Анна Отто
Проект «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: практико-ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги ДОУ, родители воспитанников
Актуальность темы
Дошкольный возраст очень важен. Это период, когда ребенок усиленно растет, развивается, приобретает первые знания и учится правильно воспринимать окружающий мир. Для развития речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры. Очень важным и неотъемлемым для полноценного познавательно-речевого развития детей является экологическое воспитание. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.
Публикация «Проект „Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».
Поэтому продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает речь, мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы, замечать большие и маленькие изменения в окружающем мире.
Проблема
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Следовательно, необходимо, выявить инновационные технологии, формы и методы, обеспечивающие успешное развитие познавательно-речевой активности и любознательности по экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста.
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательно-речевой активности и любознательности в области экологического воспитания и образования у детей старшего дошкольного возраста
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Задачи проекта:
Способствовать развитию свободного общения со сверстниками и взрослыми
Развитие лексической стороны, грамматического строя речи (обогащение речи детей прилагательными, эпитетами, сравнениями; формирование умения правильно употреблять в речи слова); обогащение словарного запаса
Развитие связной речи (монологической и диалогической)
Развивать мыслительные операции: наблюдение, сравнение, анализ; психические процессы: память, наблюдательность, внимание и логическое мышление
Развивать практические навыки детей путем взаимодействия с природой
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение сочувствовать и сопереживать ее объектам
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня мыслительных умений и навыков обобщения, классификации, рассуждений
Обогащение словарного запаса детей, формирование коммуникативных навыков
Улучшение эмоционально-психологического состояния, позитивного отношения к миру
Формирование стремления к размышлению и поиску, повышение умственной активности
Подготовительный этап проекта
1. Подбор и изучение методической и специальной литературы по проблеме речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Определение целей и задач проекта, прогнозирование результата.
3. Обновление предметно-развивающей среды, подбор игровых упражнений, изготовление игротек, наглядно-дидактических пособий
4. Разработка перспективного плана, конспектов НОД
Основной этап проекта
1. Организация и проведение совместной работы воспитателей с детьми и родителями по проекту
2. Творческое использование новых форм и методов в работе, продумывание практической, экспериментальной деятельности
3. Использование дидактического материала для осуществления познавательно-речевой активности
4. Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей через экологическое воспитание
5. Проведение консультаций для работы с родителями
Формы и методы работы с детьми
При отборе содержания воспитательно-образовательной работы мы опирались на имеющиеся у детей потребности и интересы.
В соответствии с поставленными целями подбирались формы и методы учебно-воспитательной работы для развития познавательного интереса и любознательности в области экологического воспитания. Мы старались использовать в своей работе самые разнообразные приемы и методы.
Традиционные из них :
словесные (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование фольклорного материала: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки)
наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций)
практические (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе)
Среди словесных методов в первую очередь необходимо отметить беседу с детьми.
Будучи одним из методов обучения, она применялась нами для активизации умственной деятельности детей, поскольку в процессе беседы создается возможность для использования полученных детьми ранее знаний.
Беседа использовалась нами с разными дидактическими целями:
- для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);
- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе.
В каждой беседе решались задачи развития речи детей.
Установочная беседа помогала нам собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.
Эвристическая беседа предполагала установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строилась на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она была направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач.
Такая беседа входила как элемент почти во все занятия, дидактические игры.
Итоговая беседа использовалась для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т. д. Она проводилась по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми.
Технология проблемного обучения
Решение проблемных ситуаций положительно влияло на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Проблемные ситуации мы использовали в разных направлениях и в различных режимных моментах.
Проблемные ситуации мы могли подготавливать заранее, к примеру, в НОД и искали на него ответ сообща со всеми детьми. Например: Почему в нашем кране сегодня не течет вода? (как мы можем выжить без воды, откуда она берется, как нужно беречь воду и т. д.)
Или же придумывали проблему сиюминутно, исходя из окружающей обстановки.
Например, Почему сегодня цветок вялый? (потому что забыли полить, что нужно, что нужно для растения чтобы он не погиб и т. д.)
Также очень часто проблемные ситуации мы использовали в ходе других методов. Например, наблюдаем за каким-либо насекомым на площадке и тут же создали проблемный вопрос: А как он выживет в другой ситуации, почему так нельзя делать? Поставьте себя на его место и т. д.
Мы использовали разные уровни проблемных ситуаций:
- обозначали проблему и сами ее решали при активном обсуждении с детьми
- обозначали проблему – но решали ее под нашим руководством
- направляли детей на поиск решения проблемной ситуации (частично –поисковый метод,
- проблему ставит сам ребенок, а мы оказывали помощь в ее разрешении.
В своем проекте использовали инновационные технологии - это кейс-технологии.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.
Дети должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.
Кейс содержит текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)
Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи
- Анализ конкретных ситуаций
- Кейс – иллюстрации
- Фото – кейс
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)
Следующий словесный метод - чтение художественных произведений.
Чтение книг, энциклопедий, журналов о животных и растениях; экологических сказок
Заучивание стихов
Отгадывание загадок про животных
и растений
Чтение пословиц и поговорок
Пересказ прочитанных произведений
Выставка книг в книжном уголке: литературные произведения и книги энциклопедического характера
Чтение художественного произведения развивало у детей познавательный интерес, наблюдательность, помогало осознать общую экологическую картину мира.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
1. Учить детей видеть красоту родной природы в художественных произведениях, реагировать на поэтическое слово
2. Познакомить детей с творчеством писателей К. Д. Ушинского, В. В. Бианки,. Сладкова, Е. Чарушина и других писателей
3. Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
В своей работе мы использовали технологию продуктивного чтения.
Выбор этой технологии мы объясняем её природосообразной сущностью и возможностью обеспечить преемственность в развитии детей.
Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.
I. Работа с текстом до чтения. Цель – развитие такого важнейшего механизма чтения, как антиципация, то есть умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
1. Дети от взрослого узнают имя автора, название книги, листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
2. Педагог предлагает прочитать текст, проверить возникшие пред- положения.
II. Работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста.
1. Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Словарная работа ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
2. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.
III. Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия
1. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.
2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности (для старших дошкольников). Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям
Выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста.
Результатом реализации данной технологии будет приобретение детьми опыта читательской деятельности, формирование элементарного круга чтения, приобщение к основам читательской культуры, присвоние важнейших читательских умений.
Практические методы
Игра - это метод, при помощи которого дети знакомились с окружающим миром.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово.
Проводились они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.
Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «Что сначала - что потом», «Нужно – не нужно» и др.
Игра "Да - нет" или "угадай, что я загадала". (Технология ТРИЗ)
Эта игра дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект живой или неживой природы, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».
С помощью игры "Хорошо - плохо" (ТРИЗ) учили находить и формулировать противоречивые свойства предметов, явлений.
Например, слово "дождь"
Хорошо: (дети перечисляют положительные свойства объекта)
Лягушкам хорошо. Все растет. Все чистит, моет. Грибной дождь.
Плохо: (дети называют отрицательные качества)
Костер не развести. Можно простудиться. Нельзя гулять. Грязь. Наводнение.
Слово “Гусеница”.
Хорошо – гусеницей питаются птицы …
Плохо – гусеница может уничтожить дерево.
Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Растения», «Подбери листок» и др.).
В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Был сделан Речевой кубик.
Цель: расширять и активизировать словарный запас.
На гранях кубика прикреплялись картинки с изображением животного или растения. Мы использовали такие дидактические игры, как «Назови и опиши животное (растение)», «С какого звука начинается слово», «Сколько слогов в слове?», «Составь предложение с данным словом».
Также на гранях кубика могли быть размещены цифры или буквы. Использовали такие игры, как «Придумай слово на заданный звук» (объекты живой или неживой природы, "Придумай слово, состоящее из двух, трех или четырех слогов", "Кто живет на земле, в воздухе, в море" и другие.
Технология Сторителлинг (Дэвид Армстронг)
Важно не только рассказывать детям разные истории, но и давать возможность самим детям создавать и рассказывать истории. Придумывать их самостоятельно, а не просто пересказывать чьи-то.
Сочинительство, рассказывание историй, или с английского - сторителлинг, помогает детям научиться умственному восприятию и переработке информации, развивает красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, развивает воображение, способствует раскрытию талантов и самовыражению.
Техника «сторителлинг», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения.
Импровизированные рассказы, вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику. Важно не только рассказывать детям разные истории, но и давать возможность самим создавать эти истории. Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!
Системный оператор (Технология ТРИЗ)
Данный метод использовался для закрепления и систематизации полученных знаний.
Работа с системным оператором предполагала формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.
В развивающей среде группы мы оформили все это в виде домика с экранами (окошками) и назвали "Волшебный экран".
Например,
Настоящее - проросший лук
Прошлое - луковица
Будущее - блюда с луком, лекарства от простуды и т. д.
Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (дерево, дикие звери т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п. Информация заносится в таблицу.
Для закрепления знаний о признаках объекта, умения определять их значение была создана игра "Карусель"(ТРИЗ).
Метод "Составление загадок"
Целью метода является обучение детей созданию сравнений, образных характеристик объектов; формирование речевой творческой деятельности детей.
При составлении загадок мы использовали модели.
На следующем этапе работы с детьми составляли сказки - Творческое рассказывание.
"Если б я был капелькой воды".
"Мое фантастическое животное". Метод перенесения свойств одного объекта или нескольких на другой.
Пользуясь данным методом дети придумывали фантастическое животное, придумывали ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться.
Например, “Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.. .
Данный метод позволял не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Одним из видов творческих заданий было составление детьми рассказов-этюдов о предметах и явлениях природы.
Это были небольшие рассказы на предложенную тему, своеобразные словесные зарисовки. Цель рассказов-этюдов – развитие образности и точности языка, выработка умения несколькими предложениями охарактеризовать предмет или явление, найти для его описания наиболее выразительные слова.
При этом мы обращали особое внимание на свой рассказ-образец, а также намечали с детьми план их рассказов. Сначала этот образец использовался детьми часто, затем они получали установку рассказать по-своему. В дальнейшем мы предлагали свой образец только в конце занятия. В этом случае он как бы подытоживал, обобщал высказывания детей.
Составление рассказов-этюдов пробуждал интерес детей к языку. Они охотно «придумывали красивые рассказы», с удовольствием подбирали образные слова и выражения, вставляли их и в разговорную речь.
Экологический театр
Экологический театр является инновационной технологией экологического воспитания и речевого развития.
Проигрывая определенный сценарий (стихотворение, короткую сказку, дети по нескольку раз могли меняться ролями. Им удавалось побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появлялась возможность многократного перевоплощения.
В ходе игр-драматизаций дети учились владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогало им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.
Мы уделяли особое внимание образным двигательно-речевым миниатюрам, поскольку организованная двигательная активность ребёнка тесно взаимосвязана с его речью. Данные миниатюры помогали детям преодолеть недостатки, как в области совершенствования движений, так и в речевой области.
В своей работе мы использовали инновационные технологии - это проектная деятельность.
Работая над проектом "Домашние животные", был создан альбом "Мой домашний питомец".
Каждый из детей совместно с родителями создал страничку для альбома (фотография или зарисовка питомца с кратким текстом о нем). После чего, ребенок должен был презентовать свою страничку (рассказать о своем питомце или о том, кого он хотел бы иметь).
Также был реализован проект "Животные леса". Продуктом деятельности данного проекта было создание "Красной Книги Ленинградской области". Это была также совместная работа детей и родителей. Предлагалось выбрать по желанию животное (звери, птицы, рыбы, насекомые, занесенное в Красную книгу Ленинградской области, подготовить информацию. Каждый ребенок презентовал свою страничку альбома.
С помощью проектной деятельности обогащался словарный запас детей, развивалась речевая активность, поддерживалась у детей познавательное отношение к окружающей действительности.
Также наша группа принимала активное участие во всероссийском уроке и олимпиаде "Эколята - молодые защитники природы".
В своей работе также использовали приемы наглядного моделирования. Это алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадки семян. Мнемотаблицы для описания времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах, для описания природных объектов. Особенно эффективны были мнемотаблицы при заучивании стихотворений.
Использование данного метода позволяло развивать память, образное мышление и внимание.
Труд и наблюдения детей за растениями в уголке природы за объектами живой и неживой природы организовывался в течение всего учебного года. Для этого создавались условия для непрерывной, длительной и систематической работы по ознакомлению детей с природой, формирования у них прочных, осознанных знаний, трудовых умений и навыков, развития наблюдательности.
Во время наблюдений и экспериментов обогащается память, речь, активизируются мыслительные процессы. Во время экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Заключительный этап проекта
Итогом нашей проведенной работы является постановка музыкально-экологической сказки "Волшебный лес".
Активное эмоциональное проживание в образах героев позволяет детям реализовать свои добрые чувства, учит делать нравственный выбор, перевоплощаясь в сказочных героев, ребята получают знания о взаимоотношениях между людьми, учатся разрешать сложные ситуации.
Участвуя в театрализациях, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, растений, животных, позволяет закреплять и расширять у детей знания об окружающем мире, формировать понятия о единстве человека и природы.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизировался и расширялся словарь ребенка, совершенствовалось звукопроизношение, интонационная сторона речи. У ребенка улучшалась связная речь, ее грамматический строй.
2. Оценка результатов и отчетность
"Учиться должно быть интересно". Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности. Предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество.
Таким образом, в итоге были сделаны следующие выводы:
Использование разнообразных форм и методов, инновационных технологий в процессе интеграции речевого и экологического образования позволяет:
расширять кругозор, любознательность
развивать слуховую, зрительную, вербальную память, совершенствовать мыслительные процессы
У детей возросло стремление к размышлению и поиску. Дети стали думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияло на развитие связной речи.
В процессе ознакомления с природой дети учились анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что являлось одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников, постоянно меняющимся социуме.
Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. И в будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в мире.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе мы предполагаем продолжить работу по развитию познавательно-речевой активности детей в экологическом воспитании, как за счет готовых информационных продуктов, так и разработанных собственных.