Габуаева Виктория
Проект «Мое имя» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«МОЕ ИМЯ»
Исполнитель
Педагог изо: Габуаева Виктория Викторовна
Тип проекта : краткосрочный, познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта : 2 недели.
Публикация «Проект „Мое имя“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Актуальность проекта : Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей необходимо помочь ребёнку сформировать положительное отношение к своему имени.
Цель: Способствовать гармонизации образа «Я».
Познакомить с историей имени, его значением.
Задачи:
1. Дать детям представление о праве каждого человека на имя.
2. Сформировать положительное отношение к своему имени; узнать, что оно обозначает.
3. Продолжать развивать творческие способности, воспитывать любознательность.
4. Повысить общий эмоциональный фон, развивать мелкую моторику рук.
В результате работы над проектом дети будут
знать:
• Полное имя.
• Значение имени.
• Происхождение имени.
• Различные формы имени.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный :
1.1 Подготовка материала.
1.2 Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.
2. Основной этап:
Провести беседы на тему: «Тебе нравиться своё имя?», «Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?»
НОД «Каждый человек имеет право на имя» (педагог, дети).
НОД «Создание первой буквы – имени» (педагог, дети).
НОД «Создание первой буквы – имени» (узоры, оформление буквы, (педагог, дети).
Во время НОД «Что обозначают наши имена?» при помощи цветка – имени, узнать значение и историю происхождения имени. Объяснить, как образуется «взрослое» имя и отчество (педагог, дети).
Работа с родителями: Узнать в честь кого названы дети.
Беседы на тему: «Что обозначают имена моих родителей, и какие у них отчества?», «Что такое инициалы? Какие инициалы у меня?», «Тёзка – это кто?», «Как отличить людей с одинаковыми именами?», беседа о многообразии и вариативности имён в русском языке, беседа о роли имён в жизни человека (педагог, воспитатели, дети).
Заключительный этап
Выставка «Цвета имени», «талисман имен».
Вид деятельности Содержание Участники Работа
с родителями
Познавательно-исследовательская НОД «Каждый человек имеет право на имя»
НОД «Создание первой буквы – имени»
НОД «Создание первой буквы – имени» (узоры,оформление буквы). -Педагог Изо
-Воспитатели Узнать в честь кого были названы дети.
Коммуникация,
игровая Д. Игры «Назови имя ласково»
Один игрок, бросая мяч другому, называет свое полное имя. Принимающий должен быстро произнести его уменьшительно-ласкательный вариант и поймать мяч. Педагог Изо
Восприятие художественной литературы, изобразительная Чтение худ. литературы
«Чудесное имя» Борис Житков Педагог Изо
Двигательная, игровая, коммуникативная Физкультминутка:
«Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть». Педагог Изо
Приложение№2
НОД «Каждый человек имеет право на имя».
Что означают наши имена?
Цель: сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении», учить умению называть полным именем своих родителей, родственников, друзей, познакомить с понятием «отчество».
Задачи:
• Познакомить детей с правом на имя и с историей возникновения фамилий;
• Научить применять это право в жизни;
• Воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям;
• Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Ход занятия:
Воспитатель: Каждый человек отличается своей внешностью, характером и именем. По имени и внешности определяется его пол. Обращаясь к человеку, мы обязательно называем его имя, а если это взрослый – имя и отчество, тем самым проявляя к нему уважение.
Ребята, отгадайте загадку: «Нечто, данное человеку сразу после его рождения и остающееся с ним на всю жизнь?» (Имя.)
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя.)
В древности родители мечтали видеть своих детей сильными и крепкими, добрыми и милыми. Так произошли некоторые имена: Добрыня – делающий добро, Любомир – любящий мир и людей, Людмила – милая людям. Многие имена пришли к нам из других стран, например, от древних греков: Елена – в народе Алена – означает «свет», «светлая», Галина – «спокойствие», «тишина», «гладь моря», «тихая погода». Александр - мужественный, сильный, смелый. Алексей -защитник, поможет защитит слабого, хороший друг. Матвей -дар божий. Андрей-мужественный. Антон - вступающий в бой. Кирилл - правитель. Виталий - жизнь. Гриша - бодрствующий. Вика, Виктория - победа. Ирина - мирная, добрая, ласковая. Лера, Валерия - песня, ликование. Даша, Дарья - победительница, дар природы.
Нет плохих имен, каждое имя означает что-то хорошее.
Рассматривание свидетельства о рождении.
Свидетельство о рождении – самый первый документ в жизни человека, где указывается имя, фамилия, отчество, место рождения, дата рождения, а также имена родителей.
Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»
Один игрок, бросая мяч другому, называет свое полное имя. Принимающий должен быстро произнести его уменьшительно-ласкательный вариант и поймать мяч.
Игра в кругу «Камешек»
Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца. Давайте поиграем с нашим именем и отчеством. Посмотрим, как.
У меня в руках камешек.
Камешек ты передай
И скорее отвечай.
Как тебя будут называть,
Когда ты вырастешь? (Передает камешек сидящему в кругу ребенку).
Дети передают друг другу камешек и говорят свое имя и свое отчество.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.
Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.
Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.
А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.
А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.
А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.
- Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».
( Например: Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).
Педагог называет имена детей группы, дети продолжают.
Игра «Узнай меня»
Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас!». Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.
Игра-викторина «Имена»
1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.
2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т. д.)
3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т. д.).
4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).
5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).
Бывает, что у людей одинаковые имена, таких людей называю «тезки». Есть ли у нас в группе тезки? (Воспитатель предлагает детям найти тезку среди воспитанников). Как отличить людей с одинаковыми именами? (По фамилии).
НОД «Создание первой буквы – имени»
Цель: создать первую букву моего имени, формировать первоначальные представления о своем имени, познавательный интерес к изучению букв; повышение мотивации к школьному обучению; привлечение родителей к реализации календарно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса.
• Развивать творчество, речевые способности в словообразовании и грамматическом строе речи;
• Воспитывать умения самостоятельно договариваться между собой в совместных действиях;
• Дать знания об алфавите и разнообразии написания букв, придумывание слов с заданным звуком;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к своему имени и именам своих друзей.
Задачи:
1. Сформировать положительное отношение к своему имени, знать с какой буквы оно начинается. Учить слышать звук, узнавать букву имени, придумывать слова с первой буквой своего имени.
2. Учиться представлять себя коллективу сверстников.
3. Понимать, как образуется «взрослое» имя и отчество.
4. Сформировать индивидуальность.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
6. Формировать познавательный интерес к обучению грамоте.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вас вижу каждый день. Знаю вас хорошо. Вас связывает очень много общего. Однако, каждый из вас отличается друг от друга.
Чем вы отличаетесь?
Дети: полом, одеждой, цветом глаз, волос, ростом, характером, именем и т. д.)
Да, у каждого человека есть имя.
Имя нам может многое рассказать. Например, по имени мы можем определить пол человека – мужчина он или женщина.
Игра «Я знаю пять имён» (по очереди, перебрасывая мяч друг другу дети называют пять имён девочек и пять имён мальчиков)
- По имени мы можем определить маленький это ребёнок или уже взрослый человек. Давайте вспомним, когда вы были маленькими, как ласково вас называли.
Дети, сидя в кругу, передают мяч друг другу и называют своё маленькое имя.
- Когда ты подрастёшь и пойдёшь в школу, твоё имя подрастёт вместе с тобой и станет полным. Как тогда будет звучать твоё имя.
Дети снова перекатывают мяч друг другу, называя полное имя.
- Когда ты станешь взрослым, тебя станут величать по имени-отчеству.
Как твоё имя-отчество?
Что такое Отчество?
- Ребята, вам, наверное, интересно узнать, как на Руси величали (называли) малышей. Наши предки в выборе имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было видеть дитя своё сильным, крепким, добрым, милым, отсюда и такие имена.
Добрыня – делающий добро,
Любомир – любящий мир, людей,
Людмила – милая людям.
Это всё коренные русские имена, но есть и другие имена. Которые пришли к нам из разных стран.
Елена – древнегреческое имя – свет,
Галина – др. греч. - покой, тишина.
А вы знаете откуда пришло ваше имя и что оно обозначает?
- Всегда приятно когда вас называют по имени, но ещё приятнее, когда мама или кто-нибудь из домашних называют вас ласково или как-нибудь домашним прозвищем.
Скажите нам, как вас называют дома
Давайте теперь нарисуем первую букву своего имени.
Дети начинают рисовать под музыку.