МААМ-картинки

Игры ля развития интонационной выразительности речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Юлия Кромм
Игры ля развития интонационной выразительности речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Игры на развитие интонационной выразительности речи

у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Человеческая речь становится более чёткой и выразительной если использовать интонационные средства. Они влияют на понимание речи в целом. Интонация в речи играет ключевую роль в коммуникации людей, помогая передавать эмоции и смысл высказывания, а также акцентировать внимание на важных элементах высказывания.

Публикация «Игры ля развития интонационной выразительности речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах

У детей с ТНР имеются просодические нарушения речи, которые ведут к снижению в потребности общения и нарушению социальных связей. Так же детям сложно прочитать выразительно стихотворение, прочтение звучит монотонно и не эмоционально.

Развитие интонационно выразительной речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) является важным аспектом их речевого и общего развития так как просодические нарушения являются стойкими и трудно корригируемыми. Поэтому, работу стоит проводить с дошкольного возраста.

Интонация – это сложный синтез мелодических, динамических и временных характеристик речи. В данных играх сделан акцент на развитие навыка мелодических средств интонации – силы, высоты голоса и тембра, которые передают эмоцию высказывания. А также на смысловое ударение, которое является логическим и помогает передать смысл сказанного с помощью выделяемого акцентируемого слова.

На начальном этапе у детей формируют интонационную чувствительность. Учат различать тембровый окрас речи, интонационные модуляции, эмоциональный окрас. Детям предлагают послушать фразы, сказанные ребёнком или взрослым, женщиной или мужчиной, произнесённую фразу с разной интонацией или эмоциональным состоянием человека. Дети должны дать определение услышанному. Далее идёт отработка восприятия логического ударения. Детям предлагают прослушать фразу с акцентируемым словом и назвать это выделенное педагогом слово и определить интонацию или эмоцию, с которой было выделено это слово. Далее идёт работа в играх над формированием самостоятельного произнесения слов и фраз с интонационной окраской.

Игры на развитие выражения эмоций и интонаций.

Инструментарий для игр:

-Три пластиковых кубика среднего размера, чтоб на стороне кубика отчётливо была видна картинка с изображением эмоции.

-На 6 сторонах двух кубиков наклеены изображения разных эмоций: удивление, страх/испуг, радость, обида, смущение, отвращение, гордость, интерес, мечтательность.

-Графическая схема предложения с изображением на них частей речи: существительное (слово – предмет) – одна горизонтальная полоска, глагол (слово – действие) – две горизонтальные полоски одна над другой, прилагательное (слово – признак) – волнистая горизонтальная линия, предлог (маленькое слово) – треугольник, числительное (слово – число) – цифра над горизонтальной линией.

-На 6 сторонах третьего кубика наклеены части речи в предложении: 2 слова – предмета, слово – признак, слово – действие, слово – предлог, слово - число.

-Предметные картинки на развитие словарного запаса по лексическим темам или на автоматизацию звуков в словах. Сюжетные картинки или картинки с ситуацией по лексическим темам или на автоматизацию звуков в речи. Для автоматизации звуков используются картинки с нереальным сюжетом, чтоб детям было ещё интереснее, например: «Жираф сидит на оранжевом кресле и читает журнал» - можно автоматизировать звуки «Ж» и «Р». Картинки создаются с помощью приложений искусственного интеллекта.

1 игра «Эмоция в слове»

Задача: произнести слово (название картинки) с такой эмоцией (интонацией, которая выпадет на стороне кубика.

Вариант 1

-Ребёнок выбирает из круга разложенных карточек одну картинку. Педагог кидает кубик с эмоциями. Ребёнок должен произнести слово – название картинки соответственно эмоции, выпавшей на стороне кубика. Если в игре присутствует много детей, то они могут произносить слово – свою выбранную картинку, по очереди. Все произносят название своей картинки с одной и той же интонацией, которая выпала на стороне кубика.

Этот вариант игры подходит для того, чтоб педагог сначала сам продемонстрировал как нужно показать эмоцию и произнести интонацию.

Вариант 2

- Педагог, не глядя, выбирает одну карточку. Дети, сидя в кругу, по очереди кидают кубик с эмоциями и произносят слово – название картинки соответственно своей выпавшей эмоции на стороне кубика. Картинка для всех одна, а эмоция (интонация) у всех разная.

2 игра «Эмоция во фразе»

-Ребёнок выбирает сюжетную картинку. Сначала предлагается составить предложение по этой картинке. Затем произнести своё предложение соответственно выпавшей эмоции на стороне кубика.

Так же можно проигрывать два варианта из первой игры.

Далее у детей формируется умение выделять интонацией ключевые слова во фразе. Педагог демонстрирует, как с помощью изменения громкости, темпа и высоты голоса можно выделить одно слово в предложении.

Например, в предложении «Мама купила яблоки» можно выделить слово «яблоки», чтобы подчеркнуть, что именно купила мама. Или выделить слово «мама», чтоб было понятно, кто именно купил яблоки. дети учатся понимать, как интонация влияет на смысл высказывания. Затем педагог выделяет слово в предложении с определённой интонацией. Например, с вопросительной интонацией в предложении «Мама купила яблоки» с акцентом на слово «мама», чтоб спросить, кто именно купил яблоки. Затем вопросительной интонацией выделяется слово «яблоки», чтоб спросить, что именно мама купила в магазине. То же повторяется со словом «купила».

3 игра «Вопрос – ответ»

Задачи: учиться составлять предложение по картинке так, чтоб другие дети могли представить себе, что нарисовано на картинке; учиться задавать вопрос по картинке; учиться отвечать полным ответом на вопрос; учиться выделять интонацией нужное слово в предложении, задавая вопрос или отвечая оппоненту на поставленный вопрос с выделенным словом. В этой игре так же развивается мышление, воображение, словарный запас, грамматические категории.

Игра в парах. Дети определяются, что один игрок задаёт вопрос, второй отвечает, затем меняются действиями. Выбирают картинку с ситуацией и вместе придумывают полное предложение, чтоб в нём присутствовали все члены предложения. Составляют графическую схему этого предложения. Ребёнок, кидает кубик с частями речи и определяет, что это будет за слово из его предложения, на которое нужно сделать акцент. Далее задаёт оппоненту вопрос, выделяя интонацией нужную часть речи. Оппонент отвечает на этот вопрос так же акцентирую нужное слово. Далее меняются ролями опять кидают кубик, выбирая нужное слово и по этой же картинке задают вопрос и отвечают на него.

Вариант 2

-Ситуация такая же как и в первом варианте, но кидая кубик, дети выбирают слово, которое нужно поменять в предложении. Например: в предложении «Жираф сидит на оранжевом кресле и читает журнал» на кубике выпало слово – признак, ребёнок должен поменять признак предмета. В данном случае это цвет кресла. Ребёнок должен поменять цвет, в названии которого тоже будет звук «Р». И, тогда ребёнок задаёт вопрос ««Жираф сидит на красном кресле и читает журнал?». Оппонент должен ответить, но так как нарисовано на картинке и выделить интонацией слово - признак. «Жираф сидит на оранжевом кресле и читает журнал». И так далее можно играть, меняя любое слово. Которое выпадает на стороне кубика.

Развитие интонационно выразительной речи у дошкольников с ТНР требует систематической работы, терпения и творческого подхода. Успешное освоение этих навыков не только улучшает коммуникативные способности ребенка, но и способствует его социальной адаптации и эмоциональному развитию. Так же эти игры помогут детям лучше усвоить лексический материал и закрепить в речи автоматизируемые звуки, ведь известно, что всё, что происходит с эмоциями, закрепляется в памяти лучше и на долго.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Дидактическая игра «Поющая паутина» для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речиДидактическая игра «Поющая паутина» для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи. Цель игры - развитие точных и тонких движений пальцев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры ля развития интонационной выразительности речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Опубликовано: 5 апреля 2025 в 13:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры ля развития интонационной выразительности речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кромм (УИ 149660) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 апреля 2025 среда
День рождения компьютерной мыши
10 апреля 2025 четверг
Каждое 10 число месяца - день безопасности.
Банановый день!
Семейный праздник!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД