Ирина Скляр
Проект-программа по изучению истории своей малой Родины, родного города «Моя малая Родина — Кубань. Город Ейск»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект-программа по изучению истории своей малой родины, родного города
«Моя малая Родина – Кубань. Город Ейск»
Ознакомление дошкольников с родным городом, малой Родиной – это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитания.
Публикация «Проект-программа по изучению истории своей малой Родины, родного города „Моя малая Родина — Кубань, Город Ейск“» размещена в разделах
- Кубань
- Мой город. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Знание истории своего народа, основных элементов народной культуры позволяет сохранить преемственность поколений. Связь времён и поколений обеспечивают традиции, обычаи, обряды.
Известно, что полюбить можно то, что знаешь. Если не рассказывать дошкольникам о своей малой Родине, своём городе, его истории, достопримечательностях, трудно воспитать в них чувство любви и уважения к своему народу, городу, в котором он живёт.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и чувство уважения к своему народу у него проявляется в восхищении им. Именно это чувство необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению дошкольников с родным городом и страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Успеха в этой работе можно достичь только, если сам воспитатель будет знать историю жизни своего народа и любить свой народ. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и чувство гордости.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Эти слова К. Д. Ушинского в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.
Отсутствие заинтересованности у родителей в домашних условиях закреплять знания детей о жизни родного города, о Кубани, о достопримечательностях, истории, её героях, настоящем и прошлом подтолкнуло к изготовлению проекта-программы «Моя малая Родина – Кубань. Город Ейск». Настоящая программа предназначена для организации воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста.
В процессе работы по ознакомлению детей с родным городом, с Кубанью, нужно вызвать чувство восхищения своим городом, своей малой Родиной, восторга и гордости. Материал подбирается доступный детям дошкольного возраста. Этот процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, которая проходит вне занятий. Используются различные формы работы по ознакомлению с родным городом.
В процессе бесед, занятий, необходимо обязательно использовать наглядный материал: репродукции картин, фотографии, слайды, различные схемы, видеоматериалы и видеоролики, опубликованные в интернете, презентации и т. д. Даты, сообщаемые детям, необязательны для запоминания. Язык рассказа должен быть очень простым. Рассматривая достопримечательности родного города достаточно выделить что-то главное, что отличает его от других.
Ейск - город, расположенный в живописном месте, окружённый морем и степью, население – более 100 000 человек, также является многоотраслевым промышленным, культурным и научным центром края, входящий в территориально-производственный комплекс. Город многократно удостоен звания одного из самых благоустроенных городов России. Несмотря на свой возраст, город процветает и хорошеет с каждым годом. И в этом заслуга всех жителей. Мы все разные, но нас объединяет общее стремление - сделать жизнь лучше и добрее. Мы научим детей замечать вокруг себя то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Научим любить и гордиться своим городом, своей малой Родиной – Кубанью, где они живут, покажем всю красоту, познакомим с героическими страницами его истории. Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России.
Цель программы: воспитание любви к родным местам, к малой родине - Кубани, к своему родному городу, развитие толерантности дошкольников.
Задачи:
• Обогатить знания о достопримечательностях родного города.
• Воспитывать гордость за свой город, за то, что мы живем на Кубани.
• Формировать элементарные представления о полезных ископаемых и их значении в жизни человека.
• Закреплять знания о жизненно важных объектах родного города.
• Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ.
• Активизация творческого потенциала родителей.
• Развитие познавательного интереса дошкольников к истории и культуре своего этноса.
• Пополнение словарного запаса детей дошкольного возраста.
• Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.
• Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
• Обогатить игровой опыт дошкольников средствами народных кубанских подвижных игр.
Обеспечение:
1. Методическое:
• Н. В. Алёшина Знакомство дошкольников с родным городом и страной. - М. : УЦ «Перспектива», 2011 г.
• Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Посникова, Г. П. Попова. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
2. Материально - техническое:
Книги, посвященные городу Ейску :
• Е. Котенко «Основатель Ейска Воронцов»
• Наборы картинок с изображением родного города
• Е. А. Котенко «Ейск. Страницы 60-летней истории»
• В. Н. Матова «Краеведение в детском саду»
• В. Н. Ратушняка «Родная Кубань. Страницы истории»
• Картотека кубанских народных подвижных игр
3. Альбомы, созданные с помощью родителей.
«С Днём Победы!»
«Мой родной город»
«Город, в котором я живу»
«Город, вчера сегодня, завтра»
Игры.
Д/и «Собери герб»
Д/и «История города Ейска»
Напольная игра «Путешествие по Ейску»
3. Диагностико-дидактический:
• Конспекты НОД (смотри перспективное планирование).
• Презентации
• Творческие рассказы детей, составленные совместно с родителями, с использованием фотоматериала и рисунков детей.
• Диск с записями произведений в исполнении кубанского хора
Предполагаемый результат.
• Повышение уровня патриотизма дошкольников.
• Получение первого опыта рефлексии (самооценки).
• Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия.
• Пополнение развивающей среды группы альбомами о населенных пунктах, где проживают дети.
1 этап подготовительный.
Разработка стратегии реализации проекта.
Создание условий для самостоятельной деятельности:
Фото информация - «Достопримечательности моего города - Ейска».
Презентации
2 этап - основной.
Образовательные ситуации с детьми:
Чтение книг о городе Ейске.
Рассматривание фотографий - достопримечательности города Ейска.
Беседа «Мой адрес».
НОД «Путешествие по родному городу».
Д/и «История города Ейска».
Создание альбома «Дорога от дома до детского сада»
Заучивание стихотворений о своей малой родине.
Выпуск газеты и создание презентации «Их именами названы улицы города», «Моя малая Родина – Кубань», «Кубанские казаки в годы ВОВ».
Сотрудничество с родителями :
Создание фотоиннформации «Мой родной город»
Подбор стихотворений о городе Ейске и разучивание их с детьми дома.
Подбор материала на тему «Их именами названы улицы города».
3 этап – заключительный.
Проведение открытого обобщающего мероприятия «Моя малая Родина - Кубань».
Викторина - конкурс знатоков родного города в форме брейн-ринга «Мой родной город Ейск» с родителями.
Планирование организованной образовательной деятельности:
Сентябрь.
• История возникновения родного города.
• Беседа об истории возникновения родного города. Презентация.
• Рассказ – беседа о том, как давали названия улицам.
Октябрь.
• Беседа о названиях улиц родного города.
• Учреждения города.
• Беседа о городском транспорте.
• Дорожные знаки.
Ноябрь.
• Памятники родного города.
• Барельефная лепка «Достопримечательности города – Ейска».
• Наши права.
• День матери. Описательный рассказ «Моя мама работает.». Изготовление подарков – матерям, конкурс рисунков «Мама, мама, мамочка».
Декабрь.
• Путешествие в прошлое. (Город сегодня, город вчера).
• Архитектура родного города.
• Игра – викторина «Знаешь ли ты свой город?»
• Беседа с детьми о районе, где они живут. Д/игра «Узнай, где я нахожусь?»
Январь.
• Ейск – город порт. Изготовление альбома.
• Барельефная лепка «Море - наше богатство».
• Игровое занятие. Д/игра «Букет красивых слов», "Что покажем гостям Ейска?"
Февраль.
• Беседа о названиях улиц города. Работа с картой.
• Посещение исторических мест города (совместно с родителями) «Вечный огонь».
• Беседа о названиях улиц Свердлова, К. Либкнехта
• Беседа о названиях улиц Шмидта, Н. Садовой
Март.
• Беседа о названиях улиц Портовая аллея
• Беседа о названиях улиц Краснодарская, Мира
• Беседа о названиях улиц Красная, Одесская
• Беседа о названиях улиц С. Романа, В. Чкалова
Апрель.
• Беседа о названиях парка И. Поддубного
• Беседа о названиях парка Никольского
• Беседа о названиях парка Горького
• Беседа о названиях Проспекта Воронцову
Май.
• Экскурсия на аллею – героев.
• Герои – защитники отечества (о людях – героях, защищавших наш город во время Вов).
• Экскурсии в музей.
• Викторина – конкурс знатоков родного города. Брейн – ринг «Мой родной город Ейск».
Приложение 1.
Игра «Путешествие по родному городу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие. Путешествовать они будут на автобусе по своему родному городу. Но в автобусе будут не только жители нашего города, но и гости, которые приехали в наш город в первый раз. Поэтому нужно выбрать экскурсоводов. Они будут рассказывать о тех местах, которые мы будем проезжать. Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя и экскурсоводов, а остальные исполняют роли гостей города. Воспитатель напоминает гостям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы, если им будет что-то непонятно во время путешествия.
Дети занимают свои места в автобусе, и воспитатель во время путешествия показывает иллюстрации с изображением разных достопримечательностей города, с которыми дети уже знакомы, а экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся и что это такое.
Гости нашего города, вы хотите что-нибудь спросить у экскурсовода?’
(Воспитатель предлагает детям сформулировать вопрос - «Кому поставлен этот Памятник - Экскурсовод Витя сейчас об этом расскажет)
Воспитатель, показывая детям иллюстрации с изображением знакомых им достопримечательностей родного города, продолжает игру.
Дидактическая игра «История города Ейска» (игра – лото).
Цель: Закрепить знания у детей представление об истории родного города.
Содержание игры: Играть могут 3-7 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.
Примечание: На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком. Если ребёнок ошибается, то даётся «Подсказка», которую может дать как воспитатель, так и ребёнок.
Материалы игры: Игровые поля (6 штук) с изображением видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории нашего города.
Ожидаемый результат: Обогатить знания о достопримечательностях родного города, воспитывать гордость за свой город.
Напольная игра «Путешествие по Ейску»
Цель игры: Обобщить знания детей о родном городе, в котором они живут, его особенности и достопримечательностях.
Материал: Игровое поле с маршрутом следования, кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде конусов, фигур животных; картинки с достопримечательностями города с цифрой на обратной стороне, «мини энциклопедия» с краткими справками по теме игры.
Ход игры: Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают себе персонажа для отправления в путешествие. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений они продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут от старта до финиша. Если фишка попадёт на голубое поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадёт на оранжевое поле, то ребёнок в зависимости от ситуации передвигается вперёд или возвращается назад согласно стрелкам, указывающим путь.
Примечание: Если ребёнок не знает ответа на вопрос «синего поля» - пропускает ход, идущий следом за ним ребёнок при попадании на данное игровое поле должен дать правильный ответ или более развёрнутый ответ, т. е. какую-либо историческую справку. Если ребята не знают точного ответа, они могут воспользоваться подсказкой «мини – энциклопедии».
Приложение 12
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 6 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Принята Утверждена:
педагогическим советом приказом от ___ 20___г.
Протокол № ___ № ___ - ПД
от ___ 20___ г. Заведующий МБДОУ ДСОВ № 6
___ Т. Ю. Стрельникова
Проектная деятельность с детьми 6-7 лет
подготовительная к школе группа № 6
на 2020-2021 учебный год
Воспитатель: И. С. Скляр
г. Ейск,
2020 г.