МААМ-картинки

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Деревья и мы»

Наталья Тихомирова
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Деревья и мы»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по экологии в старшей группе «Мы и деревья».

Проектная работа. Тема: «Мы и деревья».

Автор: воспитатель Тихомирова Наталья Олеговна.

Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Место реализации проекта: город Тверь, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97.

Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный.

Публикация «Проект по экологическому воспитанию в старшей группе „Деревья и мы“» размещена в разделах

Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет, родители воспитанников.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2017 – май 2018г).

Цель: формирование экологической культуры и знаний у детей.

Задачи:

- Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам (липу, сосну, ель, берёзу, дуб, ясень);

- Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;

- Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;

- Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;

- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

- Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;

- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;

- Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;

- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

Актуальность.

В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Население планеты теряет непосредственный контакт с природой. Люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательной и образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.

Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.

Формирование проблемы: «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим дерево, понаблюдаем за его ростом, попробуем стать юными защитниками нашей экологии».

Гипотеза.

Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по продуктивной деятельности, практического взаимодействия с окружающей средой.

Ожидаемый результат:

• Повысится уровень экологической грамотности детей;

• Сформируется осознание потребности в общении с природой;

• Расширятся знания детей о деревьях, их значении в природе и жизни человека;

• Сформируются умения у детей видеть разнообразие оттенков красок в природе, научатся отображать свои впечатления в творческой деятельности;

• Создадутся условия для более активного участия родителей в жизни детского сада.

Взаимодействие участников проекта.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

1. Подбор материалов, оборудования, художественной литературы, иллюстраций для бесед.

2. Организация и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий, просмотр мультфильмов по теме.

3. Знакомство с литературой, участие в играх, наблюдениях, пополнение развивающей среды.

2. Основной этап реализации проекта.

Содержание деятельности родителей:

1. Анкетирование родителей.

2. Информационный материал в родительский уголок. Консультация «Природа как воспитатель», совместные экскурсии в Ботанический сад и Головинский вал.

3. Поделки с детьми.

Содержание деятельности детей:

1. ДИ «Сравни».

2. ДИ «Узнаю деревце».

3. ДИ «Зелёный мир».

4. ДИ «Где что зреет».

5. ДИ «Чудесный мешочек».

6. ДИ «Что лишнее».

7. ПИ «Найди своё дерево».

8. ПИ «Найди такой же лист».

9. ПИ «Раз, два, три – к дереву беги».

10. Наблюдения и исследовательская деятельность.

11. Художественно-продуктивная деятельность (выставки).

12. Чтение художественной литературы.

13. Беседы.

14. Слушание музыки.

15. Заучивание песен о деревьях.

16. Просмотр мультфильмов о природе.

17. Экскурсия по участку детского сада.

18. Рассматривание семян различных деревьев.

19. Экологические наблюдения.

20. Коллекционирование.

Заключительный этап.

- Закрепление знаний детей. Изготовление поделок для выставки из природного материала. Составление гербария листьев, посадка на участке дуба.

В ходе реализации проекта:

1. Повысился уровень знаний детей о деревьях, мои воспитанники стали внимательнее и бережнее относиться к миру растений, с удовольствием проявляют заботу о деревьях (посаженный на участке дуб поливают и рыхлят почву).

Выводы:

Я считаю, что проект был реализован полностью. Активное участие в реализации проекта приняли родители, за что им была выражена огромная благодарность. Все участники проекта получили массу положительных эмоций и дополнительных знаний.

Игровая деятельность.

1. Дидактическая игра «Сравни»

Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим деревом.

Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, используя для этого сравнительные обороты.

Например:

Листья у калины осенью как. (Золото, солнышко)

Калиновые ягодки блестящие, как. (Бусы, драгоценные камни)

Калина хороша, как. (Красивая девушка, красавица, царевна)

Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинка)

Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных скатертях.

2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»

Цель: учить находить дерево по описанию.

Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.

Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)

Листья, какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)

Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)

С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)

Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)

3. Дидактическая игра «Зеленый мир»

Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.

У какого растения есть ствол? (У дерева)

Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)

На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)

А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)

На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)

Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)

Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)

Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)

4. Дидактическая игра «Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня, на другой – плоды и листья разных растений, например, листья крыжовника, а плоды груши. Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся картинки, с изображением деревьев. Дети достают картинки и говорят их названия.

6. Дидактическая игра «Что лишнее».

Цель: дети должны определить лишний предмет на картинке: дуб, осина, клен, ель, ромашка.

Подвижные игры на участке.

«Найди свое дерево». Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т. д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

«Найди такой же лист». Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим

ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.

«Раз, два, три – к дереву беги».

Цель: продолжать учить детей определять деревья по названию.

Наблюдения и исследовательская деятельность.

1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.

Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

2. Исследование дерева.

Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка:

«Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:

1. «Зеленая страна» Е. Серова.

Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.

2. «Мудрость дерева» А. Лопатина.

Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

3. «Жизнь дерева» А. Лопатина.

Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.

4. «Липкины дары» А. Лопатина.

Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Организованная деятельность

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?».

Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?

5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?

6. Кто сажает деревья? Для чего?

7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?

8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?

9. Как можно определить возраст берёзы?

10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности

Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.

Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас, лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».

Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)

- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?

- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)

- Что происходит с деревьями зимой? Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.

- Без чего ещё деревья не могут жить? Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.

- Деревья, как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.

- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного воздуха, они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)

- Ветер переносит семена берёзы.

- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.

- От чего деревья болеют? Значит, на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.

- А как можно определить возраст берёзы? По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Беседа «Красота природы бесценна».

Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую». (смотрим приложение).

Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».

Составление гербария деревьев участка.

Консультация на тему «Природа как воспитатель». (смотрим приложение).

Участие родителей в акции «Посади дерево».

Изготовление совместных поделок с детьми:

Украшение уголка природы красивыми растениями.

Изготовление оригами – «Ёлочка».

Мозаика – «Дерево».

Пословицы, поговорки о деревьях.

Отгадывание загадок.

Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях:

Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек».

Заучивание: И. Бунин «Листопад».

Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «Осенний пейзаж».

Лепка «Листик».

Коллективная аппликация «Осенний ковёр», «Осеннее дерево».

Слушание музыки: П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года», Антонио Вивальди «Времена года», Ф. Мендельсон «Весенняя песня», Э. Григ «Утро», «Песня жаворонка» П. И. Чайковский.

Заучивание песен о деревьях: «Деревце» из мультфильма «Старый дуб», «Про дерево Хакаранда».

Просмотр мультфильмов о природе:

Экскурсия по участку детского сада.

Рассматривание семян различных деревьев.

Экологические наблюдения.

Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за растениями, можно выделить интересные сведения об их названиях. Классификации: о внешнем виде, назначении, условии их роста; дерева, как места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение детей к практической деятельности.

Экологические экскурсии.

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Уроки мышления.

Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой цвет?», «Почему у ёлки зелёные иголки?», «Чем питаются деревья?». Обязательным условием для детей, должно быть, сочетание познавательной деятельности с практической. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы.

Коллекционирование.

Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Уроки доброты.

Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей.

Обсуждение и проигрывание ситуаций.

Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.

Используемая литература:

1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007

2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006

4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009

5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973

6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010

7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Москва 2006

8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

Публикации по теме:

«Помощники леса». Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе«Помощники леса». Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое.

Дидактические игры по экологическому воспитанию в старшей группе Экологическая игра «Детки с какой ветки?» Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев. Дидактический материал: карточки с изображением.

Дидактические игры по экологическому воспитанию в старшей группе Дидактические игры по экологическому воспитанию в старшей группеЭкологическая игра  «Береги природу»Цель: Закреплять знания об охране объектов.

Конспект по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой. Очистка воды» в старшей группе «Опыты с водой - очистка воды» в старшей группе. С использованием технологии системно-деятельного подхода. Цель: С помощью опытно-экспериментальной.

Отчет о работе воспитателя по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе в год экологии Отчет о проделанной работе воспитателя Мутиной Г. И. по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «Город детства» за период.

План-конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе План-конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе на тему «Путешествие по природе родного края.

Проект по экологическому воспитанию «Хлеб — наше богатство!» в старшей группеПроект по экологическому воспитанию «Хлеб — наше богатство!» в старшей группе Вид проект: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели. Тип проекта: краткосрочный 1.

Проект по экологическому воспитанию «Выращивание лекарственного растения Ангинник» в средней группеПроект по экологическому воспитанию «Выращивание лекарственного растения Ангинник» в средней группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Росинка» №27 Г. Новосибирск Проект по экологическому воспитанию.

Проект «Вкусные тарелочки» по экологическому воспитанию детей в подготовительной группеПроект «Вкусные тарелочки» по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе Цель: Формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений через познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи:.

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе «По тропинке к Осенинке» План-конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей в старшей логопедической группе на тему «По тропинке к Осенинке».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Деревья и мы»
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 20:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Деревья и мы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Тихомирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД