Любовь Латышева
Проект «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность реализации проекта.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда дети посещают детский сад. Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.
Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.
Публикация «Проект „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.
Выбор темы «Птицы нашего края» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. Обогащать у детей знания о природе родного края и его обитателей. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель: Расширение и обогащение знаний о перелетных и зимующих птицах родного края.
Задачи:
Расширить представление детей о перелётных и зимующих птицах, о роли человека в их жизни. Научиться определять зимующих птиц по внешнему виду. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь выжить в суровых зимних условиях. Развивать память, художественно-речевые умения.
Срок реализации: с 16 – 20 марта 2020 год.
Вид проекта : групповой.
Тип проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Ожидаемый результат:
Расширение знаний о перелётных и зимующих птицах родного края. Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости на произведения художественной литературы. Укрепление и расширение взаимодействия детского сада и семьи.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, заучивание стихов и песен, знакомство с народными промыслами с изображением птиц, рисование и аппликация, кормление птиц зимой, изготовление кормушек и скворечников с родителями, просмотр мультфильмов о птицах, загадывание загадок, заучивание пословиц.
Этапы проекта
Подготовительный.
определение цели и задач проекта;
разработка плана проведения мероприятий проекта;
подбор методической, справочной, энциклопедической литературы;
презентация «Перелетные и зимующие птицы»;
подбор стихотворений, загадок, песен, мультфильмов для детей;
памятка для родителей «Покормите птиц зимой»;
подбор дидактических игр, пособий, мультфильмов.
Практический
Конспект НОД «Перелетные и зимующие птицы».
Рассматривание фотографий птиц в книге «Природа Подмосковья».
Чтение подборки стихотворений о птицах.
Слушание песни на стихи П. Синявского «Воробьиная песенка».
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Чтение рассказа М. Пришвина «Этажи леса», В. Бианки «Сова».
Рисование «Синие и красные птицы».
Конструирование из бумаги «Петушок».
Отгадывание загадок о птицах.
Разучивание подвижной игры «Птицы».
Заучивание движений пальчиковой гимнастики «Птички».
Слушание аудиозаписи сказки Мамина – Сибиряка «Серая шейка».
Коллективное панно «Птицы на кормушке».
Разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой» А. Яшина.
Дидактическая игра «Прилетели птицы».
Сюжетно-ролевая игра «Семья» с включением сюжета «Идем кормить птиц».
Изготовление скворечников, и участие в районном конкурсе «День птиц».
Статья для родителей «Пернатые в жизни человека и природы».
Заключительный.
Викторина о птицах.
Привлечение родителей.
изготовление скворечников для птиц;
оказание помощи в подборе книг, мультфильмов, аудиозаписей по теме «Перелетные и зимующие птицы нашего края»;
Анализ работы над проектом показал следующие результаты:
В результате реализации проекта дети расширили свои знания о перелетных и зимующих птицах. С интересом рассматривали фотографии птиц Подмосковья. Свои впечатления отражали в рисунках, лепке, аппликации. У детей повысился интерес и эмоциональная отзывчивость на произведения художественной литературы. Ребята активно участвовали в обсуждении той или иной ситуации, рассказанной в стихотворениях о птицах, просмотренном мультфильме, высказывали свою точку зрения. В ходе реализации проекта стала более тесной связь родителей с детьми и с воспитателем. Родители приняли активное участие в подборе материала, оказали помощь в изготовлении скворечников для птиц.
Используемая литература:
С. Н. Николаева «Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада, изд. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, Москва 2013.
Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий старшая группа. Интегрированный подход», изд. : СКРИПТОРИЙ 2003, Москва 2018.
О. Н. Каушкаль, М. В. Карпеева «Формирование целостной картины мира» старшая группа, изд. : Центр педагогического образования, Москва 2015.
Интернет – ресурсы
Приложение №1.
Конспект НОД «перелетные и зимующие птицы».
Задачи: учить дифференцировать представителей различных групп птиц; закрепить обобщающие понятия «перелётные» - «зимующие»; уточнить знания детей о многообразии птиц и их значении для природы; продолжать развивать внимание, память, логическое мышление, речь; воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к птицам.
Оборудование: презентация «Перелетные и зимующие птицы»
Ход занятия.
В. Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это (птица).
Да, сегодня мы с вами поговорим о птицах : перелётных и зимующих. Необычно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
В. Ребята, давайте мы с вами вспомним: чем покрыто тело птицы?
Как передвигаются птицы?
Где живут птицы?
Какую пользу приносят птицы?
Какие птицы улетают в теплые края?
Почему они улетают? (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, зелени, отмирание вегетативных частей растений).
Как одним словом можно назвать этих птиц?
В. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов, улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
Рассматривание слайдов №№ 2-5.
№2. – Ласточка, стриж.
№3. – Грач, скворец.
№4. – Журавль, утка, аист.
№5. – Лебедь, цапля, селезень.
В. Какие птицы остаются зимовать? Как одним словом можно назвать этих птиц?
Рассматривание слайдов
В. Как вы думаете, почему зимующие птицы /воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы/ круглый год живут с нами? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные дни зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев. А синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. И всё-таки тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают. Например, из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям.
А как мы будем помогать птицам?/Кормить, насыпать корм в кормушки/
В. Чем мы будем их кормить? Что птицы любят?/Семечки, пшено/.
В. Для подкормки птиц пригодятся семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, и сорных трав. А вот овёс, пшено, клюют только воробьи, овсянки. Синицы очень любят кусочки несолёного сала.
Физкультминутка:
В. Я сейчас буду называть птиц, но будьте внимательны, если вдруг вы услышите не название птицы, то сразу хлопайте в ладоши.
Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи. и стрижи. /дети хлопают в ладоши потому - что мухи это насекомые/.
Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,
Даже совы - совушки, лебеди, скворцы - все вы молодцы!
В. А сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны угадать, что эта за птица.
В красной шапке расписной, в чёрненьком кафтане,
Знаменит в семье лесной, песенкой смешной.
Что за песня - красота? Тук - тук - тук, да тра - та - та! /дятел/.
Умный мальчишка в сером армячишке, прыгает, шныряет, крошки собирает. /воробей/.
Зимой на ветках яблоки - скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки - да это. /снегири/.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его. /скворец/.
Кто на ёлке, на суку, счёт ведё т: ку-ку, ку-ку! /кукушка/.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
№1. Воробей, снегирь, галка, грач.
№2. Лебедь, голубь, скворец, утка.
№3. Стриж, клест, дятел, сорока.
№4. Цапля, журавль, синица, селезень.
В. Каких птиц вам приходилось наблюдать у нас на участке зимой? /воробьи, синицы, голуби, вороны, дятлы, сороки/.
Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? /зимующие/.
Каких птиц нет сейчас? /грачей, ласточек, стрижей, скворцов/.
Куда они делись? /улетели в тёплые края/.
Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? /перелётные/. Почему они улетают? /боятся холодов и голода/.
Вспомните, чем питаются птицы? / насекомыми, семенами растений, ягодами/.
Приложение №2.
Стихи о птицах.
Покормите птиц зимой. А. Яшин
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать!
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Снегири
Не зря прилетают
Зимой снегири.
Горят на снегу они,
Как фонари.
На улицу выйдешь –
Как будто теплей
В морозы становится
От снегирей.
А если опустятся
Вдруг на плечо –
То станет совсем
Горячо – горячо…
Зачем прилетают
Зимой снегири?.
Согреть феврали,
Январи, декабри…
Сегодня снега –
Выше валенка,
А завтра посмотришь –
Проталинка. В. Степанова
Шустрая синица.
Скачет шустрая синица,-
Ей на месте не сидится;
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку.
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
А. Барто
Щегол.
«Пить-попить!» - кричит щегол,
Стройный, пестрый –
Щёголь-птица,-
На репейник, как за стол,
Семена лущить садится.
На ветру бурьян колючий
На ветру качается;
Вьется тучей пух летучий,
И обед кончается.
А. Барто
Воробьишки.
Воробьи-то,
воробьишки –
Расшумелись,
как мальчишки!
Отчего
скандал
такой?
-Из-за корочки одной.
И. Черницкая.
Сорока
Белобокая сорока
Важно ходит по дорогам,
По тропинкам возле дачи,
У скамеек неуклюжих
Не спеша обходит лужи –
Все боится хвост испачкать.
Чтобы не было на спинке
Ни пылинки, ни соринки,
Чтобы солнышку понравиться.
Чтоб оно пораньше встало,
Улыбнулось и сказало:
- Ай, сорока! Вот красавица!
* * *
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Автор: Т. Зайцева
* * *
Снегирь сидит на ветке
В розовой жилетке,
А дятел в ярко-красной
Шапочке атласной.
Вдали мелькают сойки —
Синие ковбойки.
Автор: М. Пляцковский
* * *
К нам с ветрами прилетели
Стайки ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Автор: Г. Ладонщиков
* * *
Воробушки
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы выжили!
— Мы живы, живы мы!
Автор: В. Берестов
* * *
Кругом —
снег.
А на горке — нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля:
— Земля!
Автор: Э. Мошковская
Приложение №3.
Загадки о птицах.
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок (Воробей)
В лесу под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист. (Дятел)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока
А зовут её … (Сорока)
Днем спит,
Ночью летает.
Прохожих всех пугает. (Филин)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки.
То были… (Снегири)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (Синица)
На шесте дворец
Во дворце- певец,
А зовут его…. (Скворец)
Чёрный, проворный
Кричит «Крак»,
Червякам - враг. (Грач)
Кто на ёлке на суку
Счёт ведёт ку-ку. ку-ку? (Кукушка)
Приложение №4.
Игра «Птицы»
Дети по считалке выбирают «хозяйку» и «ястреба», остальные участники игры – птицы. Хозяйка тайком от ястреба дает название каждой птице : «Ты – кукушка», «Ты – ласточка» и т. д. Прилетает «ястреб» :
- Зачем пришёл? (спрашивает «хозяйка»)
- За птицей. (отвечает «ястреб»)
- За какой? (спрашивает «хозяйка»)
«Ястреб» называет, например, «кукушку». «Кукушка» выбегает, ястреб её ловит. Если названной птицы у «хозяйки» нет, «хозяйка» прогоняет «Ястреба». Игра продолжается, пока «ястреб» не поймает всех птиц
Игра «Прилетели птицы»
Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг ошибусь, вы скажите, какая тут ошибка.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Что неправильно?
Мухи! Да!
- Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
- Прилетели птицы :
Голуби, куницы!
- Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи,
Комары, кукушки…
- Прилетели птицы :
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки –
Так спасибо шутке!
Пальчиковая гимнастика «Птички».
Загибаются пальцы обеих рук.
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам. /руки за спину/
Приложение №5.
Пословицы и поговорки о птицах
Видно птицу по полету.
Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
Старого воробья на мякине не проведешь.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
Поменяли кукушку на ястреба.
Всякая ворона свой зобок набивает.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Знает птица, что без Родины не годится.
Всякая птица своим пером гордится.
У каждой пташки — свои замашки.
Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.
Вороне соколом не быть.
Вороненку гнездо — родимая хата.
Мала синичка, да коготок остер.
Немного синица ест, пьет, да весело живет.
Пируют в ночи совы да сычи.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
Кукушка кукует, по дому горюет.
Приложение №6.
Консультация для родителей.
Пернатые друзья в жизни человека и природы
Птицы издавна привлекали внимание человека.
Людей восхищала красота этих замечательных творений природы, их мелодичное пение, их стремительные полеты. С птицами – звонкоголосым соловьем, смелым соколом – связаны самые поэтические образы в творчестве разных народов. Наблюдая за птицами, люди расширяли свои познания. При взгляде на птиц, они стремились научиться летать.
Птицы стали учителями музыки наших далеких предков. Пение птиц исподволь воспитывали чувство гармонии и ритма.
Мы любим наших птиц еще и за то, что исправно из года в год они приносят на своих неустанных крыльях долгожданную весну на свою северную родину.
Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц не может быть хорошего урожая, о чем свидетельствуют следующие факты:
Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Семья скворцов за сутки уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
Семья ласточек за лето истребляет около миллиона различных вредителей растений.
Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.
Сова за сутки съедает 7-8 мышей. Только одна семья уничтожает за год 10 тысяч мышей, и, таким образом спасает 20 тонн зерна.
Мухоловка-пеструшка за день уничтожает 300 мух и комаров.
Птицы склевывают семена и плоды сорняков, тем самым снижают засоренность местности.
Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности
Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва…
Приложение №7.
Викторина «Птицы – наши друзья».
Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.
Задачи: закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц.
-развивать умение детей в отгадывании загадок о птицах.
-развивать внимание, мышление, память.
-умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями,
-совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных, употребление в речи предлогов ;
-воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы: Таблицы, карточки с изображением птиц, картинка с изображением кормушки, макеты деревьев,, посылка с кормом.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход викторины.
Воспитатель: Дети, сегодня мы собрались, чтобы провести викторину "Птицы -наши друзья!». А поможет мне провести нашу викторину наша старая знакомая ворона Каркуша. Что-то она задерживается. Давайте, пока её нет, мы разделимся на команды. Раз разговор у нас будет о птицах, то и название команд должны быть связаны с птицами. У вас в руках есть части картинок, их надо собрать в целые, и тогда мы узнаем название команд.
Д/и «Собери картинку»
Ну, вот у нас появились две команды «воробьи» и «снегири».
Появляется Каркуша.
-А вот и я. Я вижу, вы готовы начать нашу викторину. Будьте внимательны. Если вы будете готовы отвечать на вопросы, то поднимайте руку. За каждый правильный ответ команда получает вот таких птичек (силуэты птичек из картона). В конце викторины определим победителя.
1 тур «Разминка»
Чья команда назовет больше птиц.
2 тур «Загадки»
-На ветвях, украшенные снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.
- И петь не поет, и летать не летает…
За что же тогда его птицей считают.
- Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло.
3 тур «Узнай по описанию»
- Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм, из-под коры деревьев, так как ему пищей служат личинки насекомых. Как внимательный врач осматривает, выстукивает выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено – принимается долбить его.
- У этой птицы черная шапочка, желтая грудка и острый клав. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Зимой в поисках еды часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало.
- Окраска оперенья у этой птицы оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, клюв скрещенный, им удобно щелкать орешки. Выводит птенцов зимой.
- Еще наряднее становится зимняя природа, когда на деревьях появляются эти птицы. Это красногрудая птичка с черной головкой. Это доверчивая и общительная птица.
Игра «Хочу быть птичкой».
Я по улице гулял
(Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу.)
Галок и ворон считал
(Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.)
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.)
Буду я считать опять –
(Загибать пальцы с мизинца.)
Рот открыл, смотрю я в небо
(Открыть рот, поднять голову вверх.)
Вправо-влево. Я там не был.
(Повороты головы.)
Птичкой захотел я стать.
И руками стал махать.
(Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены.)
Крылья вверх и крылья вниз
(Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками.)
Только слышно ветра свист.
(Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх)
Я подпрыгнул, чтоб взлететь.
(Руки поднять вверх, подпрыгнуть.)
Но пришлось на землю сесть.
Присесть.
4 Тур «Ответь на вопрос»
Какая птица умеет дразниться? (попугай)
Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)
Какая птица летает в «очках» на носу? (филин)
Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)
Какую птицу называют символом мира? (голубь)
Какая птица селится на крышах домов и по преданию приносит счастье? (голубь)
Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)
Какая птица может «работать почтальоном?» (голубь)
5 Тур Игра «Летает не летает»
Воспитатель называет слова, если дети услышат название птицы. они должны хлопнуть в ладоши. - орел, козел, щегол, синица, горчица, фазан, сазан, баклан, лягушка, старушка, глухарь, сухарь, гагара, гитара, утенок, ворона, корона, сова, трава, удод, компот и т. д.
6 тур "Из какой мы сказки?"
Воспитатель: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.
а) С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями)
б) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
а) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
б) В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
а) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
б) С какой птицей дружил Винни Пух?
а) У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
б) Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
7 тур : «Что у нас сегодня на обед и ужин?»
1. В конверте лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).
2. В конверте лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).
3. В конверте лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)
8 тур : «Пословица не даром молвится».
Воспитатель: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.
Каждой команде предлагается по 3 пословицы.
1. На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
У каждой птицы… (своя песня).
2. Одна ласточка… (весны не делает).
Цыплят по осени… (считают).
Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
9 тур- «Найди птицу».(вывешиваются 2 макета деревьев)
Воспитатель: Каждая команда на своем дереве должна разместить только зимующих птиц.
Команды подходят к своему панно и размещают на нем птиц, отбирая только зимующих
10 тур «Угадайте, для каких птиц эти мешочки».
Воспитатель: Ребята, Каркуша принесла в детский сад небольшую посылку. Давайте мы посмотрим, что в посылке? Здесь мешочки с кормом для птиц. Вам надо отгадать какой корм для какой птицы.
(Воспитатель передает по два мешочка с кормом каждой команде. Дети рассматривают их, совещаются и один ребенок из команды рассказывает какой корм для какой птицы.)
Воспитатель:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь
Воспитатель: Ребята, что может случиться, если люди не будут помогать птицам пережить суровую зиму?
Дети: Они погибнут.
Воспитатель: Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться?
Дети: Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах.
Воспитатель: А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону, и поэтому
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Воспитатель: Ребята, мы должны помочь маленьким друзьям – развесить птичьи домики, перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Спасибо участникам, болельщикам, жюри за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.
Каркуша: До свидания, ребята! Мне пора лететь проверить кормушки. Полны ли они кормом, не заметены ли снегом!
Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодня участвовать в викторине, то вы можете прикрепить птиц на кормушки, которые вам раздавала Каркуша.