Жданова Татьяна Дмитриевна
Истории и стихи к празднику 23 февраля «К разговору с будущими защитниками своей малой и великой Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжаю серию публикаций в помощь тематическим беседам с детьми.
Мои юные иллюстраторы творчески подобрали контурные картинки и раскрасили их по своему вкусу – мягкими акварельными карандашами, пастельными мелками и пластилином.
*
Все знают праздник 23 февраля – это День рождения нашей армии для защиты Родины.
Публикация «Истории и стихи к празднику 23 февраля „К разговору с будущими защитниками своей малой и великой Родины“» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи к 23 февраля ко Дню защитника Отечества
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Сейчас он празднуется еще и как День НАСТОЯЩИХ мужчин в широком смысле этого слова. Женщины поздравляют и с радостью дарят подарки нашим дедушкам, отцам, братьям, друзьям и вам, ребята, – всем настоящим и будущим защитникам малой и большой Родины.
*
Наш словарик:
ВЕЛИКАЯ РОДИНА – это наше Отечество, Отчизна, родная страна.
ЗАЩИЩАТЬ – это оберегать, охранять. Есть важная способность людей – защищать свою Родину, мужественно сражаться за свое Отечество.
МАЛАЯ РОДИНА человека – это место, где он родился, где живет или жил. У каждого она своя. Где бы ни был потом человек, он вспоминает улицу детства, уютный дом и двор, раскидистое дерево, цветы на клумбах, лавочки, веселые игры и, конечно, родных и друзей.
С любви к малой родине начинается любовь ко всему Отечеству.
– Ребята, как вы думаете, что значит любить Родину?
Это не забывать о ней и быть неравнодушным к тому, что происходит вокруг.
ПОДМЕТАЮ СВОЮ СТРАНУ
Однажды в серую погоду один мальчик стал подметать двор, и его спросили, посмеиваясь:
Что ты делаешь?
Подметаю свою страну, ответил тот.
Затем он стал мыть разрисованную каракулями стену.
А что теперь делаешь? спросили его с интересом.
Мою свою страну, ответил он.
И стал сажать цветы вокруг некрасивых домов. Синие, красные, жёлтые и всякие.
Ну, а теперь? спросили его уже даже с уважением.
Украшаю свою страну, ответил он, улыбаясь и не разгибая спины.
А мы что же? тогда сказали многие другие хорошие люди.
И тоже взялись подметать свою родную страну, и мыть, и украшать!
А затем серая погода прошла, а настала синяя, солнечная, в нашей России.
***
КОГДА Я УЕЗЖАЮ
Когда я уезжаю, беру я свой мешок,
Десяток помидоров и колбасы кусок,
Беру белья на смену и носовой платок…
Беру с собою стены и пол, и потолок.
Беру мой переулок и будку на углу,
И постовой мне дорог, и я его беру!
И добрая ракита, и милый мой вокзал…
Ничто не позабыто! Я все с собою взял!
Багаж такой огромный! Но все проводники
Его не замечают. Такие чудаки!
***
РОДИНА
Если скажут слово – Родина, сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница и ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики, над скакалкой топот ног,
И большой соседской фабрики громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная, золотая целина…
Родина бывает разная, Но у всех она одна!
***
НАШЕ ОТЕЧЕСТВО
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать – святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч верст; а от севера к югу на четыре с половиною.
Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина. (Константин Ушинский)
***
ЧТО ЛЮБИТСЯ, ЧЕМ ДЫШИТСЯ…
Что любится, чем дышится, душа чем наша полнится,
То в голосе услышится, то в песенке припомнится.
А мы споем о Родине, с которой столько связано,
С которой столько пройдено хорошего и разного!
Тяжелое – забудется, хорошее – останется.
Что с Родиною сбудется, то и с народом станется.
С ее лугами, нивами, с ее лесами-чащами
Была б она счастливою, – а мы-то будем счастливы.
И сколько с ней ни пройдено, – усталыми не скажемся
И песню спеть о Родине с друзьями не откажемся!
***
ЗАЩИЩАЯ ДОМ РОДНОЙ
В небо смотрит курица – нет ли хищной птицы?
Кошка не на улице? За цыплят боится.
Бородатые козлы зорко смотрят со скалы –
В облака они глядят: не летят ли где орлы?
Так хранят они козлят.
Птицы гнезда защитят от вороны, от змеи.
Пусть себя не пощадят, но спасут дома свои.
А родной страны солдат охраняет сон ребят –
В зимний холод, в летний зной охраняет их покой.
***
ПОЧЕМУ ОНИ НЕ СТАНУТ ВОЕВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ
Я знал одного мальчика… Но это был не один мальчик, а семеро.
Как это может быть? Сейчас расскажу.
Жил он в Риме, звали его Паоло, и отец его был вагоновожатым.
Нет, нет, жил он в Париже, звали его Жан, и отец его работал на автомобильном заводе.
Да нет же, жил он в Берлине, звали его Курт, и отец его был виолончелистом.
Что вы, что вы… Жил он в Москве, звали его Юрой, точно так же, как Гагарина, и отец его был каменщиком и изучал математику.
А еще он жил в Нью-Йорке, звали его Джимми, у отца его была бензоколонка.
Сколько я вам уже назвал? Пятерых. Не хватает двоих.
Одного звали Чу, жил он в Шанхае, и отец его был рыбаком. И наконец, последнего мальчика звали Пабло, жил он в Буэнос-Айресе, и отец его был маляром.
Паоло, Жан, Курт, Юра, Джимми, Чу и Пабло – мальчиков семеро, но все равно это один и тот же’ мальчик.
Ну и что же, что у Пабло темные волосы, а у Жана светлые. Неважно, что у Юры белая кожа, а у Чу – желтая. Разве это так важно, что Пабло, когда приходил в кино, слышал там испанскую речь, а для Джимми экран разговаривал по-английски. Смеялись же они все на одном языке.
Потому что это был один и тот же мальчик: ему было восемь лет, он умел читать и писать и ездил на велосипеде, не держась за руль.
Теперь все семь мальчиков выросли. Они никогда не станут воевать друг с другом, потому что все семь мальчиков – это один и тот же мальчик.
***
Родина, это место, по которому тоскуют не только люди, но и животные.
СКВОРЕЦ НА ЧУЖБИНЕ
Улетел скворец от стужи, сытно за морем живет,
Воду пьет из теплой лужи, только песен не поет.
Рвется он в края родные, где родился и где рос,
Где по-своему впервые слово «мама» произнес.
Он скучает по деревьям, по звенящему ручью,
По скворечне, по деревне, по соседу-воробью,
По Аленке и Алешке – дорогим друзьям своим,
И немножечко. по кошке, что охотилась за ним.
***
ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ
Жура-Жура-Журавель! Облетел он сто земель.
Облетел, обходил, крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»
***
ЧЕМУ НЕ УДИВЛЯЮТСЯ МОРЯКИ?
Летели птички перелетные, из стороны южной да в сторону северную, родную. А внизу великий океан, конца-края не видно, а силы у птичек на исходе.
Тогда из глубины вынырнул кит, и птички ему говорят:
– Кит, дорогой! Помоги, не то не долетим до Родины, утонем в этом вашем океане!
– Приземляйтесь, – сказал кит.
И целая стая разноцветных птичек на кита приземлилась. И он не нырял, пока они отдыхали.
Потом плыл мимо теплоход, и пассажиры сказали:
– Какая прелесть! Среди океана – островок яркий, как будто весь цветами покрытый!
А потом все птички хорошенько отдохнули и взлетели, дальше домой полетели. А кит под воду ушёл.
Еще больше удивились пассажиры (как это все цветочки полетели, а остров утонул).
Только моряки этому не удивляются. Они-то знают: в море-океане без взаимной помощи никак нельзя. И каждый каждому помочь должен, особенно если тот возвращается на свою любимую Родину!
***
РОДНОЙ КРАЙ
Мой друг! Что может быть милей бесценного родного края!
Там солнце, кажется светлей, там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок, душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток, там соловей поет звучнее.
***
РОДИМЫЙ ДОМ
Мы летим издалека.
Пусть дорога нелегка,
Где-то там, в краю родном
Ждет нас всех родимый дом.
*
Рифмоговорки-чистоговорки:
Им-им, тим-тим – с юга стаей мы…
(добираемся, летим, перелетаем).
Ту-ту-ту, ти-ти-ти – было трудно нам в…
(пути, дороге, небе).
Ом-ом, ном-ном – добрый дом в краю…
(любимом, незабываемом, родном).
***
ДУБ И ВЕТЕР (Сказка)
Стоял дуб на горе, и никому не поклонялся. И вот однажды прилетел к нему ветер и спрашивает:
– Боишься меня?
– Нет!
– Ну, тогда держись!
И стал ветер дуть изо всех сил. Налетает с одной с другой стороны, старался дуб нагнуть к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листиком. Так и устоял, не сумел ветер повалить его.
Побежал ветер звать на помощь молнию:
– Помоги, сестрица молния, окажи мне услугу.
– Какую?
– Опозорил меня дуб. Пообещал я его одолеть, а он на смех меня поднял, говорит, никакими силами его не свалить. Прошу тебя – повали его, сожги!
Поплыли, заклубились чёрные тучи, явилась молния и спрашивает у дуба:
– Боишься меня?
– Нет! Не боюсь.
Раскололось надвое небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, а дождь залил. Ударила молния ещё раз – расколола ствол. А дуб как стоял, так продолжает стоять. Кажется, у самого корня ещё крепче стал. Как рос, так и продолжает расти.
Думали, думали ветер и молния, как же им одолеть дуб. Наконец придумали, и побежал ветер к леснику:
– Дай каких-нибудь удобрений. Да посильнее.
– Зачем?
– Дуб спасать, что-то он вянуть стал. Только побольше давай, чтобы враз вылечить.
– Много удобрений – большой вред для растения,– говорит лесник. – Ты мне так дуб не вылечишь, а погубишь. А мы с ним большие друзья. А что раскололся он – это не беда, он сам себя вылечит.
Разозлился ветер на лесника, подул на него, да только ничем его пронять не мог. И полетел снова к дубу:
– Послушай, дуб, почему я не могу совладать с тобой? Объясни, в чём твой секрет, в чём твоя сила?
– Могу сказать,– отвечает дуб. – Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю-матушку держусь. А родная земля все раны залечивает. Всем залечивает.
Так и не покорился дуб и до сих пор растёт, могучий, красивый. А ты смекай, что каждому из нас силу даёт.
*
Скажите ребята, какие силы не смогли совладать с дубом?
Что помогло дубу выстоять, несмотря на полученные раны?
Как вы понимаете слова: «держаться за землю–матушку»?
Только ли про дуб эта сказка?
*
В публикации, в виде мини-сборника, использованы мои истории и стихи, а также Зинаиды Александровой, Платона Воронько, Иосифа Уткина, Несипбека Айтова, Эммы Мошковской, Георгия Ладонщикова, Станислава Брейэра, Джанни Родари, Константина Ушинского.