Светлана волченко
Проект «История пуговицы»
▼ Скачать + Заказать документы
«История пуговицы»
познавательно-исследовательский проект для дошкольников.
Паспорт проекта
Образовательная область: Познание
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
По характеру контактов: В реализации проекта принимают участие дети старшей и подготовительной группы, воспитатели группы.
По количеству участников: групповой.
Актуальность
Публикация «Проект „История пуговицы“» размещена в разделах
Не секрет, что ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно через нее и следует воздействовать. Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной социальной и культурной среде.
Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему “очеловечивать все сущее”
Способы вовлечения дошкольников в процесс восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.
Бросовый материал, наверное, один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия. Пластиковые бутылки, пищевые контейнеры, стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки, киндерсюрпризы, старые вещи и прочие бытовые отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры.
Мы с вами остановимся на пуговицах.
Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал.
Актуальность нашей темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности
А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребёнку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц. Создание поделок из пуговиц.
И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Цель проекта :
• Формирование у детей естественно - научных представлений о предметах окружающего мира.
• Расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.
• Развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.
Задачи:
• Познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром использования.
• Развитие стремления к поисково-познавательной деятельности.
• Развитие мыслительной активности и творческих способностей.
• Поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей.
• Поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям.
• Развитие коммуникативных навыков.
• Формирование представления о многообразии видов пуговиц.
• Знакомство детей с различными способами пришивания пуговиц.
• Совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
• Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.
• Развитие мелкой моторики рук.
• Воспитывать бережное отношение к одежде и пуговицам в том числе.
Этапы проекта
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми.
• Определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах. Использовалась модель двух вопросов «Что я знаю?» и «Что я хочу узнать?». Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности:
«Что означает слово пуговица?»
«Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?»
«Какими были первые пуговицы?»
«Каких видов бывают пуговицы?»
«Из каких материалов делают пуговицы?»
II этап – основной.
• Были выбраны темы проектов, которые дети совместно с родителями должны были подготовить.
• Определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта.
• В результате реализации совместных проектов дошкольник подготовили образцы способов пришивания пуговиц, подобрали материал о видах пуговиц.
III этап – заключительный.
• Оформление результата проекта.
Подготовлена презентация реализации всех этапов проекта.
• В ходе исследования в группе был создан мини – музей, собраны коллекции пуговиц, образцы пуговиц «Металлические и пластмассовые пуговицы», «Детские пуговицы», «Пуговицы – украшения».
Реализация проекта.
Образовательная ситуации:
Речевое развитие (развитие речи). Рассматривание картин с изображением пуговиц. Рассказ из личного опыта «Как я научился застёгивать пуговицы» Составление описательных рассказов о пуговицах. Заучивание стихотворений и пословиц о пуговицах. Использование пословиц, поговорок.
Придумывание сказок и историй про пуговицу «Пуговица», «Сказка про любимую пуговицу», «Пуговичка» и др.
Речевые упражнения: «Подбери и расскажи», «Пуговичка заблудилась», «Какая пуговичка?», «Опиши пуговицу»;
Познавательное развитие: Беседы на тему: «Откуда появилась пуговица», «История пуговицы», «История возникновения пуговиц».
Ситуация общения: «Пуговицы – носители информации».
Дидактические игры : «Распредели пуговицы на группы (по цвету, форме, величине, материалу)», «Составь картину», «Найди пару», «На какую геометрическую фигуру похожа пуговица»,
Художественно - эстетическая деятельность:
Рисование: «Нарисуем пуговицу», «Нарисуем пуговицу», «Гроздья
винограда», «Божья коровка», «Пуговицы для сказочных персонажей», «Аквариум», «Солнышко» и др.
Лепка: «Пирамидка», «Куколка из пуговиц», «Глобус», «Сороконожка», «Яркая рамочка для фотографии», «Мухомор». «Ягодная полянка», «Витамины в банке», «Красивая тарелка», «Цветы», «Гусеница», «Наряжаем елочку», «Волшебный цветок», «Божья коровка» и др.
Аппликация: «Выложи из пуговиц картину», «Гроздь винограда», «Гусеница», «Пирамидка», «Весёлые человечки».
Конструирование: Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина, палочек для коктейля и др.
Выкладывание из пуговиц различных узоров (мозаичных и др.) .
«Гусеница», «Выкладывание узоров», «Бабочка», «Браслет для мамы», ««Дерево из ниток и пуговиц». «Домик»,«Горшочек с цветком» и др.
Ручной труд: Пришивание пуговиц, нанизывание.
«Бусы из пуговиц» «Бусы», «Сердечко для мамы», «Подставка под горячее, «Украшение для кухни», «Кольцо», «Бабочки», «Тарелка» и др.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«На что похожа пуговица»,»Пуговичная мозаика», «Подбери колеса», «Сосчитай-ка», «Чудо-пуговица», «Посмотри-укрась», «Пришей пуговицу»,» «Цветик-семицветик», «Пуговицы», «Составные картинки», «Наводим порядок», «Метание пуговиц», «Собери фрукты», «Геометрические фигуры», «Посади клумбу», «Подбери к одежде» и др.
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Ателье», «Семья», «Мы дизайнеры» и др.
Экспериментально – поисковая деятельность:
Рассматривание пуговиц под лупой; знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны пуговицы (цвет, форма, величина, прозрачность, прочность, вес, фактура и др.)
Работа с родителями:
• родительские собрания
• беседы с родителями о важности данной проблемы;
• изготовление поделок,
• придумывание сказок и историй по пуговицу,
• пополнение коллекции пуговиц,
• пополнение папки «Пуговица - чудесница», «Чудо –пуговка»
• проведение смотра-конкурса поделок «Мы с мамой – рукодельницы»
• проведение выставки-конкурса рисунков «Пуговичка» «Моя пуговичка»
• проведение конкурса сказки про пуговицу «Сказочная страна»;
• семейные праздники «Мы с мамой и бабушкой большие мастерицы!»;
• написание книжек-малышек о своей истории или сказки, про пуговицу.
Ожидаемые результаты.
• Расширение словарного запаса детей.
• Развитие у детей интереса к исследовательской, опытнической деятельности, творческих, познавательных способностей.
• Активное участие детей в проведении опытов и исследований.
• Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
• Результаты мониторинга познавательного развития детей в разновозрастной (старшая дошкольная, подготовительная) группе показали успешность проведенной работы. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
История пуговиц настолько захватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц.
Главное, чему научил проект детей и родителей – это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.
Итоги реализации проекта были оформлены и продемонстрированы родителям в виде презентации.
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В. «Рукотворный мир». – М., 2001.
2. Дыбина О. В. «Что было до…. Игры – путешествия в прошлое предметов». – М., 2001.
3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ». – М., 2003.
4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.