Инна Васильевна Толстикова
Проект «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто
привёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира - от этого в
решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта.
Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня – образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно – оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого – ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Публикация «Проект „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно - образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Вид проекта: исследовательно - творческий, познавательно-речевой.
Цель проекта: Обогащать и расширять представления воспитанников о птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать. Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи проекта:
• Расширить представление воспитанников о птицах нашей республики.
• Обобщить полученные знания воспитанников при наблюдении за поводками птиц.
• Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.
• Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование сознательного отношения к миру.
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка.
Участники проекта: воспитатели; учитель-логопед; дети старшей логопедической группы; родители, законные представители наших воспитанников.
Сроки проведения проекта: 8 месяцев (сентябрь 2015 года – май 2016 года)
Методическое обеспечение:
1. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. Васильевой М. А., Москва-2005.
2. «Наш дом-природа» Рыжова Н. А., Москва -2005.
3. «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В. А., Москва-2009.
4. «Я познаю мир» под ред. Хинн О. Г. Москва-1999.
5. «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
6. «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
7. «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н. А. ,Москва-2001.
8. «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
9. «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
10. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т. М., Воронеж-2009.
11. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А. В., Воронеж»-2008.
12. «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л. П., Минск-1996.
13. «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
14. «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С. ,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.
15. «Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г. Н. //ж/л «Д/педагогика» №1-2009.
16. Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/
Этапы реализации проекта
1 этап: Организационно-подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта:
• Обсуждение цели и задач с воспитателями и родителями;
• Обоснование, предсказание путей реализации проекта;
• Подбор познавательной, художественной литературы;
• Отгадывание загадки, чтение стихотворений про птиц;
• Проведение бесед по проекту;
• Оформление консультаций;
• Приготовить презентации «Зимующие птицы», «Какие бывают кормушки», «Перелетные птицы»;
• Изготовление дидактических игр;
• Оформление дидактических игр;
• Выставка рисунков «Птичье кафе»;
• Cовместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.
2 этап: Основной (практический):
• Изучение материала о птицах
• Составление описательных рассказов о птицах (по схемам);
• Изучение корма для подкормки птиц;
• Выставка кормушек;
• Выбор места для кормушек;
• Наблюдение за птицами;
• В течение всего проекта кормление птиц;
• Оформление агитационных плакатов «Покормите птиц зимой»;
• Оформление буклетов, памяток;
• Наблюдение за поведением птиц на кормушках;
• Оформление описательных рассказов о птицах (альбом);
• Создание дневника наблюдений;
• Ежедневное заполнение дневника наблюдений;
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
3 этап: Заключительный:
• Подведение итогов реализации проекта;
• Награждение активных участников проекта;
• Организация фотовыставок: «Птичья столовая», «Такие разные кормушки» и т. д.
Ожидаемые результаты:
• повысить уровень экологических знаний;
развитие у детей познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
• развитие творческих способностей;
• развитие фонематического слуха и мелкой моторики;
• совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
• создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.
Формы и методы реализации проекта:
• проведение НОД;
• рисование на природе (на песке, на снегу, рисование с использованием нетрадиционной техники);
• наблюдения, целевые прогулки;
• индивидуальная работа с детьми;
• рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
• чтение художественной литературы о птицах;
• утренние беседы;
• работа в книжном уголке;
• тематические выставки;
• взаимодействие с семьей.
Этапы Задачи Мероприятия Сроки Ответственный
Подготовительный этап Повышение собственной профессиональной компетентности. 1. Изучение методической литературы:
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду»
М. А. Васильевой и др., «Наш дом-природа»
Н. А. Рыжова. сентябрь Воспитатели
Логопед
2. Анализ программных задач раздела «Ознакомление детей с животным миром». сентябрь Воспитатели
логопед
3. Оформление экологической рубрики «Это интересно» в информационном уголке приемной комнаты.
сентябрь-октябрь Воспитатели
Логопед
Основной этап Осуществление мероприятий по выполнению проекта. 1. Проведение занятий познавательного
цикла. в течение года Воспитатели
Логопед
2. Прогулки на территории детского сада. в течение года Воспитатели
3. Художественно-творческая деятельность. в течение года Воспитатели
4. Чтение художественной литературы, энциклопедий. в течение года Воспитатели
Логопед
5. Ведение календаря наблюдений за птицами. в течение года Воспитатели
Логопед
6. Рассматривание иллюстраций в книгах, открытках, фотоальбомах. в течение года Воспитатели
Логопед
7. Подвижные игры. в течение года Воспитатели
8. Дидактические игры экологического характера. в течение года Воспитатели
Логопед
9. Слушание птичьих голосов в записи. в течение года Воспитатели
10. Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах. в течение года воспитатели
родители
11. Вечера-развлечений.
«Птиц встречаем» в течение года Воспитатели
Логопед
12. Творческие работы на выставки детских рисунков, поделок. В течение года Воспитатели
13. Викторина «что мы знаем о птицах?». апрель Воспитатели
Логопед
14. Создание книжек-самоделок «Сказки о птицах". январь Воспитатели
15. Природоохранные акции «Кормушки», «Елочка – зеленая иголочка», «Спасем наш мир земной!». в течение года Родители
16. Изготовление и приобретение дидактических игр, атрибутов, пособий. в течение года Воспитатели Родители
Заключительный этап Обобщение результатов работы по проектной деятельности. 1. Проведение открытого занятия «День птиц». апрель Воспитатели
Логопед
2. Оформление альбома детских работ «Вот какие птицы». в течение года Воспитатель
3. Выставка детских работ из природного материала и пластилина.
Фото - выставка «Птичья столовая» май Воспитатели родители