.
2. Продолжать осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием России.
3. Продолжать воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Список используемой литературы:
1. Лунина Г. В. «Воспитание детей на традициях русской культуры», М., 2005
2. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» /под редакцией Виноградовой А. М. /, М., 1980
3. Мерзлякова С. И., Кондрыкинская Л. А «Дошкольникам о Москве», М., 2004
4. Осипова Л. Е., Зеленова Н. Г. «Мы живем в России», М., 2011