венера гумарова
Проект «Подружись с планетой Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет экологическое развитие ребенка.
Публикация «Проект „Подружись с планетой Земля“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Постановка проблемы
Мы – жители планеты Земля, единственная планета Солнечной системы, где имеется достаточно большое количество кислорода в свободном состоянии. Благодаря ему на нашей планете возможно существование жизни.
Земля – наш маленький, прекрасный и единственный дом, надежный космический корабль, в котором человек должен быть хозяином. Этот дом полон тайн и чудес. Природа окружает нас постоянно но, к сожелению дети, как правило почти не обращают внимание на нее. Не замечают опасности в природе. Они весьма поверхностно знакомы с богатством и особенностями окружающей природы. У большинства детей наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, стремление глубже узнать этот мир, прочувствовать его красоту.
Как сделать так, чтобы жизнь каждого человека не прошла мимо самой большой человеческой ценности – Природы? Как сделать так, чтобы все могли видеть и слышать красоту природы, нежность Весны, торжественность Зимы, хрупкость травинки.
Если не дать развиться этим чувствам в детстве, вероятнее всего,позже они не появятся. Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше его эффективность. Ведь убеждение человека закладываются с детства. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого. И чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растет интерес к ней.
Формирование проблемы
«Как стать заботливыми хозяевами своей планеты?»
Для успешной реализации проблемы разработан проект «Подружись с планетой Земля».
Суть проекта
Проект носит комплексный, интегрирующий характер. Обеспечивает взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим, другими направлениями воспитательно – образовательного процесса. Предполагает активное включение всех участников в экологически ориентированную творческую деятельность.
Реализация проекта осуществляется в форме длительной игры, акцентирующий внимание на природной, социальной среде, экологии города. Игровой сюжет основан на том, что в детский сад приходит письмо от Лунтика - который просит с просьбой совершить путешествие и узнать тайны планеты Земля. Главные действующие лица в игре дети. Им предлагается роль «юных экологов». Они в процессе игры открывают тайны Земли, желают стать хозяевами своей планеты, улучшают окружающий мир, делают его прекраснее своими руками, приносят реальную помощь своей планете.
В ходе игры каждое мероприятие представляет собой своеобразный экологический практикум для дошкольников, их родителей и педагогов. Важное место отведено специальным занятиям развивающего типа, урокам доброты, экологическим экспедициям, природоохранным акциям, обучающим тренингам. Играя, дошкольники познают окружающий мир, выявляют причинно – следственные взаимосвязи. У них формируется опыт экологически грамотного поведения в природной и социальной среде.
Таким образом, работа над проектом стимулирует потребность каждого ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности, что позволяет обеспечить систему его личностного роста, ориентируясь на критерии экологической воспитанности.
Гипотиза: если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической экологически ориентированной и творческой продуктивной деятельности на основе проектного метода, то можно сформировать личность, способную бережно относиться к природным ресурсам (богатствам) родного края, проявлять заботу и беспокойство об их состоянии.
Цель проекта воспитание гуманных чувств, бережного отношения природным ресурсам родного края.
Задачи проекта :
1. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения, стремления к сохранению и приумножению природных богатств.
2. Учить устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями.
3. Развитие творческих способностей, исследовательских навыков в процессе детского экспериментирования и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
4. Обогащение позитивного опыта взаимодействия с окружающей средой.
5. Включение родителей в осуществление данного экологического проекта.
Целевая группа проекта
• а) по составу участников: групповой (дети 6-7 лет, педагоги, родители);
• б) по целевой установке: познавательный, исследовательско - творческий;
• в) по тематике: ролево - игровой;
Сроки реализации проекта средней продолжительности (от 1 до 3 месяцев)
Место реализации проекта МБДОУ №5
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап.
• Запуск проекта : чтение звукового письма от Лунтика, беседа;
• отбор наглядно и методического материала по теме проекта;
• изготовление дидактических игр по теме;
• подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;
• подбор материалов для творческих работ.
II. Основной этап
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
№ Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный
1 Экспедиция в природу
(экскурсии, целевые прогулки) Экскурсии, целевые прогулки август Гумарова В. М.
2 Оформление «стены тревоги»
ДОУ
август
Гумарова В. М.
3 Экологические игры
ДОУ август Гумарова В. М.
4 «Час» экологического чтения ДОУ август Гумарова В. М.
5 Занятия развивающего типа.
1 блок
«Живая и неживая природа»;
2 блок - Флора
«Растения»;
«Деревья»;
«Цветы».
3 блок – Фауна
«Животный мир»
4 блок
«Мир насекомых»
5 блок
«В мире все взаимосвязано»;
Игра «Пищевая цепочка»
6 блок
Жизнь человека не Земле
ДОУ
сентября
Гумарова В. М.
6 Игра «нравственная дилемма».
ДОУ октябрь Гумарова В. М.
7 Природоохранные акции На участке детского сада октябрь Гумарова В. М.
8 КТД- коллективные творческие дела, поисково – исследовательская деятельность. ДОУ октябрь Гумарова В. М.
III. Заключительный этап
• Письмо Лунтику о проведенной работе, с иллюстрационным материалом.
• Создание «Панорамных добрых дел» : выставляются все выполненные в ходе проекта творческие работы, фотоматериалы, рисунки, подтверждающие конкретные экологически ориентированные дела.
• Экологический праздник, посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды.
Ресурсы
Условия Необходимо Имеется Источники Сроки
Нормативно-правовое:
1. Закона об образовании РФ, Приказа Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»,
3. Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
4. основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
5Региональная программа образования детей дошкольного образования. Р. К. Шаехова. – РИЦ, 2012.
Необходимо изучить
+
+
+
+
+
В течении года
Материально-технические:
1. Ноутбук;
2. Интерактивная доска;
3. Магнитофон. +
+
+
Кадровые:
1. Психолог;
2. Логопед;
3. Музыкальный руководитель;
4. Инструктор по физкультуре;
5. Воспитатель по обучению татарскому языку. +
+
+
+
+
Научно-методические:
1. Журналы
2. Энциклопедии Личная библиотека В течении года
Информационные:
1. Стенды;
2. Конференции;
3. Бюллетени;
4. Конференции;
5. Призентации.
+
+
+
Мотивационные:
1. Самообразование;
2. Обучение на курсах;
3. Конкурсы;
4. Родительские собрания;
5. Анкетирование.
+
+
Организационные:
1. Разработка плана мероприятия
Финансовые:
1. Призы;
2Грамоты;
3. Газеты
4. Журналы Собственные средства педагога
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• Овладение навыками исследовательской деятельности, действиями, благотворно влияющими на окружающий мир, изменяющими его к лучшему; проявление готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям.
• Внесение личного вклада каждого участника проекта в улучшение экологического состояния планеты, благополучие Земли, самих себя, окружающей среды.
• Соблюдение норм и правил взаимодействия с окружающим.
• Проявление нравственной, экологической позиции.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Итоговые диагностические задания (мониторинг) для детей 6-7 лет (подготовительная группа) направлены на определение конечных результатов освоения детьми знаний по данному проекту.
Полученные результаты заносятся в сводную диагностическую карту.
Тест – опросник
1. Что такое Земля? 1 б.
2. Сколько всего планет в Солнечной системе? Назови 3 планеты. 1б.
3. Кто жители планеты Земля? 1б.
4. Кто появился на Земле раньше : человек или животный мир? 2б.
5. Может ли так случиться, что Земля погибнет? Почему? 2б.
6. Что такое природа? 1б.
7. Назови не менее 5 объектов живой и неживой природы. Объясни свой выбор. 2б.
8. Как ты думаешь, почему нужно охранять природу? Расскажи о своих размышлениях. 2б.
9. Знаете ли вы животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные? 2 б.
10. Умеете ли различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения? 1б.
Обработка данных.
За полный правильный ответ – 1 балл, а в вопросах – 4,5,7,8,9 – 2 балла.
Учитывается и умение детей рассуждать, обобщать, делать выводы.
Если ребенок набрал:
От 12 – 15 баллов – высокий уровень знаний / «отлично»/
От 9 – 12 баллов – хороший уровень / «хорошо»/
От 5 – 9 баллов – средний уровень / «удовлетворительно»/
До 5 баллов низкий уровень / «неудовлетворительно»/.