Ирина Михнёва
Проект «Путешествие по карте родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети 6-7 лет, родители, педагоги.
Вид проекта : познавательный, исследовательский, краткосрочный.
Актуальность темы: воспитание у детей любви к Родине происходит через накопление ими социального опыта в процессе усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений с окружающими людьми, приобщения к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Наш современник академик Д. С. Лихачев отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному краю, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». Как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к малой Родине. Постепенно, эта любовь перерастает в гражданские чувства, такие как гордость за свою страну, свой народ. Поэтому знакомя с природой, достопримечательностями, людьми, которые окружают ребенка, историей своего края, необходимо формировать духовные ценности и это актуально, так как именно в дошкольном возрасте дети осознают свою принадлежность к малой Родине.
Публикация «Проект „Путешествие по карте родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Цель проекта : формирование интереса у дошкольников интереса к истории своего края.
Задачи:
1. Формировать представления о историческом прошлом и настоящем родного края;
2. Развивать ретроспективный взгляд на то, что было раньше и какие изменения произошли в развитии родного края через установление причинно - следственных связей, временные отношения;
3. Развивать познавательную инициативу в процессе сбора информации о историческом прошлом и настоящем родного края;
4. Расширять кругозор (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Постановка проблемы: в процессе подготовки к творческой деятельности «Книга своими руками», в рамках тематической недели, посвященной книге, дети столкнулись с трудностями по подбору содержания книги о родном крае. Возникла идея, собрать материал о родном крае, о том, чем славится родной край, как живут в нем люди, что было раньше и сейчас. Для того, чтобы собрать такую информацию детям пришлось обратиться к разным источникам, один из которых была карта ресурсов Иркутской области. Детей заинтересовали природные и промышленные ресурсы края. В процессе общения выяснилось, что некоторые из детей слышали о них от бабушек и дедушек, строивших города и заводы, что на территории нашего края проживают люди разных национальностей. Сбор информации о самых интересных событиях нашего края послужил поводом создания проекта
«Путешествие по карте родного края», в основе которого положен исследовательский метод «путешествие по карте». Особенность этого метода
развитие познавательной инициативы, (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта. К таким основополагающим формам упорядочения опыта относятся родовидовые (классификационные, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения, которые усваиваются дошкольниками в процессе практических и образно- символических действий, в рамках проектной деятельности, в которой дошкольники занимают активную исследовательскую позицию. В процессе путешествия дети осваивают пространственные и временные отношения (о родном крае, тем самым формируя целостную картину об историческом прошлом и настоящем родного края.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса к историческому прошлому и настоящему своего края;
-расширение кругозора о достопримечательностях родного края, природных ресурсах;
- развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков;
- воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю;
- повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.
План реализации проекта :
I – й этап:
Обсуждение: как узнать об историческом прошлом и настоящем родного края? что мы знаем? что мы хотим узнать?
Сбор информации: сбор литературы (вырезки из газеты «Огни Ангары», фотографии, познавательная литература, поиск информации в интернете)
Составление плана мероприятий;
- Рассматривание глобуса «Мой город и край на глобусе»;
- Проблемная ситуация «Как карта может рассказать об истории родного края»;
- Рассматривание карты Иркутской области;
- Составление маршрута путешествия :
• начало путешествия - каменный век (раскопки) «О чем рассказали раскопки?»,
• поселения бурят «коренные жители»,
• «остроги» - появление иркутского и братского острога,
• как появилась сибирская губерния,
• «города на карте» - как появились города,
• край сегодня.
II – й этап:
- Цикл образовательных ситуаций:
• «О чем рассказали раскопки». Цель: познакомить с материалами археологических раскопок, рассказывающих об образе жизни древних людей (быт, занятия).
• Путешествие в прошлое родного края. Цель: познакомить с образом жизни коренных жителей (буряты, тунгусы)- (быт, занятия, традиции).
• «Как появились остроги». Цель: познакомить детей с историей происхождения острогов и с появлением русских на территории Прибайкалья.
• Сибирь - богатый край (появление сибирской губернии). Цель: познакомить с природными богатствами края.
• «Города на карте». Цель: познакомить с историей возникновения городов: Иркутска, Черемхово, Шелехово, Байкальска, Братска, Ангарска.
• «Достопримечательности края». Цель: познакомит с достопримечательностями края : иркутской и братской ГЭС, железная дорога Тайшет — Лена, Трансибирская магистраль, Коршуновский горно-обогатительный комбинат,Братский алюминевый завод и др.
- Организация информационной рублики «Это интересно» (события, факты);
- Встречи с интересными людьми (ветеранами);
- Посещение музея Братск гэсстроя, Ангарская деревня;
- Беседы: «Мой город», «Мой край, в котором я живу»;
- Экскурсии и целевые прогулки: по детскому саду, улицам города, детскую библиотеку;
- С/ р игры: «Путешествие по родному краю», «Путешествие во времени», «Д/ и: «Узнай на фото», «Найди нужный флаг», «Найди место недостающим элементам», «Ассоциации»;
-Творческие и развивающие игры: «Придумай герб», «Раскрась флаг нашего города, области», «Расскажи каким будет край через 1000 лет», «Мечтатели», «Когда я вырасту…», «Строим город будущего».
III – й этап:
- Фотовыставки: «Любимые уголки моего города», «С чего начинается Родина»;
-Выставка рисунка «Лучше края не найдешь»;
- Совместный праздник «Мой край - мой дом родной».