марина вольдимарова
Проект по экологическому воспитанию «Покормите птиц зимой» (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологическому воспитанию «Покормите птиц зимой» (5-7 лет)
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: педагог, дети и родители старшей группы «Солнышко»
Возраст детей: 5-7 лет
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность: В современных условиях проблема нравственного, трудового и экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир и заботиться о нем. Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана нами не случайно. В ходе беседы выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Покормите птиц зимой». Это позволило расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Проблема: Дети недостаточно хорошо знают зимующих птиц, мало наблюдают в природе, не знают, чем кормить птиц. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. В предметно-пространственной развивающей среде группы недостаточно информации о зимующих птицах.
Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их внешнем виде, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
- Обобщить знания детей о зимующих птицах Забайкальского края.
- Закрепить названия птиц и частей их тела, способы передвижения, чем питаются, где живут.
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц.
- Выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе с нами.
- Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
- Пополнить предметно-развивающую среду в группе по теме проекта.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о зимующих птицах нашего края, а также будет формироваться экологическая культура.
Птицы - это наиболее яркие представители живого мира. Мы радуемся появлению птиц, с интересом наблюдаем за ними, но с приходом зимы птицы часто становятся беспомощными. Чем же привлекают нас птицы? Почему нуждаются в нашей помощи? Как мы можем помочь птицам перезимовать?
Ожидаемые результаты:
- Созданы необходимые условия в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
- У детей развились любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
- Дети совместно с родителями заинтересованы в заботе о птицах, проявляют желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Родители активно участвуют в реализации проекта.
Формы и методы реализации проекта:
- организованная образовательная деятельность;
- игры-ситуации;
- беседы;
- рассматривание иллюстрационных материалов;
- чтение художественной литературы;
- продуктивная деятельность;
- выставка рисунков и поделок;
- просмотр видеофильмов;
- наблюдения в природе;
- заучивание стихов, пословиц, пальчиковой гимнастики;
- самостоятельная деятельность.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
1. Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах.
2. Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.
3. Привлечь родителей к участию данного проекта (корм, кормушки)
4. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, энциклопедии о зимующих птицах.
5. Создать альбомы стихов, загадок и пословиц о птицах; картотеки пальчиковой гимнастики и физкультминуток.
II этап – основной
Познавательное развитие
Рассматривание альбома «Зимующие птицы».
Наблюдение: «Птицы на нашем участке», «Следы птиц», «Наблюдение за воробьем», «Какие птицы прилетают на кормушку?»
Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке на участке детского сада.
Беседы: «Что вы знаете о зимующих птицах?», «Как мы можем помочь птицам зимой?», «Как подкармливать птиц».
Игровые упражнения и дидактические игры: «Какая это птица», «Чья тень?», «Какой птицы не стало», «Найди по контуру», «Чей голос?», «Посчитай», «Угадай по описанию», «Накорми птиц», «Найди и сосчитай», «Летает - не летает», «Узнай по силуэту», мини-игра «Зоркий глаз».
Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?»
ООД «Зимующие птицы».
Социально-коммуникативное развитие
Настольные игры: Лото «Птички», разрезные картинки.
Сюжетно-ролевая игра: «Птичий рынок».
Театрализованные игры: пантомимические упражнения повадки птиц, подражание голосам.
Игры со строительным материалом: «Построим кормушку»
Речевое развитие
Игровые упражнения и дидактические игры: «Покажи и назови»; «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Какие птицы спрятались на картинке», «Доскажи словечко», «Отгадай загадки», «Один-много», «Расскажи-ка!», «Скажи наоборот», «Прилетели птицы», «Не сорока, не ворона».
Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о птицах. Отгадывание загадок, разучивание считалки «Скачет шустрая синица»
Чтение художественных произведений:
- В. Бианки «Синичкин календарь»
- В. Звягиной «Воробей»
- Т. Евдошенко «Берегите птиц»
- Ю. Никонова «Зимние гости»
- О. Воронкова «Птичьи кормушки»
- В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»
- О. Григорьева «Синица»
- А. Яшин «Покормите птиц зимой»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Птичка-невеличка», раскрашивание раскрасок.
Лепка: «Снегири» с использованием капсул от киндер-сюрпризов.
Аппликация: «Снегири на ветке рябины», «Прилетела птица на кормушку».
Ручной труд «Сороки на дереве».
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика «Птичья кормушка», «Птицы к дому подлетели», «Покормите птиц».
Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Птички и кошка», «Стайка», «Птица раз, птица два», «Сова».
Утренняя гимнастика «Прилетели птицы».
Физкультминутка: «Воробей», «Птички прыгают, летают».
III этап - заключительный
1. Организация и участие детей в выставке рисунков «Зимующие птицы».
2. Проведение акции с родителями «Птичья столовая»
3. Выставка кормушек «Птичья столовая».
4. Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.
5. Оформление результата проекта в виде презентации.
Использованная литература:
1. Инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
2. Т. С. Комарова «Занятия по изо деятельности в детском саду»
3. В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; творч. центр «Сфера» 2008г.
4. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»; М. -2011 г.