Татьяна Чертыгашева
Занятие по экологии «Прогулка в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Познакомить детей с правилами поведения в природном заповеднике; учить беречь деревья, защищать их.
Задачи. Уточнить представление об экологических запретах, помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения. Развивать наблюдательность, творческое воображение. Формировать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть ее красоту и неповторимость.
Публикация «Занятие по экологии „Прогулка в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Ход занятия
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуациюДети получают письмо от Винни-Пуха: «Я попал в беду! Вы знаете, как я люблю мед? Конечно, знаете. Вот я и отправился в лес за медом, а по пути наделал много ошибок: обижал лесных жителей. За это Старичок-Лесовичок оставил меня в своем лесу. Я очень-очень хочу домой… Помогите мне!». К письму приложена записка от Старичка-Лесовичка: «Если вы хотите выручить Винни-Пуха, помогите исправить ему все его ошибки». К записке приколота «карта ошибок Винни-Пуха» (знаки поведения в природе).
2. Обсуждение проблемы, принятие задачиВоспитатель. Что же нам делать? Как вернуть Винни – Пуха домой?
Дети. Надо помочь Винни-Пуху исправить все ошибки. Тогда он вернется домой.
3. Работа над проектом (проходит поэтапно)
Первый этап. Воспитатель направляет детей на поиск решений
Дети совместно с воспитателем рассматривают первую модель-ошибку (в круге изображена рука, ломающая цветущую ветку дерева).
Воспитатель. Вы догадались, какую ошибку совершил Винни – Пух? Можно ли ломать ветки деревьев? Почему нельзя? Кто может объяснить?
Ответы детей. Растения – живые существа. Листья играют важную роль: они дышат и дают нам кислород, задерживают пыль. Где много растений, там легко дышится. А растений много в лесу, парке, оранжерее, саду, а еще в тех домах, где выращивают растения.
Воспитатель. Надо помнить и о красоте растений, которую можно нарушить, обламывая ветви (показывает слайды цветущей черемухи, сирени, вишни, шиповника, липы и т. д.). Эти деревья и кустарники часто страдают именно из-за своей красоты.
Дети (после обсуждения). Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.
Воспитатель на модели-знаке ставит красный крест – запрет.
Далее дети обсуждают вторую ошибку Винни – Пуха, рассматривая следующий знак (в круге рука человека с ножом, повреждающая кору дерева).
Воспитатель. Догадались, какую ошибку совершил Винни-Пух? Можно наносить вред коре дерева? Почему нельзя? (Ответы). Известно, что ребята, да и некоторые взрослые, нередко вырезают на коре надписи, например свои имена, делают разные отметины. Как вы к этому относитесь?
Дети. Это очень вредит деревьям: через ранку вытекает сок – дерево может засохнуть, под кору могут проникнуть микробы, на месте повреждения могут вырасти грибы-трутовики, которые будут высасывать сок из дерева. Все это является причиной заболевания деревьев и даже их гибели.
Воспитатель приглашает детей на прогулку – к березке на участке детского сада.
Второй этап. Поиск решенийДети подходят к березке (на ее стволе рисунок – «мнимая рана», на ветке которой висит письмо: «Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли! Уж так я вас ждала, так ветками качала, чтобы вы меня услышали… Кто-то приходил, сделал надпись на коре, собирал сок. Я боюсь заболеть и погибнуть. Помогите мне. Ваша березка».
Воспитатель. Как вы думаете, можно собирать березовый сок?
Дети. Можно. Мы видели, как это делают. Покупали в магазине банки с березовым соком.
Воспитатель. Значит, вы думаете, что можно собирать березовый сок? Я вот что скажу по этому поводу. В парках, в лесах самовольный сбор сока запрещен. Промышленная же его заготовка проводится в тех местах, где лес отведен под вырубку. Ведется заготовка сока по строгим правилам с помощью специальных приспособлений, так чтобы ущерб дереву был небольшой. А еще сок заготавливают из пней, оставшихся после вырубки деревьев. Как мы с вами можем помочь березке? (Забинтовать ей ранку.)
Дети вместе с воспитателем бинтуют ствол березы.
Воспитатель. А чем мы можем порадовать березку?
Дети водят вокруг березы хороводы «Во поле береза стояла», «Ты не радуйся, ты не дуб, не клен», играют в «Гори, гори ясно», читают стихотворения (П. Воронько. «Березка»; Г. Демченко. «Березонька», ведут хоровод «Березка» (муз. Т. Потапенко, сл. Ж. Агаджанова).
Воспитатель. Я думаю, вы развеселили березку и порадовали ее. А чтобы нашу березку не обижали, мы повесим вот такой запретный знак. (В круге нарисована перечеркнутая красным банка, в которую капают из надреза на коре.) О каком запрете этот знак? (Не повреждай кору деревьев, не собирай березовый сок. Помни: это вредит дереву.)