Светлана Черемных
Проект «Мадам Пуговка»
▼ Скачать + Заказать документы
раткая аннотация проекта
Данный проект рассказывает об истории пуговицы, её видах и роли в жизни человека разных веков и народов. Проект знакомит с современными видами пуговиц, учит детей, а также подбирать их по цвету и размеру. Благодаря проекту дети знакомятся с различными сферами деятельности человека.
Направляющие вопросы
1. История возникновения пуговицы.
Публикация «Проект „Мадам Пуговка“» размещена в разделах
- Проекты
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
2. Виды пуговиц в различные эпохи.
3. Современные пуговицы.
4. Приметы, пословицы, поговорки связанные с пуговицами.
5. Художественное чтение.
6. Применение пуговиц.
7. Безопасность.
8. Коллекционирование пуговиц.
9. Мини – музей.
План проекта
Сроки реализации: ноябрь-май (2015 -2016 учебный год)
1. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.
2. Представление проблемной ситуации.
3. Работа с родителями.
4. Обсуждение темы проекта.
5. Мультимедийная презентация воспитателя для выявления представлений и интересов детей.
6. Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
7. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
8. Самостоятельная исследовательская, поисковая деятельность детей и родителей в соответствии со своим заданием.
9. Конкурс «Чудо – пуговица»
10. Дидактические материалы
11. Игры с пуговицами
12. Оформление результатов проектной деятельности.
13. Продукт проекта : мини-музей пуговиц в группе.
14. Защита проекта.
15. Публикация проекта в СМИ
Актуальность
«Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание». Э. М. Ремарк
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.
Подтверждением тому стала исследовательская деятельность, проведенная с воспитанниками и с участием родителей в МКДОУ «Детский сад №11» города Нижнеудинска Иркутской области в рамках проекта "Мадам Пуговка".
Идея создания проекта возникла в ходе тематической недели "История вещей", организованной с целью развития познавательного интереса воспитанников к предметному миру. Для детей особенно важны навыки обследования предметов и умения находить сходства и отличия, делать выводы из полученной в ходе обследования информации.
Основная цель проекта :
-формировать у детей естественно-научные представления о предметах окружающего мира;
-расширять кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности;
-развивать мелкую моторику, связную речь, мышление и творческие способности детей.
Исходя из поставленных целей были определены задачи проекта :
• развивать стремления к поисково-познавательной деятельности;
• развивать мыслительную активность и творческие способности;
• обогащать сенсорный опыт детей;
• развивать познавательные процессы и мелкую моторику рук;
• развивать коммуникативные навыки и лексико-грамматический строй речи;
• совершенствовать аналитическое восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
• поддерживать стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей;
• поощрять самостоятельно применять детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;
• формировать представление о многообразии видов пуговиц;
• познакомить детей с различными способами пришивания пуговиц;
• совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
• воспитывать нравственно - волевые качества; применять полученные знания в жизнь.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Задачи, реализуемые в ходе проекта :
Организовывать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей.
Прогнозируемый результат
Повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Первый этап.
Цели: заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развивать желание больше узнать о каком-либо объекте.
Проект предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах. Использовалась модель двух вопросов: "Что я знаю?" и "Что я хочу узнать?". Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности: «Что означает слово "пуговица"?»; "Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?";
"Какими были первые пуговицы?"; "Каких видов бывают пуговицы?"; "Из каких материалов делают пуговицы?"; "Какие есть способы пришивания пуговиц?"; "Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?".
Конкурс «Чудо - пуговица»
После постановки целей и задач проекта я обсудила план работы над проектом с родителями, провела консультацию «Коллекция пуговиц – как средство развития познавательных психических процессов и мелкой моторики рук».
Мы с детьми и родителями собрали коллекцию пуговиц. Дети приносили пуговицы, которые привлекли их внимание. Вместе с воспитателем обсуждали, где была найдена пуговица, почему она их заинтересовала, какая пуговица, из чего она сделана. Дети не только составляли описательный рассказ о находке, но и придумывали сказочные истории о найденных пуговицах. Собранные пуговицы мы рассортировали по группам: цвет, размер, материал изготовления, узоры.
Полученную коллекцию мы использовали на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений в экспериментально- поисковой деятельности, проведении дидактических и сюжетных игр, исследовательской деятельности.
На втором этапе были выбраны темы проектов, которые дети совместно с родителями должны были подготовить к четвертому этапу.
Цели: расширять знания детей об окружающем мире; развивать мышление, активизировать речь; заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования; развивать познавательную активность.
Кроме того, определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта.
Так, в результате реализации совместных проектов дошкольники подготовили литературное творчество, изготовили поделки, нарисовали для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы, подобрали материал о видах пуговиц, систематизировали образцы по типу материала, цвету, размеру, структуре и форме. Кроме того, они не только узнали, что слово "пуговица" произошло от слова "пугать", но и нашли старинную пуговку-бубенчик.
Третий этап строился на основе интеграции образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Безопасность", "Здоровье", "Коммуникация", "Труд", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество".
Цели: развивать познавательные процессы и мелкую моторику рук; развивать коммуникативные навыки и лексико-грамматический строй речи; совершенствовать аналитическое восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения; поддерживать стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей; развивать творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки; познакомить детей с различными способами пришивания пуговиц; воспитывать нравственно - волевые качества; применять полученные знания в жизнь.
Образовательная деятельность осуществлялась педагогом в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. Так, например, знакомство с пословицами и поговорками в основном происходило тогда, когда дети одевались, и им приходилось застегивать пуговицы. Если кто-то ошибался, то мог услышать: "Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк".
В рамках трудовой деятельности, используя шнуровки, воспитанники учились пришивать пуговицы.
Продолжением беседы о дизайне одежды стала игра "Мы дизайнеры", во время которой дети старались правильно подобрать пуговицы к вещам из разных материалов (пальто, блузке, детскому платью и т. п.). Во время художественного творчества они придумывали свои пуговицы. При посещении интернет-музея пуговицы дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы. На страницах интернет-музея дети также смогли увидеть, какими были первые пуговицы, пуговицы царских особ, мундирные или форменные пуговицы, дизайнерские.
Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности. Игры "Найди пару", "Какая лишняя?" позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде.
В ходе самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали пуговицы на одежде и пришли к выводу, что эти детали очень различаются и пришиты по-разному. Воспитанники с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц. Получилась так называемая пуговичная мозаика.
Таким образом, на данном этапе дошкольники узнали интересные факты из истории пуговицы, пословицы и поговорки об этой детали одежды, получили представление о способах пришивания пуговиц (в т. ч. дизайнерских) и их значении.
Четвертый этап.
Цели: развивать познавательные процессы и мелкую моторику рук; развивать коммуникативные навыки и лексико-грамматический строй речи; совершенствовать аналитическое восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения; поддерживать стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей; развивать творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки; познакомить детей с различными способами пришивания пуговиц; воспитывать нравственно - волевые качества; применять полученные знания в жизнь.
Формы и методы работы с детьми - игровая деятельность.
Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Подбери по цвету».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».
Продуктивная деятельность. «Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор» (пуговица-штамп)
Составление из пуговиц узоров на пластилине. «Бабочка», «Гусеница», «Вол- шебный цветок».
Конструирование. Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина - «Гусеница», «Домик», «Пирамидка», «Весёлые человечки».
Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
Экспериментально-поисковая деятельность - Рассматривание пуговиц под лупой.
Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
Коммуникация. Составление описательных рассказов о пуговицах. Речевые упражнения «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи». Придумывание сказок и историй.
Формы и методы работы с родителями. Беседы с родителями о важности данной проблемы. Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея новыми экспонатами. Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.
На четвертом этапе на основе полученной в ходе исследования информации в группе был создан мини-музей и собраны коллекции пуговиц. В группе появились образцы пуговиц, сгруппированные по видам: "Детские пуговицы", "Металлические и форменные пуговицы", "Пуговицы для верхней одежды", "Пуговицы-украшения".
В мини-музее есть пуговица, которую трогательно назвали "прабабушкой" пуговиц, т. к. именно такими пользовались во времена прабабушек. Особую гордость коллекции представляют форменные пуговицы 50-60-х годов XX в. В собрании также есть пуговицы, украшающие морскую форму, форму военных и почтальонов. Принадлежность некоторых пуговиц удалось установить с помощью классификатора исторических пуговиц сайта коллекционеров.
Создание мини-музея и коллекции позволило не только представить разнообразие видов пуговиц, определить их принадлежность, но и узнать, из каких материалов их делают. Знания, полученные в ходе оформления коллекции, закреплялись педагогом с помощью разнообразных игр. В качестве примера в приложении представлен перечень дидактических игр и упражнений по теме проекта "История пуговицы".
На этапе продуктивной деятельности воспитанники вместе с педагогами изготовили аппликации, панно и другие поделки. Оказалось, что из пуговиц можно сделать массу красивых вещей. Девочки с удовольствием демонстрировали интересные украшения: браслеты, бусы из пуговиц, ободки для волос.
5 этап. Определение задач для новых проектов.