Гольцева Светлана
Проект «Пушкин с нами на всегда»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пушкин с нами на всегда»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Большеболдинский детский сад «Солнышко»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Разработала: Воспитатель - Гольцева С. Л.
с. Б. -Болдино, 2017
Едва за книгой руку протяну
И пушкинские разверну страницы –
Забыто все, я у него в плену,
Публикация «Проект „Пушкин с нами на всегда“» размещена в разделах
И тихая беседа наша длится…
М. Горький
Введение.
Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.
Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Огромно их воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкина воздействуют на личность малышей, обогащают эмоциональный мир, показывают красоту русской речи.
Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений.
Творчество А. С. Пушкина помогают ребёнку развить высокий уровень культуры речи. В него входят три признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объём словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность речи – это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Творчество А. С. Пушкина способствуют развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Формирование грамматического строя речи через сказки А. С. Пушкина способствует составлять целое высказывание.
Актуальность: современные дети, в том числе и дошкольники, разносторонне развиты, активны, любознательны. Но порой они недостаточно воспитаны, не всегда внимательны к окружающей красоте, иногда проявляют чёрствость и бессердечие. Новые информационные технологии, безусловно, расширяют возможности развития наших воспитанников, но в то же время отдаляют детей от мира прекрасного, доброго, вечного.
В современных учреждениях образования, в том числе и нашем, возникает необходимость в разработке новых подходов к воспитанию дошкольников, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
“Искусство очеловечивает”, - говорил известный живописец и педагог Б. М. Неменский. Бесспорным является и тот факт, что именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Выражаем уверенность, что разработанные нами уроки искусства и литературы, познавательные и творческие проекты вносят частицу в важнейшее дело воспитания современного дошкольника, помогают ориентироваться в окружающей действительности, понять ее многообразие, способствуют обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияют на познание нравственной стороны действительности, повышают познавательную активность.
Не секрет, что наших детей окружают Монстры Хай, Человеки Пауки, Нинзяги, Гарри Поттеры и другие герои иностранных мультфильмов и фильмов. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре, национальному духовному богатству, развитие интереса к историческим событиям своей страны и историческим личностям, прославившим Россию, - ещё одна актуальная проблема нашего общества. В связи с этим очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей Родины.
Когда мы говорим о России и ее культурном наследии, первое имя, которое вспоминается большинству – имя Александра Сергеевича Пушкина - одного из ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей. Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок великого русского поэта в формировании эстетически нравственной личности ребёнка.
Анализ бесед с родителями показал, что лишь малая часть последних читают ребятам сказки А. С. Пушкина, считая их недоступными пониманию детей дошкольного возраста. Мы же предполагаем, что благодаря изучению творчества великого русского поэта содействуем появлению у детей стремления к постоянному общению с книгой, развиваем способность наслаждаться художественным словом, учим уместно употреблять в речи образные выражения, создаём ситуации, способствующие возникновению интереса к изучению творчества и других писателей.
Цель: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Познакомить с творчеством А. С. Пушкина.
2. Продолжать закреплять умение общаться с книгой.
3. Организовать заучивание некоторых стихов А. С. Пушкина
4. Формировать заинтересованность детей и родителей в творчестве великого русского поэта
5. Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.
6. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию и родной язык.
7. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
8. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.
9. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
Вид проекта : групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: 3 месяца (с сентября по ноябрь); в рамках МБДОУ и при сотрудничестве с работниками музея А. С. Пушкина
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители, сотрудники музея А. С. Пушкина.
Обеспечение: ноутбук, проектор, музыкальный центр, сборники сказок А. С. Пушкина; иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии по биографии А. С Пушкина, фото-презентации; мультфильмы по сказкам А. С. Пушкина; аудиозаписи классической музыки композитора Н. А. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса, А. С. Грибоедова, М. И. Глинки
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный:
Ожидаемые результаты:
*Дети познакомятся с творчеством великого русского поэта, что вызовет у них чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения.
*Участвуют в творческих группах по созданию спектаклей, владеют навыками театральной культуры.
*Различают жанры литературных произведений; принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, выразительно читают стихотворения наизусть.
* Родители проявляют интерес к интеллектуальному развитию своих детей.
- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А. С Пушкина;
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- подбор художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта; создание проблемной ситуации для детей;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
- разработка памяток для родителей “Что, как и когда читать детям”.
- организация выставки книг с привлечением родителей “Мои любимые сказки”.
2 этап - реализация проекта :
Ожидаемые результаты:
*Ребёнок проявляет эмоциональное отношение к произведениям Александра Сергеевича Пушкина, эмоционально исполняет «роль», передает интонацией, мимикой и жестами свое отношение к содержанию поэтической фразы.
*Различает жанры литературных произведений; пересказывает отрывки из сказки, сопереживает персонажам сказки; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; адекватно использует вербальные и невербальные средства общения.
* Составляет предложения по набору картинок; умеет работать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
*Знает тексты сказок, может ответить на вопрос взрослого. Создает индивидуальные рисунки на тему «Сказки Пушкина»; использует разные материалы и способы создания изображения.
*Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности. Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции; интересуется новым, неизвестным, в случае затруднений обращается к взрослому; по собственному замыслу создает образы и предметы из понравившихся сказок.
*Умеет создавать предметные и сюжетные изображения по представлению; создает композиции, используя бумагу разной фактуры и различные способы вырезания и обрывания.
*Участвует в творческих группах по созданию спектаклей; умеет распределять обязанности и роли, обладает творческой самостоятельностью.
*Умеет выразительно и эмоционально рассказать понравившееся стихотворение; обладает творческой фантазией.
*Придерживается во время игры намеченного замысла, проявляет себя доброжелательным и терпимым партнером.
*Проявляет интерес к исследовательской работе, развивается интерес к художественной литературе; литературный багаж пополняется стихотворениями.
Речевое развитие:
Задачи:
*обогащение активного словаря;
* развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
* развитие речевого творчества;
*развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
*знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
*формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Чтение. «Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке»,"Сказка о попе и работнике его Балде", "Сказка о Золотом петушке", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Задачи:
*продолжать знакомить детей с новыми литературными произведениями; *продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного;
* развивать интерес к художественной литературе;
*способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Заучивание стихотворения. «У лукоморья дуб зелёный…» - знакомить детей с новым литературным произведением А. С. Пушкина.
Рассказывание прочитанных сказок.
Задачи:
*уточнять и обогащать знания детей о сказках,
*формировать представления о справедливости, добре, дружбе, сострадании, смелости,
*вызывать эмоциональный отклик детей,
*воспитывать интерес к чтению, любовь к художественной литературе.
Творческое рассказывание. «Герои сказок в нашем времени»
Задачи:
*совершенствовать умение последовательно составлять рассказ с развивающимся действием;
*закреплять умение слушать ответы других детей, развитие связной речи и творческого воображения.
НОД Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки» (см. приложение)
Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина : «Воротился старик ко старухе…» Т. А. Маврина; «Царевна - Лебедь» М. Врубель; «Бочка по морю плывет» И. Билибин; «Тридцать три богатыря» И. Билибин; «Царевна – Лебедь» И. Билибин.
Познавательное развитие:
Задачи:
* формирование познавательных действий, становление сознания; *развитие воображения и творческой активности;
*формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Беседы с детьми: «О жизни и творчестве А. С. Пушкина»,
«Природа в поэзии А. С. Пушкина», «Какие сказки А. С. Пушкина читаете дома», «Чем сказки А. С. Пушкина любимы»
Задачи: развитие познавательного кругозора детей, любознательности; развитие мышления, воображения; воспитывать интерес к творчеству поэта; уточнить знания детей о том, что Пушкин писал не только стихи и сказки, но также и повести, рассказы, романы.
Исследовательская работа о жизни А. С. Пушкина : «Откуда брались сказки».
ФЭМП. Викторина по математике «Герои сказок Пушкина в цифрах»
Конструирование.
«Флот царя Салтана», «Сказочные дворцы». Оригами «Кот ученый».
Мультимедийная презентация: «Здравствуй, Пушкин!»
Социально-коммуникативное развитие:
Задачи:
* способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
*побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий.
* развивать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля.
Этическая беседа: «Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта»
Сюжетно-ролевые игры.
«Театр сказок», «Пушкинский бал», «В царстве славного Салтана», «Библиотека».
Задачи:
*создание положительного (благоприятного) эмоционального микроклимата в группе;
*вовлечение в игру малоактивных детей;
*формировать умение применять в игре полученные ранее знания в окружающей жизни;
*продолжать создавать условия для развития творческих способностей детей;
*совершенствовать умение создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;
*развивать умения брать на себя роль и действовать в соответствии с ней до конца игры;
*формировать положительные взаимоотношения и культуру поведения в общественных местах, употребление в речи вежливых слов; *совершенствовать речевое общение;
*учить ориентироваться в пространстве;
*развивать выразительность речи, звукопроизношение, мелкую моторику.
Настольно-печатные игры.
Игры с пазлами «Сказки Пушкина», «Разрезные картинки герои сказок», «Домино по сказкам», «Найди дорогу к дворцу».
Задачи:
*соблюдать правила игры;
*воспитывать у детей правилам поведения в игре, уверенность в себе при решении проблем и конфликтных ситуаций, возникающих по ходу игры.
Дидактические игры.
«Золотая рыбка», «Найди предметы из сказок Пушкина», «Скажи наоборот», «В синем море - океане», «Кого не стало?»,
«Подбери схему», «Вспомни сказку», «Кто скорее?», «Составь и прочитай слова».
Ручной труд: ремонт книг
Художественно – эстетическое развитие:
Задачи:
*развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
*становление эстетического отношения к окружающему миру;
*формировать элементарные представления о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
*стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений;
*реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Рассматривание иллюстраций художников о природе в произведениях А. С. Пушкина.
Рисование. НОД
«Золотая рыбка». «Рады мы проказам матушки зимы», «Ель растет перед дворцом», «Что за прелесть эти сказки!», «Сказочный дворец».
Задачи:
*продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы персонажей;
*вырабатывать навык рисования контура простым карандашом; *активизировать творческие проявления детей;
*расширять представление детей о проявлениях различных эмоций; *формировать умение устанавливать связь между настроением живописного произведения (рисунка) и его цветовым решением.
Лепка.
НОД «Петушок золотой гребешок».«Лебедь белая плывёт».
Задачи:
*умение лепить фигуру птицы, животного; сглаживать поверхность формы; делать предметы устойчивыми; побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения. Формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Аппликация.
Коллаж: «Герои сказок Пушкина»
Задачи:
*развивать у детей речь, мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение;
*воспитывать аккуратность, бережное отношение к своему труду и творчеству.
Раскрашивание раскрасок по сказкам А. С. Пушкина
Задачи:
*развивать основные компоненты внимания; воображения; улучшать темпы деятельности.
Игры-драматизации по сказкам:
«У самого синего моря», «Свет мой, зеркальце, скажи», «В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря», «Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?».
Задачи:
*Развивать желание участвовать в драматизации сказки,
*воспитывать умение совместно работать над постановкой,
*вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
*расширять кругозор, доставить детям радость;
*совершенствовать интонационную выразительность речи;
*развивать детское творчество музыкальной и театрализованной деятельности;
*развить диалогическую речь;
*воспитывать любовь к сказкам.
Игра-фантазия. «Если б я поймал золотую рыбку».
Слушание: музыкальных произведений: “ Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна Лебедь”; “Полет шмеля”; “Океан море” Н. Римского-Корсакова; “ “Лебедь”, “Танец Золотой рыбки” К. Сен-Санса из цикла “Карнавал животных”.
*Развивать умение слушать произведение, рассказывать о ком и о чём музыка.
Просмотр мультипликационных фильмов. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», Сказка о попе и о работнике его Балде и д. р.
Физическое развитие:
Способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Утренняя гимнастика «Герои сказок»
Пальчиковые игры. «Снежок» «Дружба», «Утро настало», «Здравствуй солнце золотое"
Подвижные игры. Хороводная игра «Прялица», «Море волнуется», «Петушок и курочка», «Морская фигура замри», «Два Мороза».
Совместная деятельность детей и родителей
1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам А. С. Пушкина.
2. Заучивание отрывков из сказок.
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам, участие в конкурсах.
Ожидаемые результаты:
- развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина, к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
3 этап – заключительный:
Ожидаемые результаты:
*Родители проявляют интерес к интеллектуальному развитию своих детей. *Осуществляется целенаправленное приобщение дошкольников к важнейшим сферам человеческой деятельности и культуры.
Продукт проектной деятельности :
- изготовление к пушкинскому уголку макета «У лукоморья»
- викторина «Что за прелесть эти сказки!»
-Пушкинский бал «Пушкин с нами навсегда» (совместно с сотрудниками музея)
- наглядная информация для родителей "Знакомим дошкольников со сказкой", "Великий писатель и поэт… "
- стендовая информация для родителей "Как научить ребёнка слушать? "
- выставка совместных творческих работ родителей и детей "Моя любимая сказка".
Методические пособия:
В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Книга для чтения в детском саду и дома, 5-7лет, изд. Оникс, М,2008.
Л. Н. Елисеева, Хрестоматия для маленьких, М., изд. Просвещение, 1982. Н. В. Нищева, Развитие связной речи у детей дошкольного возраста, Спб, Детсво-Пресс, 2009.
А. С. Пушкин, Сказки Омега-пресс, 2007.
О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш, Знакомим дошкольников с литературой, М., ТЦ. Сфера, 2005.
Белоусова Л. Е. Добрые досуги С-Пб. : 2003.
Дошкольное воспитание. - 2005, № 3, 5.
Зацепина М. Б., Комарова Т. С. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. М. : 2001.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждение. М. : 2003.
«Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой» автор Н. В. Микляева;
«Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками» автор Л. Е. Кыласова
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – СПб. Детство-Пресс, 2002
Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада Просвещение, 1991.
И. В. Мальцева «Пальчиковые игры для детей (от 3 до 7 лет, Санкт Петербург издательская группа «Азбука» Классика – 2010 г.
Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», Москва «ВАКО»2011г.
Е. А. Алябьева «Развитие воображения и речи у детей 4-7 лет» Творческий центр
Москва 2006г.
Эльконин Д. Б. Психология игры – Москва 1999г
Т. А. Бударина, О. О. Маркеев «Знакомство детей с русским народным творчеством»
Н. В. Микляева «Социально – нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет»
Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников».