Суслова Надежда Николаевна
Проект по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы «Волшебный камень — магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Улыбка»
Исследовательский проект
по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы
«Волшебный камень – магнит»
Воспитатель Суслова Н. Н
I кв. категории
г. Качканар 2021 г.
Тип проекта по доминирующей деятельности : познавательно- исследовательский, творческий.
Проект по времени проведения : краткосрочный
Участники проекта : дети подготовительной группы.
Публикация «Проект по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы „Волшебный камень — магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
По характеру контактов: в рамках детского сада, внутригрупповой.
Актуальность проекта :
Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормально детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Проблема: ФГОС предусматривает всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита и его применения стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной эксперементальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.
Гипотеза: Предположим, что магнит – объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.
Цель проекта : развитие познавательной активности ребенка в процессе
экспериментальной деятельности, формирование представлений о магните, его свойствах; использование магнита в медицине, технике, быту и в группе.
Задачи:
• Знакомство с понятием «магнит».
• Познакомить с историей появления «магнита».
• Формирование представлений о свойствах «магнита».
• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
• Воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества.
• Развивать познавательную активность детей, исследовательскую деятельность,любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук.
• Активизировать личностную позицию ребенка.
• Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
• Расширять словарный запас детей (слова «магнит», «притягивает», «отталкивает», «магнитное поле» и др.)
• Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих его предметах.
• Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.
Методы проекта : игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно –экспериментальный.
Объект проекта : магнит.
Предмет проекта : свойства магнита.
Предполагаемый результат:
1. Расширить представление детей о магните, его способности притягивать предметы.
2. Дети познакомятся с тем, какие предметы может притягивать к себе магнит, в результате опытов установят важность магнита в повседневной жизни, его разнообразие и назначение.
3. Вместе с воспитателем изготовят магниты из гипса.
4. Пополнят словарный запас такими словами, как металл, железо, керамика, декоративный, притягивается и отталкивается.
5. Активное участие родителей в реализации проекта.
Задачи для педагогов:
1. На основе изученных проблем детей поставлена цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждение плана с родителями).
3. Составление плана-схемы проекта.
4. Сбор, накопление материала.
5. Включение в план схему проекта совместной деятельности, экспериментов и других видов детской деятельности.
6. Обогащение предметно-развивающей среды
7. Создание мини-лаборатории «Волшебный камень магнит»
8. Выпустить фотоальбом «Зачем нужен магнит»;
9. Пополнение картотеки опытов и экспериментов новыми материалами;
10. Презентация проекта.
Задачи, поставленные для детей :
1. Закрепить знание детей магните (Что такое магнит, как появился магнит, какие бывают магниты, свойства магнита, эксперименты с магнитом).
2. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
3. Развивать связную разговорную речь детей, активизируя новыми словами (магнит, притягивает, отталкивает, магнитное поле)
4. Формировать исследовательские навыки.
5. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делится информацией, участвовать в совместной опытно – экспериментальной деятельности.
6. Пробуждать желание работать совместно с родителями.
Задачи, поставленные для родителей:
1. Помочь детям получить необходимую информацию по теме проекта.
2. Участие в организации мини- лаборатории «Волшебный камень магнит»;
3. Оформление фотоальбома «Зачем нужен магнит»,картотеки «Опыты с магнитом»
4. Активное участие в обогащении предметно-развивающей среды.
Сбор, накопление материала.
Ожидаемый результат:
• дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
• научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
• смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный : разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности ребенка.
2. Основной (или этап реализации проекта) : проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.
3. Заключительный: подведение итогов, презентация проекта, итоговое открытое занятие.
Этапы реализации проекта
Мероприятия
Цели
Ответственные
Сроки
реализации
1 этап - подготовительный
1.
Беседа с родителями:
Проект – «Волшебные свойства магнита»
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Воспитатель
2.
Подбор наглядно – атрибутов, демонстрационного материала, художественной и научной литературы. Создание картотеки опытов на тему: «Магнит»
Создать условия для реализации проекта.
Воспитатель, родители
2 этап - основной
3.
Знакомство с магнитом
Просмотр мультфильмов «Пин-код. Смешарики», «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм»
В результате совместной деятельности познакомиться с магнитом, узнать о его свойствах.
Воспитатель
4.
Практическая деятельность : провести ряд опытов и определить, какие предметы притягивает к себе магнит
Вызвать интерес к опытно-эксперементальной деятельности с магнитами.
Воспитатель
5.
Игра «Поймай рыбку»
В ходе игры установить, почему рыбка ловится на удочку, какой механизм здесь работает.
Воспитатель
6.
Опыт «Определим силу магнита» может ли сила магнита действовать через преграду (вода, песок, картон)
Вызвать не только интерес детей, но и желание высказывать предположения и анализировать результат.
Воспитатель
7.
Определить металлические предметы в группе, детском саду и дома с помощью магнита. Оформление фотоальбома «Применение магнита».
Развивать навыки исследовательской и поисковой деятельности.
Воспитатель, родители
.
8.
Познакомить с разнообразием декоративных магнитов. Создание мини- лаборатории «Волшебный камень – магнит»
Дать представление о том, что декоративные магниты изловлены из разных материалов, разного размера, формы и назначения.
Воспитатель, родители.
9.
Изготовление с детьми магнитов в технике барельеф.
Развивать творчество, фантазию, воображение.
Воспитатель.
3 этап - заключительный
10
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Итоговое открытое занятие на муниципальном уровне
Трансляция проекта педагогам, родителям и детям.
Воспитатель, родители.
Схема работы по проекту
Познавательно – исследовательская деятельность.
Исследование «Где прячется магнит?»
При помощи лупы дети рассматривают магнитный железняк в целом и в измельченном состоянии.
Исследование «Сколько весит магнит?»
Дети на весах из двух чаш взвешивают магнит с магнитной рудой, и с магнитными опилками.
Вывод: Один и тот же магнит в измельченном и целом состоянии весит одинаково.
Исследование «Какой груз притянет магнитная полоска?»
При помощи весов дети взвешивают магнитную полоску и металлические шурупы, магнитную полоску и металлические скрепки. Определяют, что легче, а что тяжелее магнитной полоски.
Вывод: Металлические шурупы тяжелее магнитной полоски, а скрепки легче.
Все предметы притягиваются к магнитной полоске, независимо от веса.
Исследование «Притягиваются - не притягиваются».
Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются к магнитам.
Вывод: Металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.
Дети проводят магнитом над различными инструментами из металла (железо, сталь, алюминий). Алюминиевые инструменты магнит не притягивает.
Вывод: Металлические предметы из стали и железа притягиваются к магниту, а алюминиевые не испытывают его притяжения.
Исследование «Есть ли у магнита препятствия?»
Наполненная емкость с различными веществами (песок, крупа, камни, вода, на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.
Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречи, гороха, а также среди камней. Магнит не боится препятствий.
Опыт – игра «Рыбалка»
Дети при помощи удочки с магнитом на конце, ловят маленьких рыб в водном аквариуме.
Вывод: Магнит не боится воды.
Опыт «Не замочи руки»
В стакан с водой опустим скрепку. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. Скрепка следует за движением магнита вверх.
Вывод: Магнитная сила проходит через воду и стекло.
Опыт «Бумажные гонки».
Можно ли завести бумажную машинку? Положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам. Приступаем к гонкам.
Вывод: Магнитная сила проходит через картон.
Опыт «Летающая бабочка»
К бабочке прикреплена железная скрепка (тонкая нить). Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой. Бабочка приходит в движение, летает по небу (лист бумаги или оформленная в летнюю полянку - коробка).
Вывод: Магнитная сила проходит через бумагу и картон.
Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»
Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу. У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.
Вывод: В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.
Опыт – эксперимент «Кораблики бумажные»
На кораблике есть скрепки, а они металлические, значит магнит их, притягивает. Интересно сможет ли магнит притянуть кораблики через толстую, деревянную столешницу?
Вывод: Магнит действует сквозь препятствие (стол – это препятствие).
Опыт – эксперимент «Лягушка на болоте»
На болоте из картона с обратной стороны закрепляются магниты. С внешней стороны изображены листья кувшинок. На лягушку прикрепляется скрепка. При подталкивании лягушки она прыгает на ту кувшинку, где расположен магнит.
Вывод. Сила магнита действует даже на расстоянии.