Виктория Ермолаева
Проект по экологическому воспитанию с детьми старшей группы «Берегите природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Поэтому, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
Ухудшение экологической обстановки, снижение экологической безопасности населения, выбросы городских предприятий загрязняющих веществ в атмосферу, риск для здоровья населения, уничтожение природных богатств - требуют от населения, дошкольников и их родителей бережливого отношения к природе, экологической грамотности, призванной «изменить самого человека, его понимание ценностей, то есть реализовать одно из условий новой модели развития – экоразвития».
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Проблема: необходимость в формировании экологической культуры у детей, обеспечивающей целостную самореализацию личности ребенка в различных видах деятельности.
Исходя из данной проблемы, был разработан проект «Берегите природу!»
Проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о природе. Предполагалось помочь научить ребёнка любить и беречь нашу землю, воспитать любознательность. Задействовать родителей детей к воспитательно - образовательному процессу.
Реализация проекта «Берегите природу!» позволит поднять работу по экологическому воспитанию и образованию на качественно новый уровень.
Цель проекта. По отношению к дошкольникам: создание условий для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста: развития эмоционально – ценностного отношения к природе; развития осознанного эмоционального – ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области экологии; активной деятельностной позиции по сохранению природы.
Задачи
Обучающие:
- Учить детей соблюдать определённые правила, понимать их и выполнять.
- Формировать потребность к самостоятельному труду.
- Учить ценить окружающий мир.
Развивающие:
- Охранять окружающую природу.
- Развивать умения видеть мир вокруг себя глазами творца – художника.
- Развивать навыки работы с бытовым оборудованием.
Воспитывающие :
- Воспитывать желание самому не сорить и призывать других соблюдать чистоту не только на территории детского сада, но и в городе.
Объект:- экологическое воспитание старших дошкольников.
Предмет данного проекта – работа, проводимая по очистке территории ДОУ и близ лежащей местности совместно с детьми и их родителями.
Гипотеза: экологическое воспитание старших дошкольников будет успешным, если работа, проводимая в этом направлении, будет построена на содружестве с родителями.
Участники проекта : воспитатели, дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Срок осуществления проекта : 1 месяц – март.
Вид проекта :
тематический;
краткосрочный;
Тип проекта по доминирующему методу:
творческий;
познавательный.
Реализация данного проекта происходит при осуществлении целенаправленной систематической экологической работы, включающей:
-теоретическую и практическую подготовку педагогов ДОУ, родителей и детей;
-характер и состояние эколого-валеологической среды в ДОУ, на территории ДОУ, за пределами ДОУ (социум);
-отношение с социумом;
-принципы и нормы, принятые участниками проекта;
-материально-техническая база;
-финансовое обеспечение.
Проектная идея заключается в том, чтобы более конкретно в рамках данного проекта реализовать проблему загрязнения территории ДОУ, близ лежащих дворов, знаменитых уголков города, скверов, парков.
Роль родителей заключается в поддержании интереса у детей к данной проблеме для обеспечения и участия в некоторых мероприятиях проекта.
Практическая значимость проекта заключается в том, что все материалы, собранные при его реализации могут использоваться в практической деятельности как с детьми, так и с их родителями педагогами всех детских садов города и района, так как, осуществляя данный проект, было переработано большое количество методической литературы по образовательной области «Познание» в рамках экологических задач.
Распределение ролей в проекте.
Роль воспитателей : обучают и развивают у дошкольников экологическое миропонимание; воспитывают положительное, нравственное восприятие окружающего мира, привычку здорового образа жизни, любовь к детскому саду, к природе, к Родине.
Роль детей: активно принимают участие в проводимых мероприятиях; совместно с родителями и педагогами готовят атрибуты к труду, к играм, к продуктивной деятельности; занимаются продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, изготавливают разные поделки из природного и бросового материала); участвуют в проведении экологических трудовых акций, мини-проектов; читают стихи, поют песни, танцуют, готовят материал к выставкам, участвуют в конкурсах и т. д.
Роль родителей: оказывают помощь педагогам в осуществлении мероприятий; являются инициаторами совместных мероприятий; совместно с детьми участвуют в продуктивной деятельности.
Результатом осуществления работы является следующее:
Дети старшего возраста должны знать и уметь:
-знают элементарные эколого-валеологические навыки;
-имеют способности к практическому, трудовому экспериментированию;
-проявляют осведомленность в нравственном развитии;
-выбирают соответствующие линии поведения, стремятся к ценностям ЗОЖ;
-развита эмоциональность, инициативность, ответственность и самостоятельность;
-умеют анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставляют их, обобщают, делают элементарные умозаключения;
-имеют представления о природе (красота, значимость, многообразие, изменчивость и пр., взаимосвязи живой и не живой природы;
-имеют представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей;
-имеют положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными;
-имеют первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые);
-испытывают положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
У родителей:
-повысился интерес к совместным делам ДОУ и семьи;
-улучшилось взаимопонимание со своими детьми;
-расширился опыт совместного сотрудничества.
У дошкольного образовательного учреждения:
-Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, к её зеленым насаждениям, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
-Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности
Рабочий план экологического проекта :
«Берегите природу!»
Этапы
Содержание деятельности
Мероприятия
Деятельность детей
Сотрудничество с родителями
Подготови-
тельный
-Беседы с детьми : «Что такое природа?», «Поможем природе», «Как сохранить наше богатство-лес?»
Рисунки «Наше дерево» (худ-й уголь)
Родительское собрание «Воспитание любви к природе»
Акция «Сохраним природу вместе!»
Подготовить рисунки, плакаты, аппликации по теме акции.
Основной
(практи-
ческий)
-Дидактические игры: «Домашние и дикие животные», «Узнай, чей лист», «Собери цветок», «Что можно, а что нельзя делать в лесу?»,
Рассматривание иллюстраций: «Дикие и дом. жив-е», «Деревья» и др.
Помощь в изготовлении атрибутов к играм: «Узнай чей лист», «Что можно, а что нельзя делать в лесу» и др.
Придумывание экологических знаков и правил для города, которые бы отражали чистоту, уют и красоту в городе
Зарисовка экологических знаков совместно с воспитателем
-Экологическая викторина «Здравствуй, матушка природа!»
Музыкальная деятельность:
-разучивание песенок-потешек,
-слушание П. Чайковского «Времена года»,
-игры-попевки на музыкальных инструментах.
Трудовое воспитание : уборка сухих веток на участке, подкормка птиц, уход за растениями группы, посев укропа и лука.
Физическая культура:
Подвижные игры: «Сова», «Что я за зверь?», «Хитрая лиса», физкультминутки.
Чтение художественной литературы: пословиц, поговорок, рассказов
Заключи-
тельный
Презентация проекта на педагогическом консилиуме с приглашением родителей, учителей, представителей администрации города, ОДДУ.
1 этап – подготовительный
(Выявление проблемы)
2 этап – основной
(Организация совместной работы детей, родителей и педагога над проектом)
Работа с детьми
Работа с родителями
изготовление поделок из природного материала.
.
Акция: «Сбережём родную природу» (поделки из природного материала, плакаты, рисунки, аппликации)
Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»
Памятка для родителей «Берегите природу»
Консультация для родителей: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
3 этап – заключительный
(Презентация, выставка поделок)
Социальный эффект и перспективы развития опыта работы.
Проект ориентирован на сотрудничество с семьями воспитанников и направлен на нравственно - трудовое и познавательно - экологическое воспитание дошкольников, на укрепление семьи как социального института.