Евгения Полунина
Проект по экологии в старшей группе «Мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта :
1. Полное название проекта :
«Мир растений»
2. Автор проекта :
воспитатель Полунина Е. В.
3. Участники проекта :
воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
4. Вид, тип проекта :
групповой, долгосрочный, информационно-творческий.
5. Актуальность темы:
Публикация «Проект по экологии в старшей группе „Мир растений“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами, дошкольными работниками. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о травах, цветах, лекарственных растениях, кустарниках, деревьях родного края.
Дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием. Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Необходимо расширять знания и представления о природном мире, воспитывать осознанно – бережное отношение к объектам природы. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира.
6. Проблема:
У детей потребительское отношение к природе: дети ломают ветки деревьев и кустарников для игр с ними. Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу? Применение знаний в практической деятельности, в проблемных ситуациях и включение детей в активную творческую деятельность, поможет развить у них бережное отношение к природе.
7. Цель проекта :
• Развивать познавательный интерес детей, расширять представления о разнообразии растительного мира, знакомить со свойствами растений.
• Изучать влияние деятельности человека на жизнь растений.
• Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
• Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).
8. Задачи проекта :
• Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии растений, углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений.
• способствовать формированию представлений детей о травах, лекарственных травах, цветах, деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель.
• Дать представление о том, что растениям для роста необходимы свет, тепло, влага и почва.
• Формировать представление о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.
• Вызвать интерес к наблюдению за процессом роста растений, учить ухаживать за растениями, Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.
• Обогащать словарный запас детей и их знания о растениях. Формировать осознанно – правильное, бережное отношение к природе родного края.
9. Продолжительность проекта : долгосрочный – 3 месяца (январь, февраль, март).
10. Формы реализации проекта :
* ООД;
*беседы;
*наблюдения;
*оснащение предметно-пространственной среды
*настольно-печатные игры;
*чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций;
* работа с родителями;
*экологическая акция.
План реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
• Определение направленности проекта, целей и задач.
• Дополнение уголка природы в группе.
• Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта.
• Оформление картотеки лекарственных растений.
• Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
• Определение направления работы с родителями: оформление родителями альбомов на выбранную экологическую тему.
2. Основной этап:
Месяц Направление
деятельности. Содержание
деятельности.
Январь Беседы, рассказы • «Мир растений».
• «Растения – легкие земли».
• «Красота зимней природы».
• «Волшебница-зима».
• «Как живут растения зимой».
• «День работников леса. (Лесник)».
• Экологические знаки.
Опытно – экспериментальная деятельность
Опыты:
• «Нужно ли растениям тепло?»
• «На свету и в темноте»
• «Нужен ли корешкам воздух?»
Наблюдения
• «Растения зимой».
• «Береза зимой».
• «Как зимуют цветы?».
• «Растения и кустарники на нашем участке».
Познавательная деятельность • НОД «Зимние явления в природе» : «Как живут растения зимой»
• НОД «Деревья и кустарники».
• Правила поведения в природе.
Художественное творчество Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова.
- Рисование:
«Деревья на нашем участке»,
«Большие и маленькие ели»,
«Белая береза под моим окном»,
«Красивое развесистое дерево зимой»
Работа с родителями • Введение в тему проекта : рекомендации родителям по ознакомлению детей с растениями;
• Предложить родителям темы для изготовления альбомов о растениях :
«Деревья лиственные и хвойные», «Травы, цветы, ягоды», «Лекарственные растения», «Растения из Красной книги», «Ядовитые растения» и др.
• Рекомендации родителям посетить с детьми парки, скверы, рассказать о растениях ребенку. /Совместное наблюдение за сезонными изменениями в природе/.
Игровая деятельность Подвижные игры, народные игры:
«Растения леса, сада, огорода»,«Цветы», «К дереву беги!», «Садовник» (народная игра, «Редя» (народная игра,
Дидактические игры:
«Жизнь в семенах», «Собери растение»,«Чудо цветок», «Кому нужна вода, а кому полянка», «Лекарство», «Кто быстрее», «Побери семечко к дереву», “Сравни”. “Что лишнее”.“Назови плод”. “Определи цветок по листочку”.“Найди свой цветок”, «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу».
Сюжетно – ролевые игры:
«Садовники»,
«Помощники в лесу»,
Чтение художественной литературы
• С. Есенина «Белая берёза»,
• А. Лопатина, «Жизнь дерева»
• Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет».
• А. А. Плешаков «Зеленые страницы».
• Г. Охапкина «История одного растения. Камелия».
• Прокофьева С. Л. «Про Машку и Ойку». «Маленький дубок».
Февраль Беседы, рассказы • «Зеленая аптека».
• «Что мы знаем о комнатных растениях».
• «Как растет растение».
• «Где любят жить растения».
Опытно – экспериментальная деятельность
• «Что нужно для питания растения?»
• «Как влияет солнце на растение»
• «Потребность растений в воде»
Наблюдения
• «Деревья и кустарники».
• «Ель».
• «Сосна».
• «Береза».
• «Комнатные растения нашей группы».
Познавательная деятельность • НОД «Мир комнатных растений».
• НОД «Деревья и кустарники».
• НОД «Леса и луга нашей Родины».
Художественное творчество Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова.
- Рисование: «Деревья в инее», «Зимний лес», «Нарисуй экологический знак».
- Аппликация «Елочки большие и маленькие»
Работа с родителями • «Ядовитые растения нашего края». /Памятки для родителей/
• «Зимняя сказка». /Конкурс творческих семейных работ/.
• Консультации для родителей:
«Природа в жизни дошкольника»,
«В гости к природе!»
Игровая деятельность Подвижные игры, народные игры:
«Растения леса, сада, огорода», «Цветы», «К дереву беги!», «Садовник» (народная игра, «Редя» (народная игра, :«С какого дерева листок».
Дидактические игры:
«Лекарство», «Кто быстрее», «Найди по описанию», «Горячо – холодно», «Что где растет?», «Скорая помощь», «Что сначала, что потом?». «Когда это бывает?»,«Найди листок, какой покажу», «Кто быстрее найдет дуб, берёзу, ель?».
Сюжетно – ролевые игры:
«Садовники», «Помощники в лесу», «Продавец цветов», «Флористы».
Чтение художественной литературы
• Т. А. Шорыгина «Маленькие путешественницы».
• К. Ушинский- «Спор деревьев».
• А. Лопатина “Сказки матушки Земли”
• Загадки, половицы и поговорки о растениях.
Март Беседы, рассказы • «Первые признаки весны».
• «Первые цветы».
• «Одуванчик - чудо-солнышко».
• «Что растет в цветнике».
• Беседа – рассуждение
«Знаете ли вы что?».
Опытно – экспериментальная деятельность
• Посев семян растений «Огород на окне».
• Наблюдение за прорастанием и ростом растений.
• Наблюдение за появлением листьев на срезанных ветках сирени, смородины, ивы.
Наблюдения
• «Крапива».
• «Мать – и – мачеха».
• «Подорожник».
• «Осина».
• «Тополь».
• «Первоцветы».
• «Проклюнувшиеся почками березы»
• «Растения весной».
• «Тюльпаны».
• «Какие они, цветущие растения?»
Познавательная деятельность • НОД «Деревья».
• НОД «Цветы для мамы».
• НОД «Зеленый наряд земли».
Художественное творчество Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова.
- Рисование: «Деревья смотрят в воду»,
«Цветут сады», «Деревья весной», «Весенние цветы»
- Аппликация (с использованием нетрадиционного материала) : «Весенний букет», «Подснежники», «Цветы России», «Цветущее дерево»,
- Конструирование из бумаги в технике торцевания «Гиацинт»
Работа с родителями Оформление изменений в экологическом уголке совместно с родителями и детьми.
Изготовление родителями вместе с детьми альбомов о растениях по выбранным темам.
Приобретение родителями саженца рябины для посадки на участке.
Игровая деятельность Подвижные игры, народные игры:
«Растения леса, сада, огорода», «Цветы», «К дереву беги!», «Садовник» (народная игра, «Редя» (народная игра,
Дидактические игры:
«Юные художники», «Следопыты», «С чем нельзя в лес ходить?», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод». «Найди пару», «Найди дерево по описанию», «Найди самые красивые листья», «Найди самый большой лист», «С какой ветки детки»,
Сюжетно – ролевые игры:
«Садовники», «Помощники в лесу», «Продавец цветов», «Флористы».
Чтение художественной литературы
• Н. Усова «Фиалка», «Ландыш».
• Н. Бычков «Ромашка», «Маки», «Одуванчик», «Репейник», «Подснежник», «Ландыши».
• Л. Герасимова «Василек», «Цветок», «Крапива», «Тюльпаны».
• Загадки, половицы и поговорки о растениях.
3. Заключительный этап:
Выставка детских работ по проекту;
Оформление экологического уголка «Волшебный мир растений»
Изготовление гербария «Растения нашего участка».
Экологическая акция «Посади дерево».
Ожидаемые результаты:
• Дети приобретут знания о травах, лекарственных травах, цветах, деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека. Научатся узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их. Закрепят знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы : свет, влага, тепло.
• У детей возникнет желание бережно относиться к растительному миру природы.
Результаты работы над проектом и выводы :
• Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе растений. В процессе данной работы у детей сформировались элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязях в природе, их зависимости от времени года.
• Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно определили основные принципы экологии :
Всем людям необходимо бережно относиться к растениям.
Знать название и строение растения (корень, стебель, листья, плоды, цветы) .
Любить свой край, любить природу, охранять ее, бережно относиться к растениям.
• Как показали результаты проведенного проекта, поставленные задачи мы выполнили.
Список используемой литературы:
1. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2006г.
2. Баймашова В. А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. – М. : «Издательство Скрипторий», 2008.
3. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работу с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика – синтез, 2013.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2014.
5. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2006.