Ираида Иванова
Проект «Природа Липецкого края»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Вид проекта : познавательный, исследовательско-творческий.
Продолжительность: среднесрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный
руководитель, родители.
Срок реализации: 3 месяца (февраль, март, апрель).
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое
развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-
эстетическое развитие.
Актуальность:
Публикация «Проект „Природа Липецкого края“» размещена в разделах
- Липецкая область, город Липецк
- Природа Липецкого края
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования, приобретает особую актуальность. Именно в период дошкольного возраста у ребенка формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего
места в ней в будущем. И научится ли он быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Цель проекта : формировать бережное отношение к природе Липецкого края : лесам, полям, рекам, животному и растительному миру.
Задачи проекта :
познакомить детей с природой Липецкой области;
расширить представление о жизни птиц, животных и растений Липецкой области;
познакомить детей с Красной книгой Липецкого края;
воспитывать заботливое, бережное и гуманное отношение к природе;
обобщить знания детей, закрепить представления об образе жизни животных, птиц и растений, о роли человека в их жизни, о связи с окружающей средой, создании условий для проживания животных, птиц и произрастания растений;
приобщать к культуре поведения в окружающем мире, беречь и охранять флору и фауну родного края;
развивать у детей кругозор, связную речь, воображение, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы : растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;
привлекать родителей к совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый результат:
дети имеют общие представления о природе Липецкой области;
дети умеют пользоваться знаниями о природе родного края при выполнении заданий педагога, при ответах на вопросы, описании явлений, подборке примеров для наглядности;
дети проявляют интерес к обитателям живой природы родного края;
у детей заложены основы бережного отношения ко всему живому и осознания того, что каждый несёт ответственность за богатство и разнообразие флоры и фауны родного края.
сформированы навыки культурного поведения в природе, умение различать разрешающие и запрещающие экологические знаки;
повышение компетентности родителей в экологическом образовании детей;
увеличится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Роль родителей в реализации проекта :
помощь в оформлении альбомов «Животные нашего края», «Лекарственные растения Липецкого края», совместные рисунки детей и родителей «Животные, птицы, рыбы, растения нашего края»; посещение Краеведческого музея; Липецкого зоопарка; экскурсии в парк.
Продукт проектной деятельности :
участие в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц»;
участие в акции «Покормите птиц зимой»;
выставка творческих работ «Природа нашего края»;
оформление альбома «Лекарственные растения Липецкого края».
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Подготовительный:
изучение методической, научно-популярной литературы;
изучение и анализ психолого-педагогической литературы по развитию наблюдательности у детей подготовительной к школе группы;
изучение интереса детей для определения целей проекта;
постановка цели и задач проекта;
определение необходимых средств реализации проекта;
подбор наглядного материала (картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии) о природе Липецкого края : животных, птицах, растениях;
подбор стихов, песен, загадок, рассказов, сказок о животных, птицах, насекомых, растениях;
подбор дидактических, подвижных игр по теме проекта;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды новыми материалами, атрибутами.
II. Практический:
чтение художественных произведений: о птицах, животных, насекомых, растениях;
разучивание стихов и песен о природе;
отгадывание загадок о животных, насекомых, птицах, цветах, деревьях;
рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок с изображением природы Липецкого края;
беседы: «Зимующие птицы нашего края», «Насекомые нашего края», «Красная книга Липецкого края», «Как человек заботится о природе?», «Что интересного я видел в лесу?», «Как ты заботишься о птицах?», «Правила поведения в природе», «Что я сделал доброго, чтобы сохранить природу», «Я видел в зоопарке…»;
посещение Краеведческого музея; Липецкого зоопарка, экскурсия в парк;
раскрашивание плоскостных силуэтов красками, цветными карандашами, восковыми мелками: «Бабочки», «Дикие животные», «Птицы», «Цветы».
дидактические игры «Собери животное (птицу) из частей», «Кто где живёт?», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Кто что ест?», «Один – много», «Угадай птицу по описанию», «Угадай цветок», лото «Дикие животные», «Растения», «Цветы», «Птицы», разрезные картинки;
подвижные игры «Рыбки», «Зимующие и перелетные птицы», «Охотники и звери», «Совушка», «Перелёт птиц», «Лиса и куры», «Лягушки и цапля», «Волк во рву»;
рисование: «Воробей», «Синичка», «Лес весной», «Что я видел в зоопарке», «Ромашки», «Бабочки»;
аппликация: «Бабочки на цветах», «Снегирь, синичка на рябине», «Подснежники», «Корзинка с ландышами»;
лепка: «Птички», «Лисичка», «Заяц», «Волк», «Елочка»;
конструирование из бумаги: «Снегирь», «Синички», «Воробьи», «Зайчик», «Лиса и лисенок»; «Тюльпан»,
самостоятельная деятельность по рисованию: обводки и раскраски «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Цветы», «Деревья», «Насекомые»;
цикл наблюдений: за птицами на кормушке, за птицами зимой и весной, за деревьями, за сиренью, за подснежниками на клумбе, за насекомыми;
трудовая деятельность: изготовление кормушек, скворечников (совместно с родителями, развешивание кормушек (совместно с воспитателем и родителями, посадка цветов для клумб детского сада;
ОД: «Лекарственные растения», «Птицы – наши друзья», «Зимующие птицы», «Люби и знай свой родной край».
III. Заключительный:
участие в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц»;
участие в акции «Покормите птиц зимой»;
выставка творческих работ «Природа нашего края»;
оформление альбома «Лекарственные растения Липецкого края»;
развлечение «Зимующие птицы».
Формы и методы работы с детьми:
беседы;
наблюдения;
наглядная информация;
игровая деятельность;
трудовая деятельность;
самостоятельная деятельность детей;
индивидуальная работа с использованием дидактического материала;
консультативная работа с родителями;
чтение стихов, сказок, рассказов о природе;
выставка рисунков и поделок;
игры: дидактические, словесные, подвижные, музыкальные, настольные, пальчиковые, игры-имитации;
ОД.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
телевизор;
стереомагнитола;
аудиозаписи «Звуки природы»;
дидактические, настольные игры;
подбор наглядного материала («Красная книга Липецкой области», иллюстрации, фотографии «Флора и фауна Липецкого края», «Они занесены в Красную книгу», детские рисунки «Они просят помощи», «Природоохранные знаки»;
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
Постановка новой проблемы:
продолжить работу по теме «Природа нашего края»;
разработка проекта «Красная книга Липецкого края»;
продолжить пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
Литература:
1. Астахов В., Дюкарев Ю. «Заповедная природа Липецкого края».
2. Бадулина Е. В. «Состояние и охрана окружающей среды Липецкой области».
3. Лаврентьева Н. С. «Изучить и сохранить».
4. Недосекин В. Ю. «Экологические исследования в заповеднике «Галичья гора».
5. Пешкова Н. В. «Природа Липецкой области и её охрана».
6. Пешкова Н. В. «Берегите родную природу».
7. Русляков В. И. «Состояние и охрана окружающей среды Липецкой области».
8. Сарычев В. «Природа долины реки Воргол».
9. Созонтова О. В. «Природа и экология Липецкой области».
10. Шальнев Б. М. «Мир детства: родная культура».