Светлана Михайличенко
Познавательно-исследовательский проект «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта: (ноябрь – февраль).
Актуальность проекта.
В связи со сложившейся ситуацией в современном обществе, дети в настоящее время, к сожалению, мало интересуются и уделяют времени наблюдениям за окружающей природой. Поэтому в ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что знания детей о птицах родного края недостаточно развиты; отсутствует чувство заботы, жалости, взаимопомощи по отношению к птицам. Данный проект призван не только углубить и систематизировать знания о птицах, он послужит формированию экологического сознания кажного ребенка.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Объект проекта: дети
Предмет проекта: птицы
Цель: расширить, систематизировать, углубить знания детей о птицах родного края, их внешнем виде, повадках; сформировать у детей чувства ответственности и бережного отношения к пернатым друзьям; побуждать с помощью родителей к оказанию помощи птицам зимой; воспитывать любовь и чувства отзывчивости.
Задачи проекта:
• Подобрать современную методическую литературу по данной теме;
• Систематизировать литературный и иллюстрированный материал;
• Подобрать дидактические игры о птицах;
• Познакомить детей с литературными, художественными, музыкальными произведениями о птицах;
• Провести наблюдения за птицами осенью и зимой;
• Научить детей насыпать корм в кормушки;
• Организовать выставку детских работ на тему «Птицы – наши друзья»;
• Организовать конкурс совместной работы родителей и детей «Кормушка для наших друзей».
Участники проекта: дети, воспитатели, муз. руководитель, физрук, родители.
Предполагаемый результат
• Проведение итогового мероприятия «Птицы – наши друзья»;
• Создание методической копилки о птицах;
• Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап (октябрь)
• Изучение познавательной и художественной литературы о птицах;
• Подборка блока дидактических игр о птицах;
• Подборка наглядного материала для занятий;
• Создание методической подборки, подготовка фото и видеоматериалов;
• Разработка цикла наблюдений за птицами.
2. Основной этап
Работа с родителями (октябрь – ноябрь)
• Совместно с детьми подготовить сообщения о птицах;
• Изготовить кормушки для птиц.
Работа с детьми (ноябрь – февраль)
• Рассматривание иллюстраций, фото и видеоматериалов с изображением птиц;
• Защита мини –сообщений детьми
Вместе с родителями дети подготовили целую серию сообщений о разных птицах, откуда узнали, что большинство птиц питаются ягодами, различными насекомыми, червями. С наступлением холодов,когда земля замерзает и покрывается снегом, птицы не могут прожить в таких условиях и покидают нас, улетая в теплые края. Там их ждет благоприятная среда для существования. Остальные птицы, более выносливые и приспособленные к жизни зимой, остаются зимовать с нами. Поэтому мы призваны помочь им выжить в тяжелое для них время.
• Наблюдение за птицами осенью и зимой;
• Проведение тематической недели включает интеграцию всех образовательных областей:
Понедельник
1. Безопасность «Правила поведения в лесу».
2. Физкультурное «Выше птиц, быстрее ветра».
3. Художественное творчество (рисование) «Синички – сестрички».
Вторник
1. Коммуникация (развитие речи). Чтение худ. Произведения М. Горького «Воробьишко».
2. Музыка «Звонко пел соловушка…»
3. Художественное творчество (лепка) «Совушка»(пластилин+ природный материал).
Среда
1. Познание (математические задачи про птиц; количественный и порядковый счет).
2. Физкультурное.
Четверг
1. Коммуникация. Пересказ сказки «Гуси- лебеди».
2. Художественное творчество (аппликация + конструирование) «Улетают птицы».
3. Музыка.
Пятница
1. Познание (экологическое воспитание). «Птицы нашего края».
2. Физкультурное.
Беседы по темам
1. «Зимующие и перелетные птицы».
2. «Питание перелетных птиц».
3. «Чем питаются зимующие птицы?».
4. «Чем страшна зима птицам?»
5. «Как люди могут помочь птицам?»
Чтение произведений в мини- библиотеке
1. Л. Н. Толстой «Птичка».
2. В. Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше».
3. Д. М. Сибиряк «Серая шейка».
4. А. Н. Толстой «Желтухин».
5. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».
Проведение игр
«Кто как поет», «Найди свой домик», «Перелет птиц», «Кто где зимует», «Гуси- лебеди», «Сова» и т. д.
• Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц. Родители очень ответственно подошли к этой работе. А дети с гордостью приносили свои кормушки в детский сад. Казалось, соревнование было не только между детьми, но и между родителями.
3. Заключительный этап.
• Выставка детских работ и кормушек.
• Итоговое мероприятие «Птицы – наши друзья».
В процессе реализации данного проекта дети:
• Получили и систематизировали знания о зимующих и перелетных птицах;
• Научились составлять и связно последовательно излагать небольшие сообщения о птицах;
• Познакомились с новыми пословицами, поговорками и загадками о птицах;
• Овладели новыми приемами в процессе творческой деятельности;
• Научились замечать и наблюдать происходящее в окружающем мире;
• Научились правильно подкармливать птиц;
• Овладели некоторыми навыками по изготовлению кормушек для птиц.
Методическое обеспечение проекта
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж, 2007.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей методистов ДОУ. - Воронеж, 2006.
3. Шорынгина Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. -Москва, 2000.
4. Волчккова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. - Воронеж, 2006.
5. Куликовская Т. Дидактический материал «Познаем окружающий мир. Птицы». – Москва,2011