Наталия Федик
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Удивительный мир насекомых» (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ школа 1506.
Проект по экологическому воспитанию «Удивительный мир насекомых».
Средний дошкольный возраст.
Подготовили воспитатели :
Федик Н. М.
Актуальность проекта : В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. Поэтому взрослым необходимо создать условия, для формирования навыков правильного поведения детей в природе. Чтобы дети не губили насекомых, варварски уничтожая их, необходимо помочь им понять своеобразие каждого насекомого его уникальность и ценность на земле. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию дошкольников „Удивительный мир насекомых“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Постановка проблемы:
Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта : развитие познавательного интереса дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
Образовательные:
- Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
- формирование познавательного интереса к насекомым.
Развивающие:
• развивать устойчивый интерес к окружающему миру; умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
• совершенствовать коммуникативные навыки;
• расширять словарный запас детей.
Воспитательные :
• воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе;
• дать возможность проявить творческую инициативу, эмоциональную восприимчивость.
Объект исследования: насекомые.
Сотрудничество с семьё й:
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
• Придумывание рисунков-загадок о насекомых
Ожидаемый результат по проекту :
• Для детей:
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
• Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов
— Развитие музыкально-творческих способностей.
• Для родителей:
— Посещение с детьми Зоологического музея.
— Совместное чтение художественной литературы о насекомых
— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.
Вид проекта : позновательно - исследовательский.
Продолжительность проекта : Краткосрочный (1 месяц).
Участники проекта : Дети средней группы, воспитатели, родители.
Этапы работы над проектом :
1 этап:
Организационный • Определение темы проекта.
• Формулировка цели. Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта
• Составление плана основного этапа проекта. Подбор материала. Опрос детей.
• Подбор дидактического и методического оснащения проекта
• Принятие решения: осуществление проекта «Удивительный мир насекомых»
2 этап:
Практический Чтение художественной литературы:
Загадки о насекомых.
Стихотворения.
Рассматривание:
- плакатов с изображением насекомых
- книжных иллюстраций
- игрушек
НОД:
- Природа «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?»
- Конструирование из природного материала «Удивительные букашки».
- Аппликация «Бабочки».
- Лепка «Мир насекомых».
- Рисование: «Божья коровка».
• Беседа – рассуждение: «Что произойдет с природой, если исчезнут насекомые?».
Беседы: «В чем польза насекомых?», «От чего зависит окраска насекомых?».
Сюжетно-ролевая игра: «На даче».
Словесные игры: «Добавь словечко», «Закончи предложение».
Дидактические игры:
- «Собери насекомое».
- «Назови ласково».
- «Четвертый лишний»
Подвижные игры:
- «Медведь и пчелы», «Поймай комара», «Птицы и бабочки».
3 этап:
Заключительный В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, анализируются результаты
- отчет о реализации проекта
- сбор полученного материала по проекту, монтаж
Реализация проекта :
Раздел программы Формы и методы работы
Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «На даче»
Дидактические игры:
- «Собери насекомое».
- «Назови ласково».
- «Четвертый лишний»
Познавательное развитие НОД:
- Природа «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?».
Беседы: «В чем польза насекомых?», «От чего зависит окраска насекомых?».
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»
Л. Модзалевский «Мотылек»
А. Тюняев «Цветочная полянка»
Серия книг «Кто там»
Рассматривание:
- плакатов с изображением насекомых
- книжных иллюстраций
- игрушек
Беседа – рассуждение «Что произойдет с природой, если исчезнут насекомые?».
Заучивание стихов.
Словесные игры «Добавь словечко», «Закончи предложение».
Загадки о насекомых
Продуктивная деятельность НОД:
- Конструирование из природного материала «Удивительные букашки».
- Аппликация «Бабочки».
- Лепка «Мир насекомых».
- Рисование: «Божья коровка».
Физическое развитие Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Поймай комара», «Птицы и бабочки»
Работа с родителями Беседа-консультация «Приобщаем детей к миру природы», «Учимся наблюдать с детьми», «Первая помощь при укусах насекомых».
Формы и методы работы
Развивающая среда Подбор художественной литературы
Дид. игры
Самостоятельная деятельность детей Рассматривание иллюстраций
Рассматривание книг.
Рисование, лепка, аппликация.
Совместная деятельность педагогов и детей Беседы.
Чтение художественной литературы, сказок
Совместная свободная деятельность детей и родителей. Чтение художественной литературы
Пополнение книжного уголка
Продукты проектной деятельности
1. Выставка детских работ:
Аппликация «Бабочка».
Лепка «Мир насекомых».
Рисование «Божья коровка».
Конструирование из природного материала «Удивительные букашки».
2. Оформление книжной выставки.
3. Презентация проекта.
Необходимые условия реализации проекта :
1. Интерес детей и родителей.
2. Наличие необходимой литературы.
3. Методические разработки.
4. Обязательное активное участие родителей
Анализ эффективности работы над проектом :
В ходе проекта у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности.
Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе, появилось желание получить больше информации о насекомых.
У детей сформировался интерес к особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия насекомых то к концу – более 10.
Дети познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и детских поделках.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
• дети готовы охранять и защищать насекомых;
• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
В заключение работы над экологическим проектом : «Путешествие в мир насекомых» следует сделать вывод:
• для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразные формы и методы работы: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественно-эстетическую.
• работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности: игры, наблюдения, рассматривание и обсуждение, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность, развлечения и др.
ВЫВОД: экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Дети накапливают нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт их деятельности гуманный характер.
Литература.
1. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой» Мозаика-Синтез М. 2017г.
2. ДыбинаО. В. «Неизведанное рядом» Творческий центр М. 2010г.
3. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду» Мозаика- Синтез», М. 2016г.
4. Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр» Мозаика-Синтез, М. 2016г.
5. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Мозаика-Синтез 2016г.
6. Колдина Д. Н. «Лепка, Аппликация» Мозаика-Синтез», М. 2015г.
7. Интернет- ресурсы: