Анна Филиппова
Проект «Юные экспериментаторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Срок реализации: долгосрочный, 1 год
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Актуальность: для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельности подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностямиего преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Публикация «Проект „Юные экспериментаторы“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я пришла к выводу о том, что необходимо изучить метод экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с внедрением новых федеральных государственных требования к структуре основной общеобразовательной программы, в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Цель проекта : Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи:
1. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.
2. Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы.
3. Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности.
4. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов; понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение».
5. Познакомить детей с прибором-помощником – лупой и ее назначением.
6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.
7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.
8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.
10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.
Ожидаемые результаты:
1. Дети знают назначение органов чувств.
2. Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита, предметов.
3. Дети классифицируют камни по указанным признакам.
4. Дети знают о значении света в жизни человека; знают, как появляется тень, солнечные зайчики.
5. Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.
6. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.
7. У детей пополнился словарный запас.
8. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.
9. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.
10. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.
Перспективный план:
Дата Мероприятие
Сентябрь
1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. Цель: Закрепить знания детей об органах чувств, их назначении. Содержание: На столе разложены предметы, различные по материалу, запаху, форме, детям предоставляется возможность изучить предметы самостоятельно.
2. Лепим колобки. Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. Содержание: Дети экспериментируют из какого песка (влажного или сухого) лучше лепить колобки.
3. Почему осенью бывает грязно? Цель: Познакомить детей со свойствами почвы, развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к явлениям природы. Содержание: В чашку с землей набрызгать воды (дождик идет). Пощупать руками образовавшуюся грязь.
4. «Разные ножки бегут по дорожке». Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка, развивать ориентировку в пространстве. Содержание: дети экспериментируют отпечатывая следы разной обуви на песке, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами.
Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».
Октябрь
1. Волшебница вода. Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). Содержание: Познакомить со свойствами воды, состояниями воды, использованием ее, вода не имеет вкуса, формы, запаха.
2. Вода принимает форму. Цель: Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Содержание: Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.
3. Какие предметы могут плавать? Цель: Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера, а от его тяжести. Содержание: Дети помещают предметы из различных материалов (металл, дерево, пластмасса) в контейнер с водой и делают выводы.
4. Бульбочки. Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха, развивать чувство любопытства, воспитывать аккуратность. Содержание: В тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха.
Консультация для родителей «Волшебная водичка»
Ноябрь
1. Делаем мыльные пузыри. Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку. Содержание: Дети делают мыльную воду, выдувают трубочками мыльные пузыри.
2. Подушка из пены. Цель: Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести). Содержание: Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь деревянными палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов?
3. Веселые кораблики. Цель: Познакомить детей со свойствами воды
и бумаги, развивать наблюдательность. Содержание: Дети запускают в таз с водой лодочки из бумаги, наблюдают за ними делают «волны- -ветер», делают бывод что бумага размокает со временем в воде.
4. Блестящие комочки. Цель: Познакомить детей с различными видами бумаги, развивать тактильные ощущения. Содержание: дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки, играют с ними, тонет или не тонет в воде фольга, размокает или нет.
Совместно с родителями организовать детскую лабораторию.
Декабрь
1. Свет повсюду. Цель: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные. Содержание: при помощи фонарика и двух коробок сформировать представление о свете у детей, его назначении. В одной коробке темно, а в другой лежит включенный фонарик, что мы видим в коробках.
2. Свет и тень. Цель: Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Содержание: Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с отражением своих рук, движений пальцев.
3. Теневой театр. Цель: Закрепить представление детей о свете и тени. Содержание: Показ сказки «Гуси-лебеди» на ширме.
Подбор материалов, предметов для коллекций и экспериментирования.
Январь
1. Цветная водичка. Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, закрепить названия цветов, воспитывать эстетический вкус. Содержание: Воспитатель с детьми рассматривают воду в стакане, кидают в него предметы. Почему их видно? Потому что вода прозрачная. Далее педагог с детьми с помощью гуаши делают цветную воду.
2. Замерзшая вода. Цель: Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Содержание: Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (в комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?
3. Цветной снег. Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега (окрашивание, закрепить названия цветов, развивать творческую активность. Содержание: Дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры.
Консультация для родителей «Игры-опыты со льдом и снегом».
Февраль
1. Следы на снегу. Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами снега (плотность, развивать любопытство. Содержание: Дети экспериментируют, отпечатывая следы на утрамбованном и рыхлом снегу. Почему на снежных тропинках не остается отпечатка снега?
2. Бумажный вихрь. Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (плотность, воспитывать наблюдательность. Содержание: Детям дают кусочки цветной бумаги и картона. Ребята сдувают их с помощью «ветра», создаваемого дыханием, наблюдают за полетом. Кусочки какой бумаги летят лучше, почему?
3. Цветные шарики. Цель: Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Содержание: Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, какого цвета шарики ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить? Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов.
4. Для чего нужен нос? Цель: Знакомить детей с особенностями своего организма, развивать любопытство, воспитывать культурно-гигиенические навыки. Содержание: Воспитатель предлагает детям понюхать разные предметы, а потом попробовать сделать то же самое зажав нос.
Март
1. Ушки на макушке. Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями своего организма, развивать интерес к своему организму, воспитывать культурно-гигиенические навыки. Содержание: Воспитатель предлагает детям послушать разные звуки, издаваемые при помощи разных предметов, а потом попробовать сделать то же самое закрыв уши.
2. Удивительные камни. Цель: Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой, развивать сенсорное восприятие. Содержание: определяем опытным путем признаки и качества камня - разноцветный, круглый, овальный, острый, гладкий, шершавый, колючий, холодный, теплый, гремит, прочный, крепкий, тверды и его пользе.
3. Все увидим, все узнаем. Цель: Познакомить с прибором- помощником – лупой и ее назначением. Содержание: Рассматривание через лупу. «Лупа- это предмет, который помогает увеличить предмет. Лупа поможет нам рассмотреть даже очень маленькие частички. (песок)
4. Звенящая вода. Цель: Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. Содержание: Бокалы с водой, различные палочки, которыми стучим по бокалам с разным количеством воды и прислушиваемся к получаемому звуку.
Апрель
1. Высушим платочек. Цель: Продолжать знакомить детей с температурой, учить сравнивать разные температуры (холодный, теплый, горячий). Содержание: Воспитатель сообщает, что постирала платочки, и предлагает их высушить на подоконнике, на батарее, в шкафу. Дети сравнивают, где быстрее высохнет платочек, Почему?
2. Для чего нужны глаза? Цель: Продолжать знакомить детей с организмом, развивать желание узнать о себе что-то
новое, воспитывать культурно-гигиенические навыки. Содержание: Воспитатель предлагает рассмотреть разные предметы, отметить их цвет, форму, величину и попробовать сделать то же самое закрыв глаза.
3. Что растворяется в воде? Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Содержание: Опыты по растворению в воде соли, сахара и масла.
4. Делаем узоры из песка. Цель: Продолжать знакомить детей со свойства
ми песка (сыпучесть, развивать творческую активность. Содержание: Дети из различных предметов тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу, делая узоры.
Май
1. Руки-помощники. Цель: Продолжать знакомить детей с человеческим организмом, развивать любопытство. Содержание:
Дети по заданию выполняют действия с предметами, а затем пытаются проделать то же самое без помощи рук.
2. Что отражается в зеркале? Цель: Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Содержание: Дети экспериментируют с зеркалом, потом ищут отражение в воде, других отражающих поверхностях.
3. Солнечные зайчики. Цель: Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Содержание:
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены.
Июнь
1. Сравнение мокрого и сухого песка по весу» Цель: знакомимся с понятием «вес», учимся оперировать с весами. Содержание: Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.
2. Из чего состоит песок? Цель: закрепление умения пользоваться лупой Содержание: С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
3. Своды и тоннели. Цель: Продолжаем знакомиться со свойствами песка, его назначением. Содержание: Предложить детям вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается не смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении. Дети делают вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.
4. Песочные часы. Цель: познакомить детей с песочными часами, понятием «время». Содержание: Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода».
Июль
1. Подводная лодка из яйца. Цель: продолжаем знакомиться со свойствами воды. Содержание: В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
2. Цветы лотоса. Цель: продолжаем знакомиться со свойствами бумаги. Содержание: Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).
3. Живой пластилин. Цель: познакомить детей со свойствами чистой и газированной воды. Содержание: Налейте вместе с ребёнком 2 стакана воды. В первый стакан – чистую воду, во второй стакан – газированную. В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). Задайте ребё нку несколько вопросов: Что происходит в первом стакане? Что происходит во втором стакане? Помогите малышу сделать вывод: в первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.
4. Упругий воздух. Цель: знакомить со свойствами воздуха. Содержание: Дайте ребёнку круг для плавания и предложите его накачать. Задайте несколько вопросов: чем мы накачиваем круг? Что насос пропускает в круг? Почему круг стал упругим? Помогите малышу сделать вывод: В кругу воздух и именно он делает его упругим.
Август
1. Холодный воздух. Цель: знакомить со свойствами воды, воздуха, температурой. Содержание: Остудите заранее в холодильнике бутылку и предложите ребёнку надеть на горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте, что происходит и задайте несколько вопросов: Что происходит с шариком? Как он изменился? Помогите ребё нку сделать вывод: шарик увеличивается от того, что газ в шарике согревается воздуху становится в шарике тесно. Поэтому он надувается. Проведите еще один эксперимент : поставьте бутылку в холодную воду. Понаблюдайте что происходит. Сделайте ещё один вывод: при нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.
2. Живая змейка. Цель: знакомить со свойствами воздуха, температурой. Содержание: Предложите малышу зажечь свечу и подуть на нее, спросите у ребёнка, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить, ее спиральную конструкцию и продемонстрируйте ребёнку вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т. к. ее поднимает теплый воздух). Малыш выясняет, что воздух заставляет вращаться змейку.
3. Реактивный шарик. Цель: продолжать знакомить со свойствами воздуха. Содержание: Предложите ребёнку надуть воздушный шар и отпустить его, обратите его внимание на траекторию и длительность его полета. Помогите ребёнку сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
4. Эффект радуги. Цель: знакомить со свойствами света, понятием «радуга». Содержание: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».