Елена Серегина
Проект по экологическому воспитанию «Мир насекомых» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает много знаний и впечатлений.
Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано.
Дети 3-4 лет – это большие «почемучки». И, однажды, увидев на участке божью коровку, у них возникло много вопросов: «Кто это? Почему у неё так много ножек?», «А умеет ли она летать?», «А какие насекомые есть ещё?» Реакция же у детей на этого безобидного жучка была разная. Часть детей обрадовались и заинтересовались, другие - напугались.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Мир насекомых“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
Это навело нас на мысль организовать экологический проект «Мир насекомых».
Данный проект позволит расширить кругозор наших «почемучек», обогатить и систематизировать знания по теме «Насекомые».
Наш проект «Мир насекомых» для младших дошкольников направлен на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, их образом жизни.
Цель проекта: формирование представлений о жизни насекомых, их характерных признаках. формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
1. Общеобразовательные: расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.
2. Воспитательные: воспитание у детей бережного и чуткого отношения к природе.
3. Развивающие: развитие речи детей, активизация словарного запаса, умения делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между объектами живой природы, коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости.
Методы и формы работы: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, настольные игры, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, дидактические игры, заучивание стихотворений, пословиц, художественная деятельность.
Тип проекта: творческий, познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: кратко – срочный (1 неделя)
Участники: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.
Проблема проекта:
Вопрос: Нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред?
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап:
- подбор иллюстрированного материала по теме;
- подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме;
- подбор материалов для изготовления поделок своими руками.
II. Основной:
Перспективно-тематическое планирование проекта:
1.НОД «Мир насекомых»
Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых; вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые; развивать зрительную и слуховую память; развивать связную речь; развивать образность речи.
2.ИЗО «Букашки на ромашке»
Цель: передавать образ в рисунке образ божьей коровки используя шаблон : закреплять умения изображать насекомых, используя навыки рисования фломастерами; развивать образное восприятие и воображение, вызвать радость от созданного изображения.
3. Исследовательская деятельность и наблюдение «Насекомые на нем участке»
Цель: расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках; обобщать представления о многообразии насекомых о приспособлении к условиям; уточнять о пользе и вреде насекомых для человека; устанавливать причинно – следственные связи между явлениями; продолжать учить загадывать загадки.
4. Лепка на тему «Разноцветная Бабочка» . (пластилинография)
Цели: оделять маленькие кусочки пластилина от большого, скатывать их круговыми движениями, сплющивать и приделывать на шаблон, развивать мелкую моторику рук, внимание, творческие способности.
5.Лепка «Насекомые-божья коровка на листочке»
Цель: Развивать воображение, творчество при лепке насекомых. Продолжать учить передавать характерные особенности насекомых. Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки.
Воспитывать желание и вырабатывать умение создавать необходимые атрибуты для игр Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.
6. Конструирование (ручной труд) «Гусеница».
Цель: Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; уточнить представление о внешнем виде гусениц.
Продолжать формировать интерес к изображению предметов из бумаги на плоскости. Развивать чувство формы и цвета; совершенствовать технические умения и навыки в работе с бумагой. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми в создании коллективной композиции.
[b]Дидактические игры[/b]
1. «Третий лишний»
2. «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)
- Муравей сидел около….
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
3. «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.
4. «Подбери признак»: бабочка какая? -, муравей какой? -, пчела какая? - …
5.«Насекомые»
Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;
6."Кто, что умеет делать?»
Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.
7. «На полянке»
Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».
Чтение художественной литературы.
1. Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.
2. Чтение и обсуждение произведений: К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится» и. т. д.
3. Чтение и заучивание стихов и четверостиший:
4. Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т. д.
Беседы:
- Беседа «Что дети знают о насекомых?»
Цели: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развить фразовую речь; активизировать словарь по теме.
-Беседа «Бабочки такие разные».
Цели: уточнить знание детей о внешнем виде, месте обитания бабочек; развить речь.
- Беседа: «Берегись насекомых».
Цель: Формировать представление о разнообразных насекомых. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
- Ситуации «Если тебя укусила оса?»
Цель: дать представление детям о первой помощи, после укуса насекомого.
III. заключительный:
1. Изготовление альбома о насекомых;
2. Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка».
3. Индивидуальная помощь родителям в подборе аптечки для оказания первой помощи детям при укусах насекомых.
4. Предложить родителям конкурс рисунков «Насекомые».
5. Создание папки передвижки: Оформление папки-передвижки «Первая помощь при укусах насекомых».
Ожидаемый результат:
• знают и называют насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, стрекоза, кузнечик);
• имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения;
• знают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
• владеют обобщающим понятием «насекомые»;
• бережно относятся к природе, в частности к насекомым;
• дети любознательны, активны, проявляют интерес к объектам природы
• формируются начала экологической культуры.