вероника голосеева
Проект «Праздник белого месяца — Сагаалган»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 87 «Улыбка» г. Улан-Удэ
Утверждаю:
ст. воспитатель МБДОУ
детский сад № 87 «Улыбка» г. Улан-Удэ
___ Майструк К. Н.
Проект «Праздник Белого месяца – Сагаалган»
в группе № 29 «Землянички»
Воспитатель: Голосеева В. Я.
категория I
г. Улан-Удэ,
2022
Тип проекта : творческий, краткосрочный.
Сроки реализации проекта : с 03 по 11 февраля.
Участники проекта : дети, родители, воспитатель.
Публикация «Проект „Праздник белого месяца — Сагаалган“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Бурятия
- Сагаалган, праздник Белого месяца
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Актуальность:
При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является Сагаалган. Сагаалган – это символ обновления человека и природы, чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Наш проект направлен на возрождение культуры, традиций и обычаев бурятского народа. А также для развития чувства сопричастности к народным торжествам. Дети дошкольного возраста недостаточно имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа.
Цель:
Знакомить детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа.
Задачи:
1. Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии;
2. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор;
3. Развитие двигательной активности посредствам знакомства с национальными играми;
4. Развитие воображения, любознательности, крупной и мелкой моторики через художественное творчество;
5. Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за неё;
Подготовительная работа:
1. Подобрать художественную литературу, картины, иллюстрации, открытки, фотографии.
2. Разработать темы для бесед, подобрать материал, разработать конспекты занятии.
Работа с родителями:
1. Изготовить папку – передвижку на тему «Детям о празднике Сагаалган».
2. Беседа с родителями о проведение выстави рисунков и поделок на тему «Сагаалган».
Содержание проектной деятельности :
Беседа «Сагаалган – праздник белого месяца», «Лунный календарь».
Познавательная презентация «Лунный календарь»
Папка – передвижка для родителей на тему «Детям о празднике Сагаалган»
Просмотр народного танца ехор на видеозаписи.
Беседа на тему «Бурятская национальная одежда».
Презентация национальной одежды.
Декоративное рисование «Укрась узором сапожки»
Чтение бурятской народной сказки «Белка и мышь», «Снег и заяц».
Лепка «Пиала»
Подвижная игра «Овцы и ягнята», «Бээлэй»
Аппликация «Юрта»
Выставка поделок
Просмотр праздника «Сагаалган» в старшей группе.
Просмотр мультфильма «Жадный Хасан»
Работа по образовательным областям:
Области развитие
Содержание работы Материал
Социально – коммуникативное
Беседа на тему «Сагаалган – праздник белого месяца»
Фотографии, иллюстрации, картины с изображением празднования праздника Сагаалган в Бурятии.
Познавательное (Ознакомление с социальным миром, предметным миром) Беседа на тему
«Лунный календарь»
Презентация «Национальная одежда» Лунный календарь, картинки с изображением животных.
Видеозапись картин с изображением бурятских национальных костюмов.
Речевое (Чтение художественной литературы) Чтение бурятской народной сказки «Белка и мышь», «Снег и заяц». Сборник бурятских народных сказок.
Художественно – эстетическое
(Лепка, рисование, аппликация) Декоративное рисование «Украсим сапожки узором»
Лепка «Пиала»
Аппликация «Юрта»
Прослушивание бурятских
песен.
Просмотр народного танца ехор, видеозапись.
Просмотр праздника «Сагаалган» в старшей группе.
Краски, гуашь, кисти для рисования, салфетки, образцы узоров, изображение сапожков на каждого ребенка, картинки с изображением частей бурятских национальных костюмов.
Физическое Подвижная игра «Овцы и ягнята»
Подвижная игра «Бээлэй» Большие и маленькие мячи на каждого ребенка, палочки, варежка.
Самоанализ по работе проекта :
За время проведения проекта дети познакомились с традициями проведения праздника Сагаалган на Бурятской земле, узнали животных, символизирующих название года по лунному календарю, атрибуты национальной одежды бурятского народа, прослушали несколько песен на бурятском языке. С детьми украшали бурятский сапожок несложным узором, лепили пиалу новым приемом из разного по цвету пластилина, рисовать и лепить детям понравилось. Посмотрели и прослушали сказки бурятского народа, посетили праздник «Сагаалган» в старшей группе, разучили правила подвижной игры «Бэлэй», начали учить правила другой подвижной игры «Овцы и ягнята»
Для родителей изготовили папку – передвижку «Детям о празднике Сагаалган».
Приложение
Беседа на тему «Сагаалган – праздник белого месяца»
Что вы знаете об этом празднике?
Откуда идет название Сагаалган?
Одна из версий названия праздника - "творожный месяц", то есть месяц, когда на столах кочевников-скотоводов появлялся творог (цага). Эта версия вновь относит нас к традиции осеннего Нового года, когда скотина уже не даёт много молока, и люди переходят на творог. Поэтому «саган hара» можно переводить как «творожный месяц». «Cаган» по-монгольски и значит «белый». Но есть и другие версии происхождения названия. Конец зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища (сагаан эдеэн). Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой со словами - «сагаалагты». И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое.
Празднуют Сагаалган не только буряты, но и все народы, которые живут на бурятской земле.
Какие народы живут в Бурятии?
Презентация «Народы Бурятии»
Сагаалган – праздник Белого месяца или Новый год по восточному календарю. Он длится тридцать дней – лунный месяц.
Это праздник не зря называется Белый месяц. Он четко делится на три фазы: канун, первый день Нового года и остальные дни праздника.
Накануне праздника люди посещают дацан и сжигают там на специальном ритуальном костре все плохое, накопившееся за год, в виде кусочков теста, тряпок, которыми вытирался каждый член семьи. В дацане несколько дней читаются специальные молитвы.
Люди заранее наводили чистоту в доме и в ограде. Доставали нарядную одежду и запасались молочной пищей. Впрок лепили много поз и готовили молочную водку. На рассвете буряты выходили на улицу и устраивали моление духов предков, а также с шести утра принимали участие в первом молебне Нового года. Вечером молились буддийским божествам, которые развешивали на северной или северо-западной стене дома. Раскладывали кусочки лучшей почетной пищи перед фигурками или изображениями богов. Потом начинали поздравлять друг друга. Первым поздравляли старшего члена семьи, потом ходили по родственникам и также поздравляли их.
Новогоднее приветствие особенное. Младший подходит к старшему и протягивает руки ладонями вверх, показывая готовность принять все хорошее от старшего. А старший кладет свои руки на руки младшего ладонями вниз, показывая, что готов отдать это. Потом младший дарит подарки старшему – хадак или деньги. Старший тоже дарит что-нибудь младшему.
Вечером молодежь разжигала на улице костер и всю ночь плясала, пела и веселилась.
В это время все люди прибавляли себе год к возрасту. Вот такой всеобщий день рождения получался. Буряты считали возраст со дня зачатия. Современная наука доказала, что это так и есть.
Одним из важных атрибутов праздника всегда было приготовление вкусных блюд. Презентация «Кухня бурят»
Многое из традиционных обычаев празднования живо, почитается и соблюдается в народе и сегодня. Праздник проходит интересно, своеобразно. Вот такой интересный праздник Сагаалган!
Беседа на тему «Лунный календарь»
Восточный (лунный) календарь – это своеобразная легенда, которая создавалась с 2637 г. до н. э. до 61 г. н. э. Она гласит, что Будда перед уходом с Земли созвал к себе всех животных. Однако проститься с Буддой пришли 12 из них. Расставаясь с ними, Будда вручил каждому по одному году правления. Годы были подарены именно в таком порядке, в каком животные подошли к Будде: Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан. Существуют и другие легенды о том, почему мышь первая в восточном календаре.
Мы все живем в буддийском регионе. Но, думаю, не все знают, что это за праздник, как нужно правильно отмечать этот праздник, какие обычаи и традиции. В последнее время я заинтересовалась этой темой, т. к считаю, что это и есть настоящий Новый Год. Было бы интересно, чтобы народ делился своими знаниями традиций, принятых в их семьях, просвещал народ. Хочу заметить, что бурятские традиции весьма мудрые и полны смысла.
Почему каждый год праздник наступает в разные дни?
Раньше буряты, праздновали Новый год осенью. От тех времен до сих пор жива традиция – осенью прибавлять возраст скоту. Так тугал (телёнок) становится осенью буруу (годовалым, буруу- хашаригом (двухгодовалым) и т. д. Есть разные версии - почему буряты перенесли празднование Нового года на зиму. Самая распространенная версия – внук Чингисхана Хубилай, чья резиденция находилась в Пекине, ввел эту китайскую традицию по всей своей империи. Кстати в Китае этот праздник называют – Чуньцзе – праздник Весны.
Какое название имеет 2022 год по восточному календарю? А какие названия вы знаете? Сколько их?
Загадки:
Прибыла из жарких стран,
Там жила среди лиан
И, за хвост на них повиснув,
Уплетала я банан. (Обезьяна)
Я скажу вам: "Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе вяжите!" (Коза)
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)
Должностью своей гордится
И кричит будильник-птица
Спозаранку, в шесть утра:
"Эй, пастух, вставать пора!
Выводи, ку-ка-ре-ку,
Стадо к сочному лужку!" (Петух)
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея)
Этот зверь летает в сказке,
С детства он не ведал ласки,
На плечах три головы,
Два крыла, а хвост один! (Дракон)
Любит кушать он морковку
И капусту для сноровки,
А следит за клеткой Толик,
Там живёт пушистый. (Кролик)
Кто в тельняшке полосатой?
Кто клыкастый и усатый?
Это кошкина родня!
- Ой, его не знаю я!
- Он знаток весёлых игр!
Только не котёнок! (Тигр)
На свинью похож он очень,
Но в щетине в шерсти точно,
Два клыка торчат из пасти,
Да к тому же он всеядный! (Кабан)
Игра "Волк и ягнята"
Ход игры
Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:
– Что ты здесь делаешь?
– Вас жду.
– А зачем нас ждешь?
– Чтобы всех вас съесть!
С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.
БЕЛКА И МЫШЬ. (Бурятская сказка).
Когда-то белка и мышка дружили, несмотря на то, что одна жила на самой верхушке дерева, а другая – в норке под его корнями. Однажды осенью они встретились, и пошёл у них вот какой разговор. – Как твои дела, белочка? – спросила мышка. – Ай, совсем плохо, – ответила белка. – Недавно один наглый медведь совсем опустошил мою кладовку в дупле. Все мои запасы, что я заготовила на зиму, выгреб дочиста. Не знаю, успею ли теперь до наступления холодов опять насобирать орехов и насушить грибов. – Ох, подружка дорогая, не одна ты пострадала, – ответила мышь. – Теперь всем таким запасливым, как мы с тобой, туго приходится. У меня тоже не жизнь, а одни расстройства. Представь себе, целую неделю я спокойно таскала зерно из деревенского амбара. Прихожу позавчера, а люди посадили туда свирепого кота. Еле я оттуда свои лапы унесла! Затем я забралась я в погреб одного крестьянина, а он, как на грех, зашёл туда и увидел меня. А сегодня, гляжу, все щёлки и дыры там уже наглухо заделаны. Никуда теперь не пролезть. – Погоди-ка, постой! – перебила речь приятельницы белка. – Не надо равнять мою беду и твою! Ведь мне плохо потому, что меня обокрали. А тебе плохо оттого, что красть не дают. Э-э, да ты, мышка, оказывается, просто-напросто обычная воровка… Мышь обиделась на эти справедливые слова и ответила так: – Тебе легко меня осуждать, ведь не зря говорится: кто живёт наверху, не понимает живущего внизу. Да и мне что-то невдомёк, с какой стати я с тобой, такой правильной и честной, столько времени дружила! И с этими словами отвернулась мышка и гордо ушла восвояси. А белке тоже стало обидно. Но не потому, что её ограбили, а потому, что она слишком долго считала вороватую мышку своей лучшей подругой.
Снег и заяц — бурятская народная сказка
Снег говорит зайцу:
— Что-то у меня голова заболела.
— Наверное, ты таешь, оттого у тебя и голова заболела, — ответил заяц. Сел на пенек и горько заплакал:
— Жалко, жалко мне тебя, снег… От лисицы, от волка. От охотника я в тебя зарывался. прятался. Как теперь жить буду? любая ворона, любая счова меня увидит. Заклюет. Пойду к хозяину леса, попрошу его. Пусть он тебя, снег, сохранит для меня.
А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает. Ручьями бежит с гор.
Затосковал заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса. Росьбу его выслушал и сказал:
— С солнцем спорить не берусь. Снег сохранить не могу. Шубу твою белую сменю на серенькую, будешь ты летом легко прятаться среди сухих листьев, кустарника и травы. Никто тебя не заметит.
Обрадовался заяц.
С тех пор он всегда меняет зимнюю белую шубу на летнюю – серую.
Конспект НОД во 2 мл гр группе по теме «Волшебный орнамент»
Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с элементами бурятского
национального орнамента; обучать детей по образцу выполнять
композицию в виде бурятского орнамента, соблюдая симметрию и сходство с
образцом. Познакомить с новым элементом бурятского орнамента-круг.
Развивающие: Развивать творческие способности детей; сенсомоторную
координацию, мелкую моторику рук.
Воспитывающие: Воспитывать уважение к национальной культуре, вызывать
интерес к традициям и обычаям бурятского народа.
Оборудование и материалы: шаблоны сапог (по количеству детей, аудиозаписи с бурятскими мелодиями: к танцу «ёхор», образцы элементов бурятского орнамента (презентация); салфетки, кисти, непроливашки, краски, образцы сапожек с элементами бурятского национального орнамента, один из которых предназначена для сюрприза.
Ход НОД
Воспитатель: Доброе утро!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день.
Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу свою улыбку.
Дети, когда я шла сегодня на работу, нашла этот сапог. Случайно он не ваш?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему нет? Какие у вас сапожки?
Лексическое упражнение «Скажи, каки?». Ответы детей.
Воспитатель: дети что-же нам делать, как найти хозяина этого сапога?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте сделаем много, точно таких же сапог, напишем
объявление, может быть и найдется тогда хозяин рукавицы. Для начала внимательно рассмотрите сапог и расскажите о нем. Какого он цвета? Чем он украшен?
Ответы детей.
Воспитатель: этот сапог украшен бурятским орнаментом (показ отдельных
элементов орнамента сапога-желтый круг, этот узор завиток называется «бараний рог», потому что он похож на бараньи рога. Ведь раньше у бурят было очень много баран и овец, (показ следующего элемента орнамента – голубую волнообразную полоску)- а на что похож этот элемент?
Ответы детей.
Воспитатель: обозначают волны, которые бывают на озерах и реках нашего родного края. Вот мы и рассмотрели, внимательно сапог, скажите какой орнамент на сапоге?
Ответы детей: бурятский орнамент.
(Показ презентации «Бурятский национальный орнамент»)
Воспитатель: Узор по-бурятски звучит- «Угалза».
У бурят есть много узоров, которые приносят радость, удачу. С некоторыми элементами мы уже знакомы. Отдельными элементами орнамента они украшают
предметы, одежду, шкатулки и. т. д.
А сейчас узнаем, значения нового для вас элементы бурятского орнамента.
Круг. Круг — это солнце. Оно жёлтого цвета. Солнце почитали все народы мира.
Поклонялись солнцу и буряты. Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят- это «ёхор» - круг.
Физкультминутка: солнышко
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Воспитатель: а сейчас, дети, подвиньте к себе шаблоны сапог и приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей.
Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой.
В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами рисования элемента, правильным использованием кисточки, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.
После того, как дети раскрасят сапожки, попросить их подуть на сапижки, чтоб они быстрее подсохли.
Дыхательное упражнение «Холодный ветерок». Дети дуют на рукавички.
После того, как работы детей подсохнут, выставить их на стенд. Обратить внимание детей на то, какие красивые получились сапоги.
Конспект интегрированного занятия
лепка во второй младшей группе на тему: «Пиала»
Цель: Учить детей лепить, используя новые приемы: вдавливания и оттягивания краев, уравнивая их пальцами.
Задачи: учить детей лепить знакомые предметы, формировать умение использовать имеющиеся навыки, самостоятельно выбирать цвет для работы. Развивать интерес к лепке, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, умение содержать рабочее место в чистоте и порядке.
Оборудование: пластилин, дощечки для лепки, салфетки.
Ход занятия
Играет народная национальная музыка.
Воспитатель приглашает детей к столу. Ребята, назовите посуду, которую вы видите на кухне и ее предназначение
Дети проявляют интерес. Тарелка, для того, чтобы с нее есть суп, чайник, чтобы в нем кипятить чай, стакан, ложка. и д. т.
Вдруг дети и воспитатель услышали звук разбившейся посуды.
Воспитатель объясняет детям, что котик залез на стол, и разбил пиалу. (Показ пиалы и объяснение воспитателя, что пиала – это посуда, показ образцов и иллюстраций). Как же теперь расстроится бабушка. Надо выручать котика.
Воспитатель предлагает слепить пиалу из пластилина.
Показ и объяснение воспитателя: Познакомить со способом создания полых форм путем вдавливания, показывает приём сплющивания и вдавливания.
Физкультминутка «Переменка»
Нет, не ветер, чудо- ветер (Круговое движение руками вправо)
И не лес шумит вокруг, (Круговое движение руками влево)
Это просто переменка (Руки вверх, махи вправо- влево)
Для усталых наших рук. (Руки согнуть расслаблено в стороны, локти вниз, потряхивая кистями)
Каждый пальчик поплясал (Перебрать поочередно пальчиками)
И с себя усталость снял. (Руки расслаблено опустить вниз, встряхнуть кистями рук)
Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть внимательнее приемы лепки пиалы
1. Кусок пластилина катаем в ладошках, разогреваем, затем катаем круглый шар
2. Затем этот шар сплющиваем и большим пальцем вдавливаем, оттягиваем края, уравнивая пальчиками.
3. Готовую пиалочку украшаем орнаментом
-А теперь приступим к работе. Воспитатель напоминает задание и правила пользования пластилином. Наблюдает за детьми, проводит индивидуальную работу, анализирует работу детей, отмечает, что получилось красиво.
План-конспект по НОД по аппликации
«Юрта — бурятское национальное жилище»
Цель: Формирование у детей первоначальных знаний о культуре бурятского народа. Знакомство с национальным бурятским жилищем – юртой.
Задачи:
1) Познакомить детей с культурой, традициями и бытом бурятского народа.
2) Рассказать детям о Новом годе по лунному календарю (Сагаалган – Белый месяц).
3) выполнить аппликацию «Юрта»
Материалы и оборудование:
Шаблоны юрты и шаблоны узоров из цветного картона, клей – карандаш; слайды, картинки и образец юрты, а также сюжетные картинки на тему «Сагаалган»
Предварительная работа: Беседа о культуре, традициях и быте бурятского народа. Показ слайдов, картинок макетов юрты, а также сюжетных картинок и слайдов на тему «Сагаалган».
Ход работы:
Воспитатель: - Ребята Сегодня мы с вами познакомимся с национальным бурятским жилищем – юртой.
Теплый круглый домик
Узорами покрыт,
Теплотой и добротой,
И бурятскою душой!
Посмотрите какая она красивая и красочная (показывает образец). А какой она формы? (Отвечают) Правильно! Круглой как солнышко! А чем она украшена? (Отвечают) Правильно! Узорами!
Это бурятские национальные узоры, они очень красивые у них разнообразная форма и цвет.
Пальчиковая гимнастика «Строим юрту»
Я хочу построить юрту, (Руки сложить домиком)
Чтоб дверь была у юрты (Ладошки соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Растопыриваем пальчики.)
Солнце было, дождик шёл (Руки вверх, пальцы растопырены. Пальцы опускаем вниз, стряхиваем)
И тюльпан в саду расцвёл (Соединяем ладошки и медленно раскрываем пальчики.)
Воспитатель: Чтобы наши юрты стали еще красивее давайте их украсим этими прекрасными узорами. (Раздает детям шаблоны юрт и узоров, создавая каждому ребенку композицию из узоров. Дети самостоятельно приклеивают узоры на юрту, кому требуется помощь – помогаем. Не забываем похвалить каждого ребенка).
Воспитатель: - Наши юрты преобразились! Спасибо вам! Все постарались! Молодцы!