Бабурина Ольга
Проект «Подвижные игры» как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Подвижные игры»
как средство развития речи дошкольников с ТНР.
Аннотация проекта. Данный проект составлен для детей подготовительной к школе группы (с тяжелыми нарушениями речи). В работе над проектом использовали подвижные игры, направленные на речевое развитие детей.
Публикация «Проект „Подвижные игры“ как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Введение. В настоящее время наблюдается снижение интереса детей и родителей к подвижным играм. Современные дети все больше времени проводят дома за компьютером, не испытывая желания двигаться, гулять на свежем воздухе, играть в различные подвижные игры.
Подвижные игры занимают особое место в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста. Игра является основным занятием ребёнка и средством его всестороннего развития. Использование подвижных игр способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от игры. В игре ребенок учится преодолевать трудности, следовательно, у него воспитываются и волевые качества: настойчивость, выдержка. Общаясь с другими детьми, ребенок учится играть вместе, помогать или уступать товарищам, согласовывать свои действия с действиями другого, развивать свою речь.
У детей нашей группы наряду с речевыми нарушениями наблюдается отставание и в физическом развитии. У большинства детей нарушена общая и мелкая моторика, зрительно-моторная координация. Они часто не понимают команды и инструкции, не могу выполнять движения и проговаривать текст.
Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. По мнению психологов деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее речевое развитие ребенка.
Мы предположили, что использование подвижных игр с речевым сопровождением в коррекционной работе с детьми будет способствовать решению задач по речевому развитию.
Цель проекта : Развитие интереса к подвижным играм у детей и их родителей. Использование подвижной игры с речевым сопровождением для развития речи дошкольников.
Задачи:
Коррекционно - образовательные: Обогащать словарный запас детей, научить их организовывать подвижные игры в детском саду и дома.
Коррекционно – развивающие : развивать связную речь детей, развивать
мышление, внимание, память, познавательный интерес, мелкую моторику координацию движений, ловкость, быстроту реакции.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать у детей умение взаимодействовать друг с другом, умение самостоятельно использовать игры в свободной деятельности.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы (с тяжелыми нарушениями речи, родители. педагоги (воспитатели, учитель – логопед).
Сроки реализации проекта. Декабрь - март
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный:
Изучение литературы по данной теме;
Анкетирование родителей и детей;
Беседа с родителями и детьми о детских подвижных играх.
2. Практический:
Экскурсия в библиотеку
Составление каталога народных подвижных игр, считалок
Разучивание слов и правил к подвижным играм
3. Заключительный
Спортивно речевой праздник. «С Колобком гуляли, в подвижные игры играли»
Рассказы детей о подвижных играх
Деятельность педагогов:
Формулировка проблемы:
Анкетирование детей и родителей по теме.
Подвижные игры с детьми
Деятельность детей :
Обсуждение задачи с педагогами
Экскурсия в библиотеку
Практическая деятельность (подвижные игры)
Участие в конкурсе рисунков «Моя любимая подвижная игра»
Сочинение «Моя любимая игра»
Рассказы детей «Моя любимая подвижная игра»
Деятельность родителей
Участие в анкетировании
Сочинение «Игра моего детства»
Подвижные игры (русские, удмуртские, татарские, армянские)
Изготовление атрибутов к подвижным играм
Управление и обеспечение проекта.
Системный подход в решении задач:
Включение в деятельность всех участников педагогического процесса (детей, педагогов, родителей).
Оценка результатов проекта.
Анкетирование детей;
Наличие картотеки народных подвижных игр.
Обогащение предметно - развивающей среды группы
Справка по реализации проекта
1 этап. Подготовительный
На подготовительном этапе работы над проектом мы познакомились с литературой по данной теме, провели анкетирование детей и выявили, что большинство детей имеют слабые предстаеления о подвижных играх. Лишь несколько детей назвали подвижные игры, которые они знают: прятки, догонялки, футбол, хоккей и другие. В анкетах есть и ошибочные представления о подвижных играх (Подвижная игра – это когда играют на компьюторе и двигают ногами). К подвижным играм была отнесена игра «домино» (там двигаются руки). Отвечая на вопрос «Чем вы любите заниматься дома?», дети чаще всего говорили, что любят рисовать, играть на компьюторе. В выходные дни дети с родителями «ходят в гости», играют, иногда гуляют. Результаты анкетирования родителей по данному вопросу показали, что большинство родителей считают подвижные игры хорошим средством развития ребенка, но не все родители играют с детьми в подвижные игры. А если играют, то изредка, и чаще всего это догонялки, ляпки, прятки.
2 этап. Практическая деятельность
Педагоги группы познакомили детей и родителей с особенностями подвижных игр, их ролью в развитии детей. Была организована экскурсия в библиотеку, где нам рассказали о подвижных играх, поиграли с детьми. Родители приняли участие в изготовлении атрибутов для подвижных игр, написали сочинения «Игры моего детства».
Педагоги группы познакомили детей с различными подвижными играми (русскими, удмуртскими, татарскими, армянскими).
Подвижные игры с речевым сопровождением мы использовали на занятиях, в свободной деятельности, в различных режимных моментах и на прогулке.
Дети участвовали в конкурсе рисунков «Моя любимая подвижная игра», каждый ребенок представил свою любимую игру, рассказал о ней.
3 этап. Заключительный
На заключительном этапе работы над проектом мы провели спортивно – речевой праздник «С Колобком гуляли, в подвижные игры играли». В празднике участвовали и родители, которые вместе с детьми двигались, играли, веселились. Дети прочитали стихи о подвижных играх. И взрослые, и дети получили массу положительных эмоций.
В процессе работы над проектом дети много узнали о подвижных играх,
принимали участие в играх, учились взаимодействовать друг с другом. Подвижные игры способствовали сплочению детей и взрослых нашей группы. Предметно – развивающая среда пополнилась альбомами о подвижных играх, картотекой подвижных игр и считалок, атрибутами к играм.
В дальнейшем мы планируем изучать подвижные игры других народов, использовать подвижные игры в образовательной и свободной деятельности детей.
Используемая литература
Интернет - источники:
https://borgul.ru/2016/11/detskie-podvizhnye-igry-narodov-mira.html
https://borgul.ru/2016/11/detskie-podvizhnye-igry-narodov-mira.html
https://borgul.ru/2016/11/detskie-podvizhnye-igry-narodov-mira.html