Раиса Викторовна Нарваткина
Проект «Приобщение детей в старшей группе к мордовской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре».
Верушкина С. А., Нарваткина Р. В. – воспитатель МАДОУ №9
Участники проекта : педагоги, воспитанники группы и их родители.
Тип проекта :
• информационно-практико-ориентированный, творческий.
• Времени проведения - кратковременный (март).
Публикация «Проект „Приобщение детей в старшей группе к мордовской народной культуре“» размещена в разделах
• Участники проекта – дети старшей группы №9, воспитатели группы, родители.
Цель проекта : развитие коммуникативных навыков и развитие речи младших дошкольников.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Знакомить детей с устным народным творчеством;
• Знакомить с мордовским народным бытом и костюмом;
• Знакомить с мордовской народной игрушкой;
• Знакомить с народными календарно-обрядовыми праздниками;
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к родной культуре;
• Привлечь детей к театрализованной деятельности;
• Формирование нравственных качеств и сплочение детского коллектива;
Развивающие:
• Развивать эстетические способности и духовный потенциал;
Актуальность:
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
Проблема.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.
Проекты, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно – образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и культуру своего народа, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении.
Новизна проекта.
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе,
как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации деятельности детей на основе проектного метода.
Гипотеза.
Знакомство дошкольников с культурой, обычаями и традициями мордовского народа будет способствовать творческому развитию личности ребенка и воспитанию у детей чувства патриотизма и толерантного отношения к людям другой национальности.
Методы реализации проекта.
1. Наглядно-действенный метод:
- показ сказок мордовского народа (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и подвижных игр;
- чтение педагогом художественной литературы;
- экскурсии.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
3. Практический метод:
- организация продуктивной деятельности
- проведение экскурсий в мини музей;
- организация развлечения совместно с родителями.
Формы организации проекта :
• Беседа, общение.
• Игры: дидактические, подвижные
• Драматизация сказки
• Экскурсия
• Развлечение.
Обеспечение проекта :
1. Научно – методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов;
2. Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;
3. Наглядно-дидактическое: предметы мордовского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории, культуре и традициям мордовского народа, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Теоретическая значимость проекта – знакомство с новыми понятиями и их значением.
Практическая значимость проекта данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми способствуют расширению и обогащению знаний детей о культуре и традициях мордовского народа, любви и бережного отношения к культуре и традициям родного края. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, толерантность и уважение к людям
Познавательная значимость проекта состоит в том, что при построение другой национальности., организации и проведение непосредственно образовательной деятельности применяется личностно – ориентированный подход. При работе с детьми используются методы и приемы развивающего характера.
Этапы проекта :
I этап – Формулирование проблемы.
Беседа о традициях и календарных праздниках мордовского народа, об особенностях природы Мордовии; рассматривание кукол в национальных костюмах, рассматривание альбомов
II этап – Планирование проекта.
• Намечается план движения к цели. Обсуждение цели и задачи в педагогическом коллективе;
• В родительском уголке вывешивается информация «Традиции и культура Мордвы», «Приобщение детей к народным традициям», «Мордовия – мой край родной».
• Перспективное планирование проекта;
• Разработка и накопление методического материала по теме.
III – Реализация проекта.
Формы реализации проекта : чтение русских народных сказок, разучивание потешек, посещения мини-музея «мордовская изба», беседы, хороводные игры, прослушивание народных напевов и наигрышей, игра на шумовых народных инструментах, драматизация.
IV этап – Презентация проекта.
• Досуговое развлечение «Масленичная неделя»;
Презентация «Мордовская кухня»
Прогнозируемый результат: У детей появилось не только новые представления о социальной действительности, но и эмоционально – положительный настрой по отношению к национальной культуре. Они лучше узнали и полюбили природу родного края, культуру мордовского народа, научились играть, с интересом и удовольствием выполняют задания по аппликации, рисованию, ручному труду.
Удалось наладить и плодотворное сотрудничество с родителями воспитанников
Продукт проекта : Досуговое развлечение «Масленичная неделя». Отчёт презентация.
План реализации проекта.
№ п/п Образователь-ная область
1. «Физическое развитие»
Формирование ЗОЖ • Упражнения для утренней гимнастики «Петушок», «Гуси»;
• Пальчиковая гимнастика (Приложение № 1);
• Разучивание мордовских игр : «В ворона» «Руцяняса» («В платочки») «Продажа лаптей» «Карусель» «В журавлей» (Каргиняса «В ключи» «В курочек» «Раю – раю»
Физическая культура • Метание в цель мешочков с песком;
• Упражнения с платочками;
2. «Социально-коммуникатив-ное развитие» • Сюжетно-ролевые игры в семью (Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»);
• Театрализованные игры (Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»);
• Настольные игры: Дидактическая настольная игра «Подбери одежду» «Собери картинку. Мордовские народные сказки;
• Дидактические игры «Найди флаг» «Наряди мордовочку» «Назови детёнышей», «К какому дереву относится листик».
• Подвижные и хороводные игры: «В ворона» «Руцяняса» («В платочки») «Продажа лаптей» «Карусель» «В журавлей» (Каргиняса «В ключи» «В курочек» «Раю – раю» ((Приложение № 2)
• Досуговое развлечение «Масленичная неделя»
• Чаепития в группе на праздник;
• Разучивание ролей и репетиция осенней сказки «Репка», пасхальной сказки «Курочка Ряба».
Самообслуживание и трудовое воспитание • Сервируем стол для чаепития;
• Сажаем семена: репы, свёклы, моркови;
3. «Познаватель-ное развитие» • Интегрированное занятие «Первый ледок»;
• Рассказ воспитателя о «Масленице»;
• Экскурсия в мини-музей «мордовская изба», беседа;
• Знакомство с народной игрушкой Матрёшкой и «Лепка национальной игрушки –пестушки ;
4. «Речевое развитие»
Развитие речи
Чтение художественной литературы • НОД (Мы в Мордовии живём «Занятия по развитию речи»)
• Рассматриваем иллюстрации к сказкам, книги разных изданий;
• Дидактические упражнения: «Один – много», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Назови героя и сказку»; Разгадывание загадок;
• Развитие связной монологической речи. Пересказ по наводящим вопросам;
• Драматизация сказок, кукольный театр;
• Чтение и разучивание потешек и колыбельных;
• Чтение произведений мордовских писателей и народных сказок; Я. Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял», Т. Тимохина «Как зима Степку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки: Зеленая. Белая. Разноцветная», Ю. Азрапкин «Наша речка», «В лесу», А. Ежов «По грибы».
• Чтение и заучивание наизусть стихов мордовских поэтов : Ф. Бобылёв «Непоседливый гриб», С. Люлякина «Что на свете красивее», А. Ежов «Моя родина».
• Слушание аудиосказок;
5. «Художествен-но-эстетическое развитие»
Рисование, лепка, аппликация, конструирование
«Музыка» • раскраски к сказкам,
• Изо- деятельность «Лепка национальной игрушки –пестушки «Птичка» «Укрась платочек»,
• аппликация «Украсим национальный головной убор»
• Рисование «Украсим сарафан матрешке», «Красивая тарелочка»,
• Слушание: эрз. нар. песня; «Ай, каляда, каляда» («Ай, коляда, коляда!», мокш. нар. песня; «Зимушка-сударушка», Колокольный звон; «Ой, блины»;
• Песенное творчество: колыбельные;
• Музыкально-ритмические движения: «Танец с платочками», «Берёзонька», «Мы веселые матрешки», «Мордовочка, «На полянке зайки танцевали»;
• Развиваем танцевально-игровое творчество: «Во саду ли в огороде», мордовская народная мелодия «Луганяса келунясь» ;
• Музыкальные игры: «Курочка и цыплята», «Лиса и зайцы», Олефтинова «Мы Матрешки – вот какие крошки», потешка «Подуй, ветерок!».
• Игра на музыкальных инструментах: Е. Железнова «Игра на ложках», «Ложкари».
Взаимодействие с родителями • Оформление семейных газет «Мы мамины помощницы»
• Участие в изготовление поделок и сувениров для смотра – конкурса «Мастерская мамочки ;
• Консультация «Как научить ребёнка помогать?»
Режимные моменты • Умываемся с потешкой:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Знаем, знаем - да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
• Кушаем с потешкой:
Утка-утёнка,
Кошка - котёнка,
Мышка - мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты ещё нет?
Где ложечка?
Ешь на здоровьице! Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
• Засыпаем со сказкой и колыбельной;
закличка «Липа-лий, лий, лий»,
• Динамические паузы – музыкальные игры;
• В группе звучит музыка - народные песни, напевы и наигрыши;
• На прогулке играем в подвижные и хороводные игры;
• В свободное время играем в настольные игры;
• В книжном уголке: выкладываются разные издания народных сказок и потешек в соответствии с темой месячника, чтение по желанию детей;
• В творческом уголке: куклы в мордовских костюмах, мордовская матрёшка ;
• В музыкальном уголке: гусли, свистулька, бубен, деревянные ложки;
• Для ряжения: косоворотка, мордовский нац. костюм для девочек и мальчиков, сарафаны и платочки, костюмы курочки и петрушки;
• В театральном уголке маски, кукольный и пальчиковый театр.
Результаты:
• Дети имеют хорошие результаты по ОО «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
• Досуговое развлечение «Масленичная неделя».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова - тельная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
2. Артюхова И. С., Антонова М. В. Россия – наш общий дом. Моя Мордовия. - М. : ООО «Русское слово - учебник»,2017.-96с.
3. Беляева Н. Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы/Под ред. д-ра ист. наук проф. В. И. Козлова; Мордов. гос пед ин - т. - Саранск 2000.-260с.
4. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1999. - 168 с.
5. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» - Саранск. : Мордовское книжное издательство,2011г.
6. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты занятий / авт. – сост. Тимофеева Л. О., Волохова Н. Н. - Волгоград: Учитель, 2015г. -173с.
Интернет-источники:
1. https://slavyanskaya-kultura.ru
2. https://www.ethnomuseum.