Елена Миронова
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект познавательно-исследовательской деятельности
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №25»
Проект
Познавательно-исследовательской деятельности
«Волшебное электричество»
Занимательные опыты со статистическим электричеством
Составил: воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №25»
Миронова Елена Николаевна
Паспорт проекта.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Публикация «Проект познавательно-исследовательской деятельности „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участник проекта : Филетова Софья, воспитанники подготовительной группы, родители, педагоги.
Руководитель проекта : воспитатель Миронова Елена Николаевна
Актуальность.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, обобщения, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучают окружающий мир. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т. д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя. В работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но как же его можно получить? Мы с детьми решили поближе познакомиться с образованием этой энергии, а называется оно - статическим.
Цель исследования.
Изучить причину образования статического электричества.
Объект исследования: статическое электричество.
Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде.
Гипотеза исследования.
Статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов.
Все ли вещества электризуются.
Задачи исследования.
Обобщать знания детей об электричестве.
Расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.
Узнать, что собой представляет статическое электричество.
Выяснить причину возникновения статического электричества.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Формы взаимодействия:
С детьми: непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность.
С родителями: консультации, открытые показы занятий, беседы.
С педагогами: семинары, консультации, мастер-классы, открытые занятия.
Методы исследования:
«Подумай сам».
Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксики», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».
Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».
Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.
«Спроси у родителей и воспитателя».
«Проведи исследование, эксперименты, опыты».
Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы.
Этапы исследования.
Этапы
Цель
Методы
1 этап
Теоретическое исследование проблемы
Выяснить:
- что такое статическое электричество;
- причины возникновение статического электричества.
- подумать самому;
- просмотр мультфильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы»;
- просмотр научно-познава-тельных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука»;
- просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей;
- спросил у родителей и воспитателя.
2 этап
Практическое исследование проблемы
Выяснить:
- какой материал, при трении может электризоваться;
- причины возникновение статического электричества;
- все ли вещества электризуются.
- опыты, эксперименты;
- моделирование;
- наблюдение;
- анализ;
- сравнение.
3 этап
Практическое использование результатов исследования.
- выступление перед ребятами группы -
с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Воздушный шарик» и др.
- показ компьютерной презентации «Электричество…»
- демонстрация фокусов.
1 этап. Теоретическое исследование проблемы.
Что такое статическое электричество и
причины возникновение статического электричества.
Что же такое статическое электричество?
Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд.
Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов) : при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.
Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их. Когда статическое электричество становится достаточно мощным, электроны перескакивают с одного предмета на другой в таком количестве, что это порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).
А если одним из объектов, между которыми перескакивают электроны, являетесь вы, то вы почувствуете легкий «удар». Молния, между прочим, представляет собой гигантскую электрическую искру, электрический разряд в результате накапливания статического электричества в туче во время грозы.
2 этап. Практическое исследование проблемы.
Чтобы понять как получается статическое электричество необходимо провести опыты. Мы подобрали опыты и необходимый материал и приступили к интересным исследованиям.
Связь с другими видами деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, речевое развитие, игровая, продуктивная деятельность.
Воспитатель читает стихотворение.
У Золушки из сказки, дел невпроворот,
Готовит, убирает, стирает, моет, шьет.
Как трудно, бедной Золушке, на бал ей не попасть,
В золе лицо и волосы, такая вот напасть.
Воспитатель: Как вы думаете, какие бытовые электроприборы в наше современное время могли бы помочь Золушке?
Дети: миксер, телевизор, стиральная машина, холодильник, утюг, электроплита, пылесос и т. д.
Воспитатель: Электроприборы окружают нас повсюду. Они как добрые волшебники, помогают нам. Без них человеку было бы трудно.
А что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? (Ответы детей.) Правильно, это электрический ток. Вы знаете, откуда он приходит в ваш дом? Он рождается на электростанциях и по проводам приходит в дома, на заводы и помогает человеку. Ток приходит в дом по электрическому проводу, попадает в розетки, а затем – в электроприборы.
Проводится Д/игра «Собери картинку»
Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.
Воспитатель: Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались как положено.
Но есть электричество не опасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно даже поиграть. Это статическое электричество. Чтобы познакомиться с ним поближе, давайте поведем опыты.
Опыт 1. «Статическое электричество»
Цель. Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используете в быту.
Материал и оборудование:
Воздушные шарики
Волосы на голове
Стена
Начинаем эксперимент:
Один воздушный шарик висит на стене, остальные шарики лежат на полу. Воспитатель предлагает повесить шарики на стену. Дети пытаются сделать это, но у них не получается.
Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей)
Давайте и ваши шарики превратив в волшебные, я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят – стали волшебными.
Какой можно сделать вывод?
Дети: Это произошло из-за того, что в наших волосах живет статическое электричество и мы его поймали, когда потерли шарик о волосы. Он стал электрическим, поэтому «прилип» к стене.
Опыт 2. «Волшебные палочки»
Цель: посмотреть, что будет в результате контакта между двумя различными предметами.
Материал и оборудование:
Бабочки их бумаги.
Шерстяная ткань.
Пластмассовые палочки.
Начинаем эксперимент:
Попробуем другие предметы сделать волшебными. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Бабочки лежат спокойно). Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными – электрическими, и они начнут все к себе притягивать. Как вы думаете, как можно палочку сделать электрической?
Дети: Нужно потереть палочку о волосы на голове и палочка станет электрической. Потерли пластмассовую палочку о волосы и медленно поднесли палочку к бумажной бабочке и бабочка прилипла к пластмассовой палочке.
Воспитатель предлагает детям другой способ сделать пластмассовую палочку электрической. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Что происходит? (Бабочки тоже поднимаются). Почему?
Дети: Палочки стали электрическими, и бабочки прилипли к ним, притянулись.
Воспитатель: Как палочки стали электрическими? (Их натерли кусочком шерстяной ткани).
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде и тканях.
Опыт 3 «Чудо мыльные пузыри»
Цель: расширять представления о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Материал и оборудование:
Стол
Шерстяная ткань
Мыльные пузыри
Начинаем эксперимент
Соня: Елена Николаевна, я сегодня в детский сад принесла мыльные пузыри. Я бы хотела проверить, может ли статическое электричество подружиться с мыльными пузырями.
Воспитатель: Давай попробуем, как ты это сделаешь?
Ребенок дует мыльные пузыри на стол.
Дети: Ничего не получилось, пузыри лопались.
Воспитатель: Давайте подумаем, что нам нужно сделать, чтобы пузыри не лопались.
Соня: Я думаю надо поверхность стола натереть шерстяной тканью, и еще раз надуть пузыри.
Опыт повторяется, пузыри не лопаются.
Вывод: Оказывается со статистическим электричеством можно поиграть.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами научились делать?
Дети: Мы сегодня открыли для себя новое статическое электричество. Оно безопасное и с ним можно играть и делать предметы волшебными.
Опыт 4 «Поможем Золушке. Способ разделения перемешанных соли и перца»
Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Чайная ложка молотого перца.
Чайная ложка соли.
Бумажное полотенце.
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
Воспитатель: Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования.
Воспитатель: Теперь ребята мы знаем, что такое статическое электричество и как оно образуется.
А знания и умения вы теперь можете применить при показе друзьям фокусов, с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочки», «Поможем Золушке», «Статическое электричество», «Чудо мыльные пузыри».
В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дошкольники научились самостоятельно действовать в соответствии с заданием.
Исследовательская деятельность вызвала у детей интерес к познанию, развила мыслительные операции, стимулировала познавательную активность и любознательность.
Сформировались способности прогнозировать результат, систематизировать полученные данные и знания, а так же первичные навыки исследовательской деятельности.
Совместная деятельность со сверстниками и дома с родителями (совместно работать и общаться, искать и собирать информацию, анализировать ее) зародила необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, что способствовало саморазвитию личности каждого ребенка.
Привлечение родителей к реализации проекта повысило эмоциональный настрой детей и позволило добиться большей эффективности в поставленной цели.
Использованная литература.
Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М. : Педагогическое общество России, 2003.
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах /сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007
Рыжова Л. Методика детского экспериментирования (ФГОС)Уч. -метод. пос. д/дошк. воспитания, д/гуверн. и родит. Детство-пресс. 2014.