Лучший педагог года

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное электричество»

Елена Миронова
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное электричество»

Проект познавательно-исследовательской деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №25»

Проект

Познавательно-исследовательской деятельности

«Волшебное электричество»

Занимательные опыты со статистическим электричеством

Составил: воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №25»

Миронова Елена Николаевна

Паспорт проекта.

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

Публикация «Проект познавательно-исследовательской деятельности „Волшебное электричество“» размещена в разделах

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Участник проекта : Филетова Софья, воспитанники подготовительной группы, родители, педагоги.

Руководитель проекта : воспитатель Миронова Елена Николаевна

Актуальность.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, обобщения, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучают окружающий мир. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т. д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя. В работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но как же его можно получить? Мы с детьми решили поближе познакомиться с образованием этой энергии, а называется оно - статическим.

Цель исследования.

Изучить причину образования статического электричества.

Объект исследования: статическое электричество.

Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде.

Гипотеза исследования.

Статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов.

Все ли вещества электризуются.

Задачи исследования.

Обобщать знания детей об электричестве.

Расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.

Узнать, что собой представляет статическое электричество.

Выяснить причину возникновения статического электричества.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Формы взаимодействия:

С детьми: непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность.

С родителями: консультации, открытые показы занятий, беседы.

С педагогами: семинары, консультации, мастер-классы, открытые занятия.

Методы исследования:

«Подумай сам».

Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксики», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».

Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».

Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.

«Спроси у родителей и воспитателя».

«Проведи исследование, эксперименты, опыты».

Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы.

Этапы исследования.

Этапы

Цель

Методы

1 этап

Теоретическое исследование проблемы

Выяснить:

- что такое статическое электричество;

- причины возникновение статического электричества.

- подумать самому;

- просмотр мультфильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы»;

- просмотр научно-познава-тельных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука»;

- просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей;

- спросил у родителей и воспитателя.

2 этап

Практическое исследование проблемы

Выяснить:

- какой материал, при трении может электризоваться;

- причины возникновение статического электричества;

- все ли вещества электризуются.

- опыты, эксперименты;

- моделирование;

- наблюдение;

- анализ;

- сравнение.

3 этап

Практическое использование результатов исследования.

- выступление перед ребятами группы -

с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Воздушный шарик» и др.

- показ компьютерной презентации «Электричество…»

- демонстрация фокусов.

1 этап. Теоретическое исследование проблемы.

Что такое статическое электричество и

причины возникновение статического электричества.

Что же такое статическое электричество?

Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд.

Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов) : при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.

Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их. Когда статическое электричество становится достаточно мощным, электроны перескакивают с одного предмета на другой в таком количестве, что это порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).

А если одним из объектов, между которыми перескакивают электроны, являетесь вы, то вы почувствуете легкий «удар». Молния, между прочим, представляет собой гигантскую электрическую искру, электрический разряд в результате накапливания статического электричества в туче во время грозы.

2 этап. Практическое исследование проблемы.

Чтобы понять как получается статическое электричество необходимо провести опыты. Мы подобрали опыты и необходимый материал и приступили к интересным исследованиям.

Связь с другими видами деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, речевое развитие, игровая, продуктивная деятельность.

Воспитатель читает стихотворение.

У Золушки из сказки, дел невпроворот,

Готовит, убирает, стирает, моет, шьет.

Как трудно, бедной Золушке, на бал ей не попасть,

В золе лицо и волосы, такая вот напасть.

Воспитатель: Как вы думаете, какие бытовые электроприборы в наше современное время могли бы помочь Золушке?

Дети: миксер, телевизор, стиральная машина, холодильник, утюг, электроплита, пылесос и т. д.

Воспитатель: Электроприборы окружают нас повсюду. Они как добрые волшебники, помогают нам. Без них человеку было бы трудно.

А что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? (Ответы детей.) Правильно, это электрический ток. Вы знаете, откуда он приходит в ваш дом? Он рождается на электростанциях и по проводам приходит в дома, на заводы и помогает человеку. Ток приходит в дом по электрическому проводу, попадает в розетки, а затем – в электроприборы.

Проводится Д/игра «Собери картинку»

Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.

Воспитатель: Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались как положено.

Но есть электричество не опасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно даже поиграть. Это статическое электричество. Чтобы познакомиться с ним поближе, давайте поведем опыты.

Опыт 1. «Статическое электричество»

Цель. Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используете в быту.

Материал и оборудование:

Воздушные шарики

Волосы на голове

Стена

Начинаем эксперимент:

Один воздушный шарик висит на стене, остальные шарики лежат на полу. Воспитатель предлагает повесить шарики на стену. Дети пытаются сделать это, но у них не получается.

Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей)

Давайте и ваши шарики превратив в волшебные, я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят – стали волшебными.

Какой можно сделать вывод?

Дети: Это произошло из-за того, что в наших волосах живет статическое электричество и мы его поймали, когда потерли шарик о волосы. Он стал электрическим, поэтому «прилип» к стене.

Опыт 2. «Волшебные палочки»

Цель: посмотреть, что будет в результате контакта между двумя различными предметами.

Материал и оборудование:

Бабочки их бумаги.

Шерстяная ткань.

Пластмассовые палочки.

Начинаем эксперимент:

Попробуем другие предметы сделать волшебными. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Бабочки лежат спокойно). Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными – электрическими, и они начнут все к себе притягивать. Как вы думаете, как можно палочку сделать электрической?

Дети: Нужно потереть палочку о волосы на голове и палочка станет электрической. Потерли пластмассовую палочку о волосы и медленно поднесли палочку к бумажной бабочке и бабочка прилипла к пластмассовой палочке.

Воспитатель предлагает детям другой способ сделать пластмассовую палочку электрической. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Что происходит? (Бабочки тоже поднимаются). Почему?

Дети: Палочки стали электрическими, и бабочки прилипли к ним, притянулись.

Воспитатель: Как палочки стали электрическими? (Их натерли кусочком шерстяной ткани).

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде и тканях.

Опыт 3 «Чудо мыльные пузыри»

Цель: расширять представления о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Материал и оборудование:

Стол

Шерстяная ткань

Мыльные пузыри

Начинаем эксперимент

Соня: Елена Николаевна, я сегодня в детский сад принесла мыльные пузыри. Я бы хотела проверить, может ли статическое электричество подружиться с мыльными пузырями.

Воспитатель: Давай попробуем, как ты это сделаешь?

Ребенок дует мыльные пузыри на стол.

Дети: Ничего не получилось, пузыри лопались.

Воспитатель: Давайте подумаем, что нам нужно сделать, чтобы пузыри не лопались.

Соня: Я думаю надо поверхность стола натереть шерстяной тканью, и еще раз надуть пузыри.

Опыт повторяется, пузыри не лопаются.

Вывод: Оказывается со статистическим электричеством можно поиграть.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами научились делать?

Дети: Мы сегодня открыли для себя новое статическое электричество. Оно безопасное и с ним можно играть и делать предметы волшебными.

Опыт 4 «Поможем Золушке. Способ разделения перемешанных соли и перца»

Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Материал и оборудование:

Чайная ложка молотого перца.

Чайная ложка соли.

Бумажное полотенце.

Воздушный шарик.

Шерстяной шарф.

Начинаем эксперимент:

Воспитатель: Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования.

Воспитатель: Теперь ребята мы знаем, что такое статическое электричество и как оно образуется.

А знания и умения вы теперь можете применить при показе друзьям фокусов, с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочки», «Поможем Золушке», «Статическое электричество», «Чудо мыльные пузыри».

В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дошкольники научились самостоятельно действовать в соответствии с заданием.

Исследовательская деятельность вызвала у детей интерес к познанию, развила мыслительные операции, стимулировала познавательную активность и любознательность.

Сформировались способности прогнозировать результат, систематизировать полученные данные и знания, а так же первичные навыки исследовательской деятельности.

Совместная деятельность со сверстниками и дома с родителями (совместно работать и общаться, искать и собирать информацию, анализировать ее) зародила необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, что способствовало саморазвитию личности каждого ребенка.

Привлечение родителей к реализации проекта повысило эмоциональный настрой детей и позволило добиться большей эффективности в поставленной цели.

Использованная литература.

Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М. : Педагогическое общество России, 2003.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах /сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007

Рыжова Л. Методика детского экспериментирования (ФГОС)Уч. -метод. пос. д/дошк. воспитания, д/гуверн. и родит. Детство-пресс. 2014.

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект организованной деятельности с детьми в подготовительной группе «Волшебное электричество»Конспект организованной деятельности с детьми в подготовительной группе «Волшебное электричество» Цель: развивать у дошкольников интерес к окружающему миру, сформировать представление об электричестве, закрепить понимание детьми значения.

Конспект по познавательной деятельности «Волшебное электричество» в старшей группе План-конспект Раздел программы: познавательное развитие Цель: -дать представление детям об электричестве; -познакомить детей со статическим.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы «Волшебное мыло» Цель: Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями Задачи: Обучающие: Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород»Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» Проект (фотоотчет) по познавательно –исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» ЦЕЛЬ: наблюдения за произрастанием.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька»Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька» Образовательная область: познавательное развитие. Тема проекта: вода и её свойства. Творческое название: «Капелька» Участники проекта:.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное электричество»
Опубликовано: 17 декабря 2020 в 10:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное электричество»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Миронова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД