Елена Клинкова
Проект на тему «Природа моего родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Клинкова Е. А.
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: среднесрочный 3 месяца (март, апрель, май)
Актуальность проекта :
Тема проекта «Природа моего родного края» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Проект на тему „Природа моего родного края“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
1. Систематизировать знания об окружающем мире.
2. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
3. Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
4. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире своего края.
5. Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
6. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
7. Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».
8. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты проекта :
• Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.
• Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
• Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
• Разработка проекта.
• Постановка цели и задачи.
• Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
• Разработка конспектов образовательной деятельности.
Основной этап:
Работа с детьми:
Беседы на темы:
• «Что такое природа?»
• «Деревья нашего края».
• По содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
• «О правилах поведения на природе».
• «Лес и наше здоровье».
Рассматривание картин и иллюстраций:
• П. С. Меньшикова «Дикие животные».
• С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».
Чтение произведений:
• В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой».
• Успенский «История одной яблоньки», «Птицы».
• А. Яшина «Покормите птиц зимой».
• В. Степанов «Животные наших лесов».
• Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
• Разучивание стихотворений о птицах, о животных, деревьях
• В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
• О птицах.
• О диких животных.
• О деревьях.
• О природе.
Словотворчество:
• «Сказки о лесе».
• «Небылицы о природе».
Дидактические игры:
• «Природа – не природа».
• «Кто в домике живет?».
• «Найди перелетных и зимующих птиц».
• «Найди по описанию».
• «Найди, кого назову».
• «Опиши, а мы отгадаем».
• «Кого не стало?».
• «Чьи следы».
• «Назови ласково».
• «Кто где?».
Пальчиковые игры:
• «Есть у каждого свой дом».
• «Воробьи»;
• «Птички»;
• «Кто спит зимой?»;
• «Осенние листья»;
• «Дикие животные»;
• «Осень»;
• «Зима».
• «Зайка».
• «Сорока».
Игры на развитие дыхания:
• «Чей листок раньше улетит?»
• «Чья снежинка улетит дальше?».
Игры на развитие координации слова с движением:
• «На водопой»;
• «Елка»;
• «Медвежонок»;
• «Зайка».
• «Дикие животные».
Игровые упражнения:
• «Чему человек научился у птиц?».
• «Что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?».
• «Лес шумит».
• «Хочу быть птичкой».
• «Кто живет в лесу?».
• «Дикие животные».
• «Птички».
Наблюдения:
• За сезонными наблюдениями.
• За деревьями.
• За птицами.
• «Чьи следы?».
Труд в природе :
• Подкормка птиц.
• Уборка мусора.
• Сбор природного материала для поделок.
Театральная деятельность:
• «На лесной опушке».
• «Чудесное превращение».
Подвижные игры:
• «Лиса и зайцы».
• «Белка».
• Эстафета «Собери мусор».
• «Охотники и утки».
• Хороводная игра «Во поле береза стояла».
Творческая деятельность:
• Рисование «Берегите природу».
• Рисование «Деревья нашего участка».
• Лепка «Животные в лесу».
• Конструирование «Береза».
Экспериментальная деятельность:
• Сравнение еловых и сосновых шишек.
• Сравнение веточек сосны и ели.
• Рассматривание семян деревьев.
Оформление экологического панно:
• «Природа нашего края».
Оформление красной книги.
Оформление жалобной книги природы.
Оформление альбома
• «Перелетные и зимующие птицы».
• «Деревья нашего края».
Взаимодействие с семьей:
• Оформление книжек – малышек на тему «Природа родного края».
• Оформление фото выставки «Природа нашего края».
• Найти и выучить стихи:
- о любимом дереве родного края;
- о любимой птице родного края.
• Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет, потешек, песенок о природе.
Заключительный этап.
Работая над проектом «Природа моего родного края» мы с детьми и родителями провели:
Конкурсы:
• Рисунков «Берегите природу».
Оформили:
• Экологическое панно «Природа нашего края весной».
• «Красную книгу».
• «Жалобную книгу природы».
Подведение итогов.
В заключении хочу сказать, что, работая над проектом
• У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
• Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
• С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
• Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
• В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, больше задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Приложение
Беседа на тему : «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»
Цель:
• Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
• Развивать память и мышление детей.
• Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование:
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Содержание беседы:
• Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».
Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.
Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.
Дидактическая игра «Природа – не природа».
• Ввести понятия живая и неживая природа
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т. п.
Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.
Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».
Прогулка
Тема: "Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Весна"
Задачи.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе весной.
- Закрепить знания детей о характерных признаках весны
- Самостоятельно найти сезонные изменения на участке детского сада, выявить взаимосвязь в природе.
- Вспомнить и закрепить пословицы и поговорки о весне.
- Воспитывать наблюдательность, любознательность и бережное отношение к природе.
Подвижная игра.
- Совершенствовать умение детей играть в подвижные игры.
- Закреплять умение бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать быстро по сигналу.
- Развивать ловкость, внимание.
- Воспитывать привычку играть сообща, выполняя правила игры.
Спортивные упражнения.
- Упражнять в прыжках на 2-х ногах через предметы.
- Упражнять в ходьбе по узкой дорожке, сохраняя равновесие.
- Развивать ловкость в беге змейкой между предметами, не задевая их.
- Закрепить умение пролезать в обруч.
- Воспитывать уверенность в своих силах, выполняя упражнения друг за другом (по очереди).
Дидактическая игра.
- Закрепить знание зимующих и перелетных птиц.
- Развивать внимание.
- Воспитывать любовь к птицам и желание им помочь в трудное для них время.
Малоподвижная игра и логоритмика.
- Упражнять в умении выполнять действия игры вместе со словами.
- Развивать артикуляционную и мимическую моторику.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Трудовая деятельность.
- Закреплять умение трудиться сообща.
- Развивать у детей желание помогать друг другу.
- Воспитывать трудолюбие.
Индивидуальная работа; самостоятельные игры.
- Упражнять в отбивании мяча об землю двумя руками и ловле его.
- Упражнять в метании мешочков вдаль, развивая силу броска.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать умение играть в коллективе в разнообразные игры.
Словарная работа: ледоход, подснежник.
Оборудование: спортивный инвентарь (кегли, мячи, обруч, скакалка, мешочки с песком, кольцебросы и т. д.) игрушка – лиса, игрушки для самостоятельных игр, ведро для сбора сухих веток и шишек.
Предварительная работа: беседы на весеннюю тематику, чтение произведений и стихов о весне, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций о природе, игра в дидактические и подвижные игры, прослушивание музыкальных произведений, наблюдение за весенними явлениями природы, изодеятельность, связанная с временем года, опытно – эксперементальная деятельность (зависимость состояние воды от температуры, испарение).
Ход прогулки
l. Вос-ль: О каком времени года говорится в этой загадке?
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает
Когда это бывает? (Весной)
Вос-ль: Назовите приметы весны.
Дети: - Светит яркое, лучистое солнце.
- Тает снег.
- Появляются лужи и проталины.
- Бегут веселые ручьи.
- На деревьях набухают почки, а затем появляются листья.
- День прибавляется.
- Возвращаются перелетные птицы и начинают строить гнезда. И т. д.
Вос-ль: А сейчас, дети, найдите и назовите изменения на участке детского сада, какие произошли с приходом весны.
Дети называют изменения
- Растаял снег.
- Появились лужи.
- Набухли почки на деревьях
- Светит яркое солнце.
- Зазеленела трава и т. д.
Вместе с детьми выявить взаимосвязь в природе.
-Почему растаял снег?
- Откуда взялись лужи?
- Почему набухают почки, и появилась первая трава?
Сделать вывод.
Солнце пригревает, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растения: набухают почки, появляется первая травка.
Отметить, где быстрее растаял снег? (На дорогах, на открытых местах, вокруг деревьев.)
- Почему снег тает быстрее вокруг деревьев? (деревья дышат и отдают тепло.)
- Как вы думаете, какой снег тает быстрее чистый или грязный? (грязный, т. к. солнечные лучи припекают сильнее к темным оттенкам.)
- Какими словами можно сказать о весне? Весна, какая? (Весна - красна, солнечная, ласковая, зеленая, красивая и т. д.)
Вос-ль: Какие вы знаете пословицы и поговорки о весне? Назовите их.
Дети:
1. Март воды открывает.
2. Увидел грача - весну встречай.
3. Март зиму кончает, весну начинает.
4. Придет март - капельник и зима заплачет.
5. Ранний прилет грачей, жаворонков - к теплой весне.
6. В марте курица напьется из лужицы.
ll. Подвижная игра " День и ночь".
В игре девочки - пчелы, мальчики - жуки. Летая, они произносят звук ж-ж-ж. На сигнал "День" сова спит в своем гнезде, а "пчелы" и "жуки" летают. На сигнал "ночь" вылетает охотиться сова. "Жуки" и "Пчелы" замирают. Кто пошевелится, того забирает сова к себе в гнездо.
lll. Спортивные упражнения.
Вос-ль: А сейчас, ребята, отправимся с вами на лесную поляну. Но путь будет сложным, нужно выполнить несколько заданий. Дети выполняют по очереди игровые упражнения.
1. Прыжки на 2-х ногах через предметы (через ручеек)
2. Ходьба по узкой дорожке, сохраняя равновесие. (переход по мостику через реку)
3. Бег змейкой между предметами (Пробеги не задень)
4. Пролезание в обруч. (В норку к лисе)
lV. Дидактическая игра "Улетают - не улетают".
V. Вос-ль : Ребята, закройте глаза и представьте, что вы находитесь в весеннем лесу, а я вас "волшебной" палочкой превращаю в первые весенние цветы - подснежники.
Малоподвижная игра "Подснежники" и логоритмика.
В лесу, где березки столпились гурьбой:
Подснежник раскрыл
Свой глазок голубой
Потом понемножку
Он выставил ножку
И, вставши, на цыпочки,
Что было сил.
Наверх потянулся и солнце спросил:
Я вижу: погода тепла и ясна
Скажите, пожалуйста, это весна?
Вос-ль: Не только проснулись цветы, но и звери тоже проснулись от зимнего сна. "Медведь проснулся" (открывать рот с глубоким вдохом, имитация зевания)
- Голодно было зимой и звери за зиму сильно похудели (втянуть щеки, а затем вернуться в исходное положение.)
- А на реке начался ледоход. (двигать нижней частью вправо-влево)
- Подул легкий ветерок (вдох через нос, выдох через рот, губы трубочкой)
- И закачались бутоны весенних цветов (наклоны головы вправо-влево.)
Напомнить детям, что скоро расцветут другие весенние цветы: ландыши, тюльпаны, нарциссы.
- Ребята, нельзя срывать цветы, можно только любоваться их красотой.
Vl. Трудовая деятельность.
Собрать сухие ветки, шишки.
Vll. Индивидуальная работа, самостоятельные игры.
1. Отбивание мяча об землю двумя руками и ловле его –
2. Метание мешочков вдаль - Игры с мячом, кольцебросом, прыжки через скакалку, рисование цветными мелками на асфальте и др.