Светлана Полякова
Проект «Птицы нашего края» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Птицы нашего края»
Продолжительность проекта : краткосрочный
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители.
Возраст детей: средняя группа.
Девиз проекта :
«Хотим о птицах все узнать,
Чтобы суметь всем рассказать.
Давайте с птицами дружить,
И дружбой этой дорожить».
Публикация «Проект „Птицы нашего края“ в средней группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность проекта : В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей не развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей не развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Цель проекта : расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни.
Задачи:
- Способствовать развитию у детей познавательного интереса о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц; внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
- Развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
- Формировать у детей первичные представления о зимующих и перелётных птицах.
-Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
- Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по экологии, активировать роль родителей в подаче новых знаний детям.
Методы работы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Предполагаемый результат реализации проекта :
Дети: - систематизация знаний детей о птицах;
- формирование осознанного действенного отношения к птицам,
- желание заботиться о пернатых;
- понимание их значимости в жизни людей;
Родители: обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье; повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
Педагоги: повышение педагогической компетенции по экологическому воспитанию дошкольников, получение новых знаний.
План реализации проекта :
1. Выбор темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Привлечь участников для реализации разделов проекта.
4. Сбор и накопление различного (методического и технического) материала.
5. Включение в план занятий, игр и других видов деятельности.
Этапы реализации проекта :
1. Организационный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Эстетический этап.
4. Заключительный этап.
Этап работы. Виды деятельности.
1 этап – организационный:
1. Групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедряемого проекта.
2. Дидактическое и методическое оснащение проекта.
3. Подбор музыки с голосами птиц.
4. Включение в план занятий, игр и других видов деятельности.
2 этап – практический.
Мотивация участников проекта : К детям в гости приходит Лисенок и приносит письмо.
Лисенок. Ребята, я получил письмо от жителей леса, а в нем загадка.
Я не могу их отгадать. Вы мне помогите.
1. Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою покормите…
Дети, кто мы, назовите! (птицы)
Лисенок (спрашивает у детей). Каких птиц вы знаете? Чем они питаются? Где живут птицы?
В ходе беседы выясняется, что дети мало знают о птицах. Воспитатель предлагает детям подумать, кто поможет в поиске информации? Показывает карточки помощницы: узнать из книг, посмотреть по телевизору, спросить у взрослого, узнать с помощью компьютера.
Мероприятия по реализации проекта с детьми :
- пальчиковая гимнастика: «Сорока-сорока», «Птички», «Скворечник», «Птичка», «Птенчики в гнезде»
- физкультурные минутки: «Птички», «Скачет шустрая синица», «Грачи», «Серенькие перышки»
Тематические беседы с детьми: -
- «Птицы, какие они?»,
- «Зимующие и перелетные птицы»,
- «Учитесь жалеть и беречь».
- Разрешение проблемных ситуаций: Что бы вы сделали, если бы увидели.
- Ознакомление с литературой: Басня Л. Толстой «Хотела галка пить…», В. Вересаев «Братишка», В. Бианки «Первая охота», Ушинский К. Д. «Ласточка», Ушинский К. Д. «Чужое яичко», М. Горький «Воробьишко», В. Бианки «Подкидыш».
Самостоятельная и совместная деятельность:
- Вечер загадок и отгадок «Загадки тетушки Совы».
- Просмотр презентации: "Зимующие птицы".
- Рисование. Тема: «Красивая птичка» П/ с: Учить рисовать птичку, передавая форму тела (овальная, частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании карандашами, фломастерами. Развивать образное восприятие, воображение. Расширять представления о красоте, образные представления. Комарова Т. С. с. 61
- Аппликация «Такие разные птицы»
- Прослушивание аудиозаписи «Птичьи голоса».
- Раскраски «Птицы»
- Мозаика «Уточка»
Проведение эксперимента:
«Что дальше улетит?»
«Исследование пера»
Дидактические и развивающие игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей», «Кто как кричит?», «Кого не стало?», игра с мячом «Кого чем угостим?», игра «Мы кормушку смастерили»
Подвижные игры:
«Воробышки и автомобиль», «День - ночь», «Жуки и птицы», «Лиса и гуси»
Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Говорите ли вы с ребенком на экологические темы»
3 этап – эстетический: Презентация «Птицы наши друзья», «Зимующие птицы»
Оформление альбома «Птицы нашего края»
Оформление выставки «Лучшая кормушка для птиц»
4 этап – заключительный.
К детям снова приходит Лисенок и просит поделиться с ним тем, что они узнали о птицах.
Дети показывают изготовленные вместе с родителями кормушки и рассказывают о птицах; показывают аппликации, рисунки.
Итоговые мероприятия: Презентация «Птицы наши друзья», организация выставки «Кормушка для птиц»
Анализ полученных результатов:
В реализации проектной деятельности дети сделали выводы:
- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают.
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено. Воробьи и голуби прилетают стайками, сороки поодиночке.
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.
1. Знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей улучшилась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.
Литература:
1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
3. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
4. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
5. Павлов, Б. Кто поет в зимнем лесу. / Б. Павлов. — М. : Малыш, 1979.
6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию!/ О. А. Воронкевич. - СПб.
Детство-Пресс, 2003
7. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0
8. muz-color.ru
9. «Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома» 4 – 5 лет. Москва «Мозаика - Синтез» 2017