Роза Ефремова
Проект «Пожарная безопасность» в группе раннего возраста от 2 до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В группе раннего возраста от 2 до 3 лет
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Проект «Пожарная безопасность»
3. Этапы работы над проектом
4. Выводы по проекту
5. Используемая литература
Публикация «Проект „Пожарная безопасность“ в группе раннего возраста от 2 до 3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда так бывает. В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий - ураганов, наводнений, пожаров. Особую тревогу взрослые испытывают за детей. Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол, вместо того чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь.
Пожары часто возникают и из-за детских шалостей: природная любознательность малышей порой приводит их к играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющимися материалами. Ужасно, когда в огне погибают дети.
Ежедневно работники МЧС России получают тревожные сводки о пожарах, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети. Грустная статистика говорит о том, что ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тыс. пожаров, на которых погибает более 14 тыс. человек, причем 5 % от общего числа погибших — дети. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей, пострадавших от пожара, возрастает с каждым годом.
Воспитание у детей дошкольного возраста бережного отношения ко всему, что их окружает, что создано руками взрослых, привитие простых, доступных правил пожарной безопасности является одной из главных задач нравственного воспитания ребенка-дошкольника.
В каждом воспитаннике нужно закладывать черты человека: высокую сознательность, бережливость, чувство хозяина своей страны, формировать знания правил пожарной безопасности, представления о том, что играть со спичками, с огнем опасно для жизни, что нельзя открывать краны газовой плиты, оставлять без присмотра электрические приборы, а также расширить круг представлений о труде пожарных, воспитать уважение к людям этого героического и мужественного труда.
Правовой основой безопасности жизнедеятельности детей на современном этапе являются:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. «Концепция дошкольного воспитания», В. В. Давыдов, В. А. Петровский.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
5. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Р. Стеркина, Н. Авдеева, О. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.
В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной Думой 18 ноября 1994 г. (статья 25, «обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой». С этой целью в нашем детском саду детям в самой доступной форме даются первоначальные знания по пожарной безопасности.
Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Жизнь, трагические факты возникновения пожаров и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости серьезной систематической профилактической работы в детских дошкольных учреждениях.
2.2 ПРОЕКТ «Пожарная безопасность»
для группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет
Тематика проекта: познавательно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный. Вид проекта: групповой, фронтальный. Участники проекта: воспитатель, дети раннего возраста от 2 до 3 лет группы №1 «Ягодка», родители. Актуальность проекта:
Пожары – это один из распространенных видов чрезвычайной опасности, которые по статистики в большей части возникают по вине человека, а зачастую, по вине любопытства и незнания опасности баловства с огнем, детей. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в таких жизнеопасных обстоятельствах трудно даже взрослым, а уж если у детей недостаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. Этим данная тема проекта очень актуальна. Ведь сохранность жизни, в данном случае ребенка, самое главное для человека. Избежать беды и сохранить жизнь при возникновении пожароопасной ситуации помогут детям только знания и умения правильно себя вести в сложившейся чрезвычайной обстановке. Именно поэтому, с раннего возраста необходимо знакомить детей с основами пожарной безопасности.
Цель: формировать основы пожарной безопасности у детей раннего возраста.
Задачи:
Образовательные:
• дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред;
• закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар;
• углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара;
• познакомить детей с номером «01»;
• закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности
Развивающие:
• развивать познавательно речевую активность в процессе познания
Воспитательные:
• воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения.
Образовательные области: безопасность, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество.
Предполагаемый результат:
1. знать средства пожаротушения
2. уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
3. знать о профессии пожарного;
4. знать правила противопожарной безопасности;
5. понимать опасность пожаров и их последствий.
Участие родителей в проекте:
Помощь в подборе наглядно-дидактических пособий, изготовлении дидактических игр;
Подбор и чтение художественной литературы воспитанникам по теме проекта;
Участие в выставке совместных творческих работ с детьми на тему: «Не шути с огнем;
Просвещение родителей: консультации, беседы, информация в родительском уголке.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
• подборка методической и художественной литературы;
• иллюстративный материал;
• видеоматериалы.
2.3. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
ПОДГОТОВАТЕЛЬНЫЙ
сбор материала для реализации идеи;
составление плана проекта, определение сроков реализации;
разработка конспектов, консультации для родителей
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
проведение занятий, совместная деятельность с детьми;
взаимодействие с родителями по оформлению выставки по теме, изготовление дидактических игр
ИТОГОВЫЙ
анализ результатов деятельности;
выставка творческих работ на тему: «Не шути с огнем»
3. ВЫВОДЫ:
1. Дети познакомились с профессией пожарного, знают ее предназначение;
2. Родители стали серьезнее относиться к правилам пожарной безопасности, откликаются на просьбы воспитателей, с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях с детьми;
3. Проведенные мероприятия показали, что дети усвоили весь материал, правильно отвечают на поставленные вопросы;
4. Оформлена выставка поделок по пожарной безопасности на тему «Не шути с огнем».
Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 0 детей (0%, на среднем уровне были знания у 12 детей (56%, совсем низкий уровень – у 10 детей (44%). Знания детей о пожарной безопасности были поверхностными и отрывочными. Заключительная диагностика показала, что знания детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д. Значительно расширился кругозор детей. Дети увидели, насколько проблема пожарной безопасности значима для них и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 8 детей (37%), средний уровень - 14 человек (63%, низкий уровень: 0 детей (0%)
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также включении в проект заинтересованных взрослых – педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными навыками безопасного поведения при пожаре.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М,2007.
2. Авдеева Н. Н, Князева Н. Л. Безопасность: Учебное пособие по ОБЖ, Спб, 2004.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий, М, 2004.
4. Гарнышева Т. Г. ОБЖ для дошкольников, Спб, 2010.
5. Журнал «Дошкольная педагогика» январь № 1, 2009.
6. Коновалова И. В. Сценари по пожарной безопасности для дошкольников, М, 2006.