Татьяна Дьячкова
Проект «Футбол в детском саду»
Проект
Вид проекта : физкультурный
Участники: воспитанники старшей и подготовительной группы, воспитатели, инструктор по физкультуре.
Возраст участников: дошкольники 6 - 7 лет.
Продолжительность проекта : март-июнь 2017г.
Пояснительная записка: проект «Футбол в детском саду» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста 6- 7 лет (старшая, подготовительная группы).
Публикация «Проект „Футбол в детском саду“» размещена в разделах
Срок реализации: июнь 2017г.
Актуальность проекта :
Во всем мире большой популярностью пользуется игра в футбол, как среди взрослых, так и среди детей.
В настоящее время в нашей стране охват детей дошкольного возраста занятиями футболом незначителен. Специалисты в области физической культуры и спорта указывают на положительное влияние игровых видов спорта на психофизическое развитие дошкольников и на необходимость разработки специальных программ, в том числе и по футболу, в основе которых должны лежать закономерности игры.
Футбол как специфический вид двигательной деятельности позволяет создать условия для нормального физиологического, психического и физического развития ребенка, а также формирования социально значимых личностных качеств детей. Эта игра сочетает ходьбу, бег, прыжки с одновременным использованием различных ударов, ведений, передач мяча, бросков, ловли и т. д. В футболе быстро меняются игровые ситуации, требующие от занимающихся высокой координации движений, точности и быстроты их выполнения, что особенно важно для детей старшего дошкольного возраста, организм которых обладает большим потенциалом для формирования различных видов двигательных действий, характеризуется интенсивным развитием.
Содержание проекта
• Пояснительная записка
• Цель и задачи проекта
• Учебно-тематическое планирование
• Календарно-тематический план
• Материально-техническое обеспечение программы
• Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки
• Условия реализации проекта
• Список литературы
1 Этап. Постановка проблемы:
Наблюдая за детьми на прогулке и беседую с ними о футболе, мы пришли к выводу, что многие дети не знают правила игры, быстро устают, предпочитают наблюдать за игрой сидя на лавочке. Во время совместной беседы, мы решили, разработать проект по футболу, привлечь к нему родителей, инструктора по физкультуре, воспитателей.
Цель проекта :
Обучить воспитанников элементам спортивной игры футбол, развивать двигательную активность, как источник здоровья детей через спортивную игру футбол. Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста многообразные действия с мячом.
2. Развивать у дошкольников точность, координацию движений, быстроту реакций, силу, глазомер.
3. Обучать воспитанников правильной технике выполнения элементов спортивной игры футбол (удар, передача, ведение) .
4. Формировать у дошкольников устойчивый интерес к спортивным играм.
5. Обогащать мировоззрение детей через различные формы образовательной деятельности.
6. Воспитывать у детей морально-волевые качества.
7. Вовлекать родителей в совместную деятельность через оптимизацию различных форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Основные формы реализации проекта : беседы, чтение загадок, просмотр презентаций: «История возникновения футбольного мяча», «История возникновения футбола», творческая деятельность, пополнение спортивного уголка, привлечение родителей к игре футбол.
Мероприятия в рамках проекта :
1. этап проекта :
1. Постановка проблемы.
2. Реализация проекта.
3. Заключительный.
Ожидаемый результат:
1. Овладение теоретическими и практическими знаниями воспитанников элементами спортивной игры футбол.
2. Повышение двигательной активности, формирование таких качеств, как коллективизм, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность.
2 этап. Реализация проекта.
1. Беседа «Что я знаю о футболе» - Март
2. Беседа «Правила игры в футбол» инструктор по физкультуре - Март
3. Просмотр презентации «История возникновения футбольного мяча» -Март
4. Чтение загадок о футболе, атрибутах к нему - Март
5. Просмотр презентации «История возникновения футбола» - Апрель
6. Привлечение родителей к атрибутов для спортивного уголка - Апрель
7. Чтение сказки «Сказка про мяч», стихотворения Л. Курзаевой «Матч» Апрель
8. Рисование на тему «Игра в футбол» Май
9. Экскурсия на стадион «Арена Химки» - Май
10. Эстафеты с мячом, с привлечением инструктора по физкультуре - Май
11. Игра в футбол между детьми старшей и подготовителной группы, инструктор по физкультуре Дьячкова Т. Л. - Май – июнь,
3 этап. Заключительный.
Участие в турнире по мини-футболу «Золотой мячик» между командами ДОУ городского округа Химки
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
• значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
• влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;
• гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
• техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
• основы и методы техники и тактики игры в футбол,
• правила игры, организация соревнований;
• оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;
• установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
• комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость и т. д., необходимых для успешной игры в футбол;
• развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, футбольные мячи, тренажеры и. т. д. ;
• легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15м, 30м, метание, прыжки в высоту и длину с места;
• гимнастические и акробатические упражнения:
• упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т. д. ;
• подвижные спортивные игры: «салки», «попрыгунчики», «пустое место», баскетбол без ведения, «регби», «ручной мяч» и т. д. ;
• сдача нормативов по физической подготовке.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
• развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики игры;
• упражнения для развития футбольной скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;
• развитие взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;
• развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;
• специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;
• акробатические упражнения при отборе мяча и ударах по воротам. Специальные акробатические упражнения для тренировки вратаря.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
• обучение технике игры без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставным шагом, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;
• обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой и головой, остановка и обработка мяча, ведения мяча, вбрасывание и техника игры вратаря;
• обучение ударам по мячу ногами: внутренней и внешней стороной стопы, серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;
• обучение ударам по мячу головой: удар, выполняемый активным движением туловища; удар, выполняемый кивком. Они выполняются стоя, в прыжке вверх, в прыжке вперед с нападением;
• обучение остановке и обработке мяча: остановка мяча грудью, остановка мяча бедром, остановка мяча внутренней и внешней часть стопы, остановка поднимающегося мяча внутренней частью стопы, остановка мяча в передвижении;
• обучение ведению мяча: ведение мяча шаговыми ударными движениями внутренней и внешней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема, носком;
• обучение финтам: финт «наступание подошвой на мяч», «ложная остановка мяча подошвой», «проброс мяча мимо соперника», «ложный замах для удара», убирание мяча внутренней частью подъема», «переступание через мяч»;
• обучение отбору мяча: в выпаде, толчком плеча;
• обучение введению мяча в игру;
• обучение технике игры вратаря: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, перевод мяча, бросок и выбивание мяча;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Формы обучения: 1. Занятия.
2. Подвижные игры
3. Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: дни здоровья, спортивные соревнования, физкультурные праздники, спартакиада «Здоровый дошкольник -2015», спортивные досуги и развлечения, турнир по мини-футболу «Золотой мячмк».
Методы обучения: 1. Рассказ и показ инструктора по физкультуре
2. Упражнения:
Обще развивающие упражнения:
• упражнения в беге;
• прыжковые упражнения;
• упражнение для мышц рук;
• упражнение для мышц туловища;
• упражнения для мышц ног.
Подводящие упражнения:
имитационные упражнения без мяча;
игра с мячом у стенку: удар с наброса мяча, прием и передачи мяча после отскока от пола;
Специальные упражнения:
Игровой метод.
Двусторонняя игра, один против другого или в парах.
Соревновательный метод.
Внутригрупповые соревнования и т. д
Поточный метод
Дети выполняют упражнения друг за другом в указанном интервале.
Интервальный метод:
Смена выполнения упражнений по времени.
Круговой метод.
Применяется в начальной стадии обучения и в подготовительной части занятия.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате ознакомления и совершенствования элементов спортивной игры «Футбол» воспитанники должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:
• проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;
• иметь навыки самостоятельной работы;
• использовать различные источники информации для получения сведений в избранном виде спорта.
При реализации проекта создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что воспитанники, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Количество инвентаря и оборудования
№
п/п Инвентарь Количество шт. Срок использования Примечание
(наличие инвентаря)
1. Мяч для физ. зала 16 2 года +
2. Мяч набивной (1-2 кг) 4 5 лет +
3. Секундомер электронный 1 5лет +
4. Скакалки 16 2 года +
5. Насос и иглы 1 комплект 3 года +
6. Щитки футбольные 10 5 лет -
7. Гетры 10 5лет +
8. Гиря 0.5 кг 16 5лет +
9. Футбольные ворота 2 5 лет +
Вывод:
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: дети овладели теоретическими и практическими знаниями, элементами спортивной игры футбол. Повысилась двигательная активности, сформировались такие качества, как коллективизм, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность. В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. Привлечение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей. Многие воспитанники стали посещать футбольные секции.
Результат - команда «Комета» МБДОУ Детский сад комбинированного вида 1 место в турнире по мини-футболу «Золотой мячик» среди команд городского округа Химки г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Веревкин М. П. Мини-футбол на уроке физической культуры. -М. :Физкультура и спорт, 2006г. -192с
Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Теоретические основы тренировки ловли и отражения мячей вратарям. - М. :Физкультура и спорт, 2006г. -158с
Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства. - М. :Физкультура и спорт, 2005г. -139с
Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Универсальная техника атаки. М. :Физкультура и спорт, 2004г. -209с
Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действия с мячом. М. :Физкультура и спорт, 2006г. -162с
Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Методика тренировки. Техники реализации стандартных положений. - М. :Физкультура и спорт, 2007г. -142с
Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Методика тренировки техники игры головой. - М. :Физкультура и спорт, 2008г. -125с
Перепекин В. Н. Восстановление работоспособности футболистов. М. : ООО «Изб-во АСТ» : «Изд-во Астрель»,2003.- 526 с.
Селуянов В. Н., Сарсания С. К., Сарсания К. С. Физическая подготовка футболистов. - Минск: Вышей. Школа, .2005г
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Беляева Н. Т., Юровский С. Ю., Дневник самоконтроля. М. : 2004.
Жан-Люк Чесно, Жирар Дюре. Футбол. Обучение базовой технике М, «Академия», 2006г.
Железняк Ю. Д. Спортивные игры. - Москва, «Академия», 2002г.
Люкшинов Н. М. Искусство подготовки высококлассных футболистов. -М. : Просвещение 2005г.