Канайкина Лидия Павловна
Конспект занятия по экологии «Прогулка в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
«Прогулка в лес»
Программное содержание: Познакомить детей с правилами поведения в природном заповеднике – лесу. Учить беречь растения, животных, защищать их. Развивать наблюдательность, творческое воображение.
Оборудование: макеты деревьев, домика, схема смешенного леса, строения дуба и др.
Ход занятия:
Воспитатель: Давайте, ребята, поприветствуем наших гостей. Улыбнемся им и друг другу. А какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей). Замечательно, что у вас хорошее настроение. Дети, хотите отправится в лес на прогулку? Чтобы не заблудиться позовем дедушку Лесовичка.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Прогулка в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Старичок-Лесовичок,
Берестяной колпачок,
В гости к детям снарядился
Да, наверно, заблудился!
Позовем его скорей.
Гостя встретим у дверей!
Дети: (хором) Ау! Ау! Старичок-Лесовичок,
Поскорее отзовись, перед нами появись!
Голос: Ау! Ау! Иду! Иду!
Появляется Лесовик: Я в городе большом сегодня заблудился,
Поэтому с визитом немного припозднился.
Здравствуйте, мои хорошие ребятишки! Узнали меня? Или может быть нет?
1 ребенок: Ты старичок-Лесовичок,
Берестяной колпачок.
2 ребенок: Лес от лиха охраняешь,
Зла в лесу не допускаешь!
Лесовик: Я пришел вас навестить и пригласить в свое волшебное царство – зеленое государство. А, вот, что за царство, вы узнаете, отгадав загадку:
Дом с колоннами стоит,
Зеленой крышей он покрыт
И руками - ветвями шевелит,
Для птиц, зверей открыт.
Дети: Лес.
Ребенок: В царстве твоем есть звери и птицы,
Дятел и крот, есть лиса и синица,
Есть комары, муравьи, соловьи.
Лес – украшение нашей Земли!
Дружат все: птицы, цветы и зверье.
Очень богато царство твое!
А царство это называется лес,
Полный тайн и чудес!
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся с вами по лесной тропинке туда, где лес манит своей листвой. Принимай-ка, лес, гостей!
Звучит приглушенная музыка.
Воспитатель: Дети. посмотрите, как красиво в лесу, как легко дышится. Давайте разместимся с вами поудобнее, закроем глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать всё живое. Хорошо-то как!
Лесовик: В моем лесном царстве очень много жителей. Среди них деревья – самые большие растения.
Ребенок: Растения – живые существа. Листья играют важную роль: они дышат и дают нам кислород, задерживают пыль. Где много растений, там легко дышится. А в лесу много растений.
Лесовик: А, теперь отгадайте мои загадки:
1. На одной ноге стоит,
Все ветвями шевелит,
Весною одевается,
Осенью раздевается. (Дерево)
2. Она на елку похожа,
У нее колючки тоже,
Только длинные они.
Ствол – попробуй догони. (Сосна)
А знаете ли вы стихи о деревьях, о лесе?
Ребенок: Я деревце российское, деревце – краса!
Стою и украшаю я зелёные леса.
В лесу далёко виден мой белый нежный стан,
С зелёною каймою мой летний сарафан.
И символом российским недаром я зовусь,
Меня увидишь только, и сразу вспомнишь Русь!
Воспитатель: Что это за дерево, ребята№
Дети: Береза.
Лесовик: А, что такое дерево? Как оно живет? Кто все части дерева верно назовет?
Воспитатель вместе с детьми подходит к плакату «Строение дерева».
1 ребенок: Есть у дерева крепкие корни. Они находятся глубок в земле, чтобы дерево крепко стояло, и чтобы, когда дует ветер, оно не упало, и ветви дерева могли хорошо питаться.
2 ребенок: Есть ствол, на дереве кора.
Есть жара – укроет кора
Ну а если сильный мороз –
Ствол защитит, чтобы он не замёрз
3 ребенок: Словно руки там и тут
Сучья от ствола растут!
Тонких веток, тонких веток
Может сразу миллион!
Листья звонкие на ветках
Шелестят со всех сторон!
4 ребенок: Полезные вещества в воде растворяются,
Ими-то дерево и питается!
Корешками их берёт,
Листьям пищу отдает.
5 ребенок: Дуб растет у нас в лесу. Приходите, дети.
Будет вам не скучно с ним ни за что на свете!
Целый день шумит листвой, с ветерком играет
Дуб – могучий великан! Лес он охраняет.
Воспитатель: Дети, а вы хотите почувствовать себя деревьями?.
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем -
Крылья мы сложим назад.
Лесовик: Молодцы, ребята, что так хорошо всё знаете.
Воспитатель: В лесу много не только деревьев, но много ягод, грибов. Лес по-разному выглядит в разное время года, но он всегда красив. Дедушка Лесовик, послушай пожалуйста песню в исполнении наших детей. А сам посиди пока и отдохни.
Песня «По грибы»
1 куплет По лесной дорожке
В лес густой пойдем,
Там в траве зеленой
Мы грибы найдем.
Припев Где же ты, где ты, прячешься, дружок?
Покажись скорее, грибок – боровичок!
Ты от нас не прячься, в прятки не играй,
А скорей в корзинку полезай!
2 куплет Солнышко нам светит.
Дует ветерок.
На лесной опушку
Мы найдем грибы.
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть? Давайте поиграем в словесную игру «Загадки и отгадки». Кто скажет, кто знает, какой лес бывает? Внимание, внимание, слушайте задание!
1. Любит подберезовик лес какой? /Березовый/
2. Любит налево, дуб направо. Это что у нас? /Дубрава/
3. Любит подосиновик лес какой? /Осиновый/
4. Если словно на подбор с красной шапкой мухомор.
Спрятался бездельник и вечнозеленый /Ельник/
5. Любит красноголовый лес какой? /Еловый/
6. Сосны вышли на бугор. Лес такой – сосновый… /Бор/
Воспитатель: Ребята, есть лес смешанный, есть светлый и темный лес. Что же это за виды леса?
Ответы детей: Там, где растут ель, сосна, береза, дуб - это смешанный лес.
Темные леса – это тайга. В березовых рощах растут одни березы – это светлые леса. В сосновом бору растут одни сосны, там приятно пахнет смолой.
Воспитатель: Люди всегда восхищаются красотой леса, отражают ее в картинах, стихотворениях. Лес – это общий дом для растений, животных, которые в нём находят пищу, места для жилья (гнёзда, норы и другое). В лесу приятно общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. В лесу с каждым деревом связано большое количество организмов. Одни используют его в качестве жилья (место обитания, другие в качестве питания (дерево – звено пищевой цепи). Ребята, давайте подойдем подойдём к изображению смешанного леса. Вспомните, какие птицы животные и насекомые живут в таком лесу.
Ответы детей: В смешанном лесу живут: медведь, волк, лиса, заяц, лось.
Живут белка и ласка, дятел и ястреб. В смешанном лесу растёт брусника, малина, грибы.
Воспитатель: Кто является врагом леса
Дети:
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Враг природы тот, кто леса не бережёт.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Воспитатель: Ребята, вспомните, как нужно вести себя в лесу, чего делать нельзя. Расскажите, как правильно охранять родную природу.
1 ребенок: Нельзя разорять птичьи гнезда.
Дети запомнить должны и понять –
Гнезда у птичек нельзя разорять!
2 ребенок: Нельзя разорять муравейники.
Муравьи – лесные санитары.
Так прозвали их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь
Гонят разных короедов прочь.
3 ребенок: Нельзя забирать из леса домой животных.
Для ежиков и белок
Лес – это дом родной.
Они живут там смело
И летом, и зимой.
4 ребенок: Нельзя обижать лесных насекомых.
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа-мать им жизнь дала,
У их у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути,
Не обижай, а отойди!
5 ребенок: Нельзя рвать полевые цветы.
Цветы украшают луга и леса,
Но это не только природы краса,
В них пчёлы находят целительный дар,
А бабочки пьют из них сладкий нектар.
6 ребенок: Нельзя ловить бабочек м стрекоз.
Их ловить не надо,
Пусть себе летают, землю украшают.
7 ребенок: Нельзя шуметь в лесу.
Как много звуков тут и там,
В лесу не нужен шум и гам.
Нельзя уметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать.
8 ребенок: Нельзя разжигать костёр в лесу без взрослых.
Без взрослых с огнем развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
Погибнут деревья и звери, и птицы,
Без взрослых костер разжигать не годится!
9 ребенок: Нельзя оставлять и закапывать мусор в лесу.
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
10 ребенок: Нельзя вырезать надписи на деревьях.
Нельзя жестоко поступать,
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут –
Добро и красоту несут…
11 ребенок: Нельзя бить стекло в лесу.
Нельзя стекло в лесу кидать,
Нельзя бутылки разбивать;
И обитателям лесным
Стекляшки тоже не нужны!
12 ребенок: Нельзя вырывать грибы с корнем.
В лесу красиво и светло…
Грибов там много наросло.
Они под елочкой стоят
И грибников к себе манят…
Любой грибник обязан знать:
Нельзя их с корнем вырывать.
Воспитатель: Мы в лесу сегодня с вами побывали.
И много нового для себя узнали.
Лесовик: Спасибо вам, ребята, жду вас к себе в гости. До свидания.
Воспитатель: До свидания. А, теперь пора нам возвращаться, я надеюсь, что таких прогулок будет много. Закрыли глаза… Мы снова оказались в детском саду.