Татьяна Агапова
Проект по здоровьесбережению в средней группе «Здорово быть здоровым!»
Участники проекта : дети средней группы №2,
родители, заведующий стоматологией ЦРБ,
инструктор по физической культуре
Руководитель проекта : Агапова Татьяна Алексеевна.
Проблема : Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, воспитание у детей правильной системы ориентации и культуры самосохранения здоровья.
Актуальность :
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье ребёнка –
Публикация «Проект по здоровьесбережению в средней группе „Здорово быть здоровым!“» размещена в разделах
это важнейший труд воспитателя…».
В. А. Сухомлинский
Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. Анализ состояния здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений выявляет увеличение уровня заболеваемости дошкольников из года в год. Ученые связывают этот факт не только с социальными условиями, но и различными экологическими проблемами, отрицательными бытовыми условиями и др. Другая проблема – гиподинамия детей, которую можно объяснить условиями жизни детей (недостаточные площади для проживания, невозможность оборудования элементарных спортивных уголков в квартирах). Кроме того, из-за климатических и погодных условий, а также занятости родителей у детей и нет достаточно времени для пребывания на свежем воздухе.
Значимость применения данной работы определяется решением задач оздоровления дошкольников, воспитания культуры здорового образа жизни – создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.
Цель данной работы: пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Систематизация физкультурно- оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса для сохранения здоровья воспитанников, снижения заболеваемости; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению физического и психического здоровья детей;
2. Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни : выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
4. Дать основные представления о различных формах и методах по физическому воспитанию детей в совместной деятельности;
5. Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности;
6. Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, научить беречь свое здоровье и заботится о нем;
7. Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков;
8. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
9. Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение активности родителей в образовательном процессе, в укреплении здоровья детей и их физического совершенствования.
2. Наличие знаний и представление о том, что такое здоровье и каковы способы его поддержания, укрепления и сохранения.
3. Повышение эмоционального и физического благополучия.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Снижения уровня заболеваемости воспитанников.
2. Повышение уровня физической подготовленности.
3. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
4. Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса.
5. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, медицинского персонала.
6. Эффективное использование предметно-развивающей здоровьесберегающей среды группы.
Этапы проекта :
! Подготовительный этап
-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
-подбор методической литературы для реализации проекта;
-подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, создание презентаций, организация развивающей среды в группе.
! Основной этап:
-реализация комплекса мероприятий направленных на достижение поставленной цели;
-взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Реализация проекта :
1. Беседы и презентации с детьми:
«Если хочешь быть здоров»;
«Наши друзья витамины»;
«Если хочешь быть здоров?.»
«Части тела»; «Зачем нужна еда?»
2. Ознакомление детей с художественной литературой:
- Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»;
-чтение А. Барто «Девочка чумазая» и др.
-чтение и обсуждение произведения Г. Остера «Вредные привычки»,
- чтение стихотворений С. Михалкова «Про мимозу».
3. Визит стоматолога Тема «Чтобы зубы были здоровыми и крепкими»
Цель: познакомить детей с правильной техникой чистки зубов и с правилами ухода за ротовой полостью.
4. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
Лепка «Наши друзья витамины»
Изобразительная деятельность «Цветок здоровья»
5. Совместная образовательная деятельность :
Тема «Что такое здоровье и как его беречь!»(Реб. и окр. мир)
Тема «Моё тело. Как оно устроено?»(Реб. и окр. мир)
6. Дидактические игры:
«Узнай по вкусу» «Узнай по запаху» «Узнай по голосу» «Полезные продукты»
7. Сюжетно-ролевые игры:
«Аптека» «Поликлиника» «Окулист» «Стоматолог»
8. Опытно-экспериментальная деятельность :
«Зачем нам нужен нос?» «Кто охраняет глаза?» «Что можно почувствовать рукой?» «Послушай своё сердце» «Рассмотри кожу рук через лупу»
9. Работа с родителями:
*Тема «Закаливание» Цель: познакомить родителей с нетрадиционными методами закаливания.
* Тема «Профилактика осанки» Цель: познакомить родителей со специальными коррекционными упражнениями для профилактики нарушения осанки.
Методические рекомендации «Причины формирования неправильной осанки»; «Игры для коррекции осанки»
*Тема «Организация двигательного режима» Цель :познакомить родителей с необходимостью организации двигательного режима с детьми.
* Тема «Точечный массаж» Цель: познакомить родителей с техникой точечного массажа, как средством увеличения защитных сил организма.
(буклеты «Точечный массаж или волшебные точки»)
Заключительный этап
Продукты проекта :
- подбор цикла бесед по ЗОЖ для детей;
- создание сборника загадок, пословиц, поговорок по ЗОЖ;
- консультация «Роль семьи в формировании ЗОЖ»;» Безопасность детей-забота родителей» «Здоровье в порядке, спасибо, зарядке!»
- папка передвижка «Десять заповедей здоровья»;
-папка «Рекомендации родителям», в которой собраны рекомендации по закаливанию. По формированию правильной осанки, по сохранению зрения;
-картотека по дыхательной, пальчиковой гимнастикам, самомассажу, точечному массажу;
-фотоколлажи «Визит стоматолога» и «Цветок здоровья»
Итоговый продукт проекта : Интеллектуально-спортивное развлечение с родителями «Цветок здоровья» и выставка детских работ «Цветок здоровья».