Мария Фролова
Проект по познавательно-экологической направленности «Дикие и домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Познавательно-экологической направленности.
«Дикие и домашние животные»
Воспитатель:
Фролова М. Н.
Участники проекта :
Дети II младшей группы, воспитатель, родители.
Вид проекта :
Познавательно - экологический
Продолжительность проекта :
Краткосрочный (2 неделя)
Используемые технологии: в основу проекта входит игровая технология.
Образовательные области:
Публикация «Проект по познавательно-экологической направленности „Дикие и домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие.
Цель проекта :
Расширение знаний детей об особенностях домашних и диких животных, их роли в жизни человека, формирование у детей навыков группировки объектов природы по признакам: домашние – дикие.
Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Задачи проекта :
1. Познавательное развитие : Развивать устойчивый познавательный интерес к диким и домашним животным. Освоение представлений о домашних и диких животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что это живые существа. Понимание, что человек ухаживает за животными, проявляет эмоции и чувства.
2 . Физическое развитие: Накопление и обогащение двигательного опыта детей.
3. Художественно-эстетическое развитие: Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о животных, посредством чтения детской художественной литературы. Развитие эстетического восприятия образа животных и умение передавать увиденное в рисунках и поделках.
4. Социально-коммуникативное развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Соблюдение элементарных правил поведения с животными.
5. Речевое развитие: Развивать умение отвечать на вопросы. используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 фраз. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о животных, их действиях, и жилищах. Познакомить с обобщающими понятиями «дикие животные», «домашние животные»
Актуальность:
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие окружающего мира.
Необходимость расширения знаний и представлений у детей второй младшей группы о домашних и диких животных, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, питании, условиях обитания, повадках. Помочь в составлении связного высказывания о животном, так как дети не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в данном проекте позволит раз-вить связную речь, творческие способности детей.
Многие дети не могут назвать животных, которые живут в лесу и о которых заботится человек. Поэтому данный проект направлен на то, чтобы знакомить детей с классификацией животных (дикие, домашние, об их образе жизни, повадках, питании, месте обитании и жилище.
Предполагаемый результат:
- Расширение знаний детей о домашних и диких животных и их детенышей;
- Осознание детьми того, что домашние животные играют в природе и в жизни человека важную роль, что человек ухаживает за ними.
- Ознакомление с тем, какую роль в природе играют дикие животные.
- Включение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения.
I этап: Подготовительный
1. Выбор темы проекта.
2. Постановка целей и задач.
3. Определение методов.
4. Выбор оборудования и материалов, изготовление макетов «Лесные жители», «Ферма» изготовление и приобретение диких и домашних животных для макета.
5. Подбор художественной и методической литературы, иллюстраций по теме.
(сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, считалки, дидактические игры, физ.
минутки, беседы)
6. Подбор и изготовление дидактических пособий.
II этап: Основной
В процессе непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах и в процессе игровой деятельности научить различать и правильно называть домашних и диких животных, их детенышей, среду обитания, жилище.
1. Дидактические игры.
Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
Игра «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают домашние и дикие животные.
ласкательных суффиксов.
Игра «Кто где живет?»
Цель: учить называть жилище животных
Игра «Кто что любит?»
Цель: учить называть чем питаются дикие и домашние животные
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Игра «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного числа.
Игра «Назови семью»
Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.
Игра «Чем питается домашнее животное?»
Цель: учить называть чем питаются домашние животные.
2. Подвижные игры:
«У медведя во бору».
Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.
«Лиса в курятнике»
Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании.
«Кот и мыши»
Цель: закреплять умение имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.
«Лохматый пес»
Цель: учить соблюдать правила игры, действовать в соответствии с текстом.
3. Художественное творчество:
Рисование «Лесенка для котёнка», «Клубочки для котят»
4. Художественная литература:
Чтение сказок: «Теремок», «Зимовье зверей», «Кот петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Детки в клетке»
5. Загадывание и отгадывание загадок о диких животных.
6. Рассматривание картин на данную тему.
7. Пальчиковые гимнастики.
8. Заучивание потешек,
9. Беседы: «Дикие животные», «Домашние животные» Приложение 6
Цель: Расширять знания детей о диких животных нашей местности.
10. Взаимодействие с родителями
Изготовление макетов «Лесные жители», «Ферма»
Оформление фото – выставки «Я и мой питомец»
III этап: Заключительный
1. Итоговое занятие «Дикие и домашние животные». Приложение 7
2. Оформление проекта.
3. Выставка детских работ
4. Фото – выставка «Я и мой питомец»
5. Фотоотчет.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Дидактические игры:
Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Игра «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают домашние и дикие животные.
- Скажите, как подают голос дикие звери?
- Что делает волк - (воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокоет).
Скажите, как подают голосдомашние звери?
- Как разговаривает корова - (мычит).
- Как разговаривает собака - … (кавкает).
- Как разговаривает кошка - … (ремяукает).
- Как разговаривает свинья - … (хрюкает).
Игра «Кто где живет?»
Цель: учить детей называть жилище диких животных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
Игра «Кто что любит?»
Цель: учить называть чем питаются дикие животные.
На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т. д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка
Лиса – лисичка
Игра «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного числа.
У медведицы - … (медвежонок).
У лисицы - … (лисенок).
У белки - … (бельчонок).
У волчицы - … (волчонок).
У ежихи - … (ежонок).
У зайчихи - … (зайчонок).
Игра «Назови семью»
Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.
Папа - медведь, мама - … (медведица, детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица, детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха, детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха, детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица, детеныш - … (лисенок).
Игра «Чем питается домашнее животное?»
Цель: учить называть чем питаются домашние животные.
На столе педагога картинки: сено, молоко, косточка, рыба, сметана и т. д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Кошка любит молочко, рыбу, сметану.
Подвижные игры:
Игра «У медведя во бору».
Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.
Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.
Игра «Лиса в курятнике»
Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
Описание игры: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.
Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».
Игра «Кот и мыши»»
Цель: развитие ловкости, внимания, чувства ритма, словесной памяти, коллективного взаимодействия, стремления к взаимовыручке.
Выбор ведущего и водящего: в роли ведущего целесообразнее выступать педагогу – он объясняет правила и следит за ходом игры. Для выбора кота и мышки возможно использовать речевку-песенку, проговариваемую затем в ходе игры: это поможет детям одновременно выучить текст:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот,
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите:
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
Описание хода игры: играющие водят хоровод, в центре которого – мышка – это ее «домик», проговаривая или напевая слова. Как только песенка кончилась, играющие понимают руки, не размыкая их – «дверки открываются», мышка выбегает наружу и бежит от кота, поджидавшего ее за пределами хоровода.
Правила и условия игры:
Если кот успел поймать мышку, игра заканчивается. Можно сделать кота мышкой или выбрать новую пару.
Кот не имеет права забегать в круг.
Игроки в хороводе должны быть внимательны и аккуратны – нельзя резко опускать руки, чтобы не ударить водящих.
Игра «Лохматый пес»
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, убежать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.
Ход игры: Пёс сидит на стуле в одном конце площадки, и «спит». Остальные дети находятся на другом конце площадки за чертой – в доме. Они тихо подходят к собаке и шепотом говорят:
«Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой, уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит –
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим – что же будет?».
На последних словах стишка дети должны дотронуться рукой до спящего пса.
После этого пес просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом, за черту. Собака пытается их догнать. Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.
Правила игры:
Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст.
Пес не шевелится и не открывает глаза до тех пор, пока его не тронут.
Бежать в свой дом и спасаться от пса не толкая друг друга.
Загадки домашних и диких животных
#1
Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это - (пёс).
#2
У меня есть к вам вопрос -
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья -
Как зовут её - (свинья).
#3
Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (корова).
#4
Он кудрявый даже, очень,
Шашлыком он стать не хочет,
Средь овец он — великан,
И зовут его … (баран)
#5
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это - (кот).
#1
В холод он в берлоге спит
Тихо в дырочки сопит
Как проснется, ну реветь,
И зовут его … (медведь)
#2
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это - (волк).
#3
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?. (Лиса)
#4
Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой - (заяц).
#5
Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это - (белка).
Пальчиковые гимнастики.
Котята
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Детки
У мамы кошки есть котенок, («Кошка» - указательный и мизинец вытянуты и чуть
согнуты, средний и безымянный сжаты в кулак)
У мамы козы - козленок, («Коза» - указательный и средний)
У собаки есть сынок- («Собака» - выпрямить ладонь, согнуть указательный и
отогнуть большой в сторону)
Не собачонок, а щенок! (Показываем «Собака» левой рукой).
Домашние животные
Раз, два, три, четыре, пять,
Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)
Самых близких, самых верных —
Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).
Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).
Как назовем их?
Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).
В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой,
Значит, домашними все их зовут.
Лошадка
По дороге белой гладкой (все пальчики скачут по столу)
Скачут пальцы как лошадки
Цок-цок, цок-цок,
Скачет резвый табунок!
Белочка
Сидит белка на тележке,
(хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому –
(загибают по одному пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
(ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)
Зайка
Мчится без оглядки,
(хлопаем в ладошки)
Лишь сверкают пятки.
(ударяем кулачками друг о друга)
Мчится что есть духу,
(руки сцепляем в замок и шевелим пальчиками)
Хвост короче уха.
(ударяем кулачками друг о друга)
Живо угадай-ка :
Кто же это?
(хлопаем в ладошки)
Зайка!
(показываем указательными пальцами «зайку»)
Зоопарк
В зоопарке мы бродили
К каждой клетке подходили
И смотрели на зверят –
Медвежат, волчат, лисят.
Лиса
Лиса, лисонька, красавица,
Всем она очень нравится. (потирают руки)
Хвост пушистый,
Мех золотистый. (растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их)
По лесу важно бродит, («ходят» пальцами по столу)
Страх на зайцев наводит. (стучат кулаками по столу)
Потешки
….
У кошки — котёнок,
У утки — утёнок,
У медведя — медвежонок,
У лошадки — жеребёнок,
У свиньи — поросёнок,
У овечки — ягнёнок,
У коровки — телёнок,
У курочки — цыплёнок,
У собачки — щенок,
А у мамы — сынок.
….
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
….
Пошёл котик по дорожке
Пошёл котик по дорожке,
Купил Машеньке сапожки,
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.
.
Хрюшки-хрюшки недовольны:
— Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат,
— Не хотим носы такие!
Лишь две дырочки торчат.
….
Кисонька-мурысенька
— Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
-Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!
….
Кто в темном живет лесу?
Не боится мишку и лису?
Кто острыми зубами щелк?
Догадались? Это волк!
….
Тень-тень-потетень
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса».
Похвалялся зайка:
«Поди, догоняй-ка!»
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Беседа: «Дикие животные».
Цель: сформировать обобщенное представление о зверях (это животные, имеющие четыре ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами; звери рождают своих детенышей живыми и вскармливают их молоком – млекопитающие). Учить анализировать объекты, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать по элементам модели.
Содержание: Воспитатель демонстрирует сюжетные картинки с изображением диких животных. Спрашивает, что это за звери, как их можно называть по-другому, одним словом (дикие животные). Почему их называют дикими. Внешний облик этих животных разнообразен, он находится в прямой зависимости от условий среды и образа жизни. Чаще всего встречаются четвероногие звери. Они имеют хорошо развитые конечности, высоко поднятое над землей тело. Тело их покрыто шерстью. Звери – млекопитающие. Они рождают живых детенышей и вскармливают их молоком. Многие звери живут в лесу: белка, лось, медведь, заяц-беляк и т. д. Они питаются разнообразной растительной пищей.
Воспитатель предлагает детям подтвердить характеристику диких животных по элементам модели. Подробнее рассмотрим белку и волка.
Где и как живут эти звери?
Как они приспособились к условиям жизни?
Присмотритесь к окраске этих животных. Волки и волчата – серо-коричневые, почти сливающиеся с землей, травой, опавшими листьями. Белка – ярко-рыжая, но тоже не видна на фоне стволов сосен, елей. Тем более, что в момент опасности она прячется за ствол дерева и выглядывает из-за него.
Рассмотрите внешний вид волков и белок, соотнесите его с их образом жизни. (волки ночные хищники, у них длинные, сильные ноги. Белки – крохотные существа с огромными пушистыми хвостами, которые помогают им перелетать с дерева на дерево. На ногах острые коготки, ими легко уцепиться за кору деревьев. Очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки, орехи. На земле белка беспомощна, хотя довольно быстро бегает. При любой опасности молниеносно «взлетает» на дерево.
Как животные приспосабливаются к зимним условиям жизни
Белка делает запасы ит. д.
Беседа: «Домашние животные».
Цель: Уточнить и расширить представления детей о домашних животных.
Продолжать формировать понятие «домашние животные» (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек заботится о них: кормит, лечит)
Воспитывать интерес к домашним животным.
Содержание:
Сегодня мы поговорим о животных, которые живут рядом с человеком. Как их назвать одним словом? (домашние)
Давайте рассмотрим на плакате кого мы называем домашними животными?
Лошадь, корова, коза, овца, кошка, собака, кролик, свинья.
Для чего же человек держит в своем хозяйстве домашних животных?
Человек заботится о своих домашних животных. Самым первым животным, которого человек сделал своим другом, была собака.
Какую пользу приносит собака человеку? (охраняет дом, собака – водолаз, собака – поводырь, собака – пограничник, охотничьи собаки, пастушьи собаки).
Как человек ухаживает за собакой? (кормит, ласкает, строит дом – будку).
Человеку полюбилось еще одно животное с пушистой шерстью и мягкими лапками, а на лапках – «царапки», кто это? (кошка)
Кошки – ловкие, удачливые охотники, обладающие выдержкой и хитростью. Охотятся кошки всегда в одиночку. Кошка – гибкое, изящное и очень чистоплотное животное. Она любит своих хозяев, свой дом, ей нравится понежиться в тепле и уюте, подремать на солнышке или мягком кресле. Для чего человек заводит кошку в своем доме? (чтобы ловить мышей, кошки «лечат» людей своим мурлыканьем, как бы забирают боль у человека).
Продолжаем разговор о домашних животных. Для чего человек заводит в своем хозяйстве корову? (она дает молоко, а из молока можно изготовить много вкусных продуктов: сыр, творог, масло, сметану, ряженку, кефир, йогурт, мороженое, и т. д.).
Как человек заботится о корове? (строит дом – коровник, кормит, заготавливает сено на зиму, следит за чистотой в коровнике).
Свинья – домашнее животное. Свиньи хорошо приспособлены к прохладному климату: толстый слой жира защищает их от мороза, и от непогоды, а вот жару животные переносят плохо. Свиньи неприхотливы в еде и также.
Поэтому человеку легко содержать их. Для них он строит специальные сараи – свинарники, чистит их, кормит в них и моет свиней. Свиная щетина жесткая и упругая, она очень хороша для изготовления щеток и кистей для краски и клея. Самое главное предназначение свиней – это мясо для человека, называется оно свинина.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
1. Созданы условия для развития познавательных и творческих способностей:
- пополнение уголка природы (макеты)
- пополнение уголка творчества (раскраски с животными, приобретение трафаретов);
- изготовление и приобретение дидактических игр.
2. У детей обогатились знания о диких животных нашего края и о домашних животных :
об их образе жизни, питании, жилищах.
3. Пополнился детский словарь имена существительными:
дупло, берлога, добыча,нора, нора и др. ; именами прилагательными:
колючий лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный и др. ;
глаголами: прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.
4. Дети научились составлять описательные рассказы о домашних и диких животных
5. У детей появилось желание оказывать помощь животным
(не загрязнять окружающую среду).
В результате данной работы вырос познавательный интерес к домашним животным и диким животным нашего края.