Ольга Носова
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебство снега»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект познавательно-исследовательской деятельности
"Волшебство снега"
Актуальность:
Для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность, которая протекает в форме экспериментальной деятельности. Дети наблюдают, сравнивают, делают выводы, планируют. У них развивается сообразительность, инициативность, пытливость, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Публикация «Проект познавательно-исследовательской деятельности „Волшебство снега“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
У воспитанников появились вопросы, что можно делать со снегом, как играть в него и какие свойства он имеет.
Тип проекта :
• Краткосрочный (1 неделя).
• Познавательно-исследовательский, включает в себя творческую, познавательную и опытно-экспериментальную деятельность.
Вид проекта :
• Групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Цель проекта :
• Формирование познавательного интереса к объекту неживой природы – снегу.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Познакомить детей со свойствами снега;
• Дать знания о пользе снега для людей и растений;
• Проявлять познавательный интерес и принимать активное участие в исследовательской деятельности (проводить экспериментирование). Воспитательные:
• Поддерживать желание детей участвовать в экспериментировании;
• Воспитывать инициативность, пытливость, самостоятельность, логическое мышление.
Развивающие:
• Развивать речь;
• Развивать навык работы в коллективе.
Предполагаемый результат:
Дети знают, что такое снег, какой снег, в какие игры со снегом можно играть. Воспитанники проявляют интерес к экспериментированию.
Совместный познавательный досуг родителей и детей.
Работа с родителями:
• Проведение опытов с детьми дома.
Этапы проекта
1 Подготовительный этап • Разработка плана реализации проекта.
• Подбор материала для изучения свойств снега.
• Подготовка атрибутов для игр, занятий.
• Сбор и анализ литературы по проведению опытов со снегом;
• Подбор стихотворений, художественной литературы, загадок о зиме, снеге, снеговике.
2 Исследовательский этап • Наблюдение на прогулке за снегом;
• Опытно- экспериментальная деятельность «Снег чистый?»;
• Опытно- экспериментальная деятельность «Куда пропал снег?»
• Опытно- экспериментальная деятельность "Плотный и рыхлый снег- какой быстрее растает и даст большее количество воды?";
• Опытно- экспериментальная деятельность "Воздух в снежном комочке";
• Опытно- экспериментальная деятельность "Цветной айсберг";
• Опытно- экспериментальная деятельность «Снег и соль».
3 Заключительный этап • Подведение итогов проекта;
• Рисование «Неповторимые снежинки».
Опыт №1. «Снег чистый?»
Возьмите чистое блюдце белого цвета и зачерпните им немного свежевыпавшего снега. (Сфокусировать внимание детей на том, что снег кажется действительно чистым). Накройте блюдце крышечкой. Снег растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, в ней есть ворсинки, частички копоти, грязи.
Опыт №2. «Куда пропал снег?»
Наберите немного снега, занесите его в тёплое помещение и положите в глубокую тарелку. Оставьте на некоторое время, пока он не растает. Обратите внимание ребёнка на то, как много снега было изначально и насколько мало воды осталось после. Куда же пропал снег? Дети предполагают, что он испаряется. Но дело не в этом. Молекул воды остаётся столько же. Изменяется только агрегатное состояние. Снег на 95% состоит из воздуха. Снежинки не могут слишком плотно прилегать друг к другу, а потому занимают больше места. А вот в воде между молекулами таких промежутков не остаётся, соответственно, она занимает куда меньший объём.
Опыт №3. "Плотный и рыхлый снег- какой быстрее растает и даст большее количество воды?"
Для этого опыта понадобятся два одинаковых по объёму кусочка снега. Один оставьте рыхлым, а второй сожмите в комок. Положите в две разные тарелки. Какой кусочек быстрее растает? Если ребёнок внимательно понаблюдает за процессом, то увидит, что рыхлый снег превращается в воду быстрее. С чем это связано? Всё дело опять же в расстоянии между снежинками. Там, где снег рыхлый, промежутков больше, а значит, тёплый воздух проникает и внутрь. Второй, плотный кусочек согревается только снаружи, поэтому тает медленней. Жидкости от плотного кусочка будет больше, чем от рыхлого, т. к. количество плотного снега больше.
Опыт №4. «Снег и соль»
Расскажите ребёнку, чтобы снег растаял быстрее, его можно посыпать солью. Именно так и поступают работники при очистке автомобильных дорог. Конечно, там используют техническую соль, но для опыта подойдё т и обычная: поваренная или морская. Наберите и положите снег в две ёмкости. Одну оставьте в стороне, другую посыпьте солью. Понаблюдайте, где снег тает быстрее. Для наглядности зафиксируйте время начала и завершения эксперимента. Почему так получается? Обычно снег начинает таять при температуре от 0 и выше. Но соль понижает её до -4 градусов.
Опыт №5. «Воздух в снежном комочке»
В снеге содержится до 95% воздуха? Это очень легко показать ребенку на примере вот такого простого опыта. Наберите литровую банку снега. Сразу же отметьте маркером уровень набранного снега. Теперь идите в помещение продолжать эксперимент. Запишите в научный дневник время начала наблюдения и величину снежного «столба» в сантиметрах. Теперь оставьте снег таять. Посмотрите через час насколько снег уменьшился в банке, снимите новые замеры (время и высоту снега в сантиметрах). Как только он растает, измерьте - сколько получилось в банке воды? Запишите время и высоту теперь уже водного «столба».
Детей впечатляет этот простой опыт, демонстрирующий то, насколько много в снеге воздуха! И не так уж много воды, как, возможно, казалось до окончания опыта. Литр снега не равен литру воды.
Опыт №6. «Цветной айсберг»
Заранее, перед опытом, замораживаем лед в формочках.
Готовим крепкие солевые растворы. Добавляем в растворы краску.
Раскладываем ледяные фигурки на подносе. Пипеткой или чайной ложкой капаем на них цветные солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит "ходы" причудливыми узорами.