Наталья Тепляшина
Проект в средней группе по взаимодействию с родителями «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Вид: Творческий, практико-ориентированный, долгосрочный.
Участники проекта : Воспитатель, дети 4-5 лет, родители (законные представители).
Цель: Создание условий для сплочения родительского коллектива и формирования партнерских отношений между участниками образовательного процесса.
Задачи:
1. Установить доверительные отношения, найти индивидуальный подход к семьям воспитанников;
Публикация «Проект в средней группе по взаимодействию с родителями „Мы вместе“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- Темочки
2. Вовлекать родителей в образовательное пространство посредством ненавязчивых нетрадиционных и современных форм работы, заинтересовать новыми подходами к совместной деятельности;
3. Развивать межличностные отношения между родителями и педагогом ДОУ;
4. Спланировать систематическую работу по совместной продуктивной деятельности родителей и воспитанников ДОУ.
5. Повышать и содействовать общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
6. Оказывать практическую и теоретическую помощь родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
1. Сформировано доверительное отношение с семьями воспитанников;
2. Родители активны, с желанием и интересом готовы участвовать в совместном образовательном процессе;
3. На новый уровень выведен стиль демократичного общения с родителями.
Пояснительная записка.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семь и дошкольного учреждения.
Анализ состояния взаимодействия семьи и дошкольного учреждения показал, что существует проблема объединения усилий обеих сторон. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение к активному участию в педагогическом процессе детского сада, но чаще всего работа с родителями ведется только по одному из направлений, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Любому педагогу невооруженным глазом видно, что современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие. Задача педагогов – помочь родителям в складывающихся условиях обеспечить ребенку достойное воспитание. А успех этой задачи будет зависеть только от взаимного сотрудничества.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к воспитательно-образовательному процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни дошкольного учреждения;
- посещение родителями дней открытых дверей в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Формы взаимодействия с семьей (по Т. В. Кротовой)
1. Информационно-аналитические
цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Формы проведения: Проведение социологических срезов, опросов, анкетирование.
2. Познавательные
цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Форма проведения:Семинары-практикумы; тренинги; проведение собраний; консультаций в нетрадиционной форме; мини-собрания; педагогическая библиотека для родителей; ролевые; имитационные и деловые игры.
3. Досуговые.
Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
Форма проведения: Совместные досуги, праздники; выставки работ родителей и детей;
семинары, практикумы.
4. Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские.
Цель:Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Форма проведения:Информационные проспекты для родителей; дни открытых дверей;
открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.
Направления работы с родителями.
Принципы работы с родителями :
Целенаправленность, систематичность, плановость;
дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; возрастной характер работы с родителями;
доброжелательность, открытость.
Методы изучения семьи: анкетирование; наблюдение за ребенком; обследование семьи с помощью проективных методик; беседа с ребенком; беседа с родителями
Формы работы с родителями :
общие, групповые, индивидуальные; консультации, беседы, семинары, тренинги, конференции; совместное проведение занятий, досугов, выставок; участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка; дни открытых дверей; телефон доверия.
Используемые технологии:
1. Технология фассилитации (Майер А. А.) – групповая работа для выработки решений повышенной сложности/важности.
2. Технология включения родителей в планирование образовательного процесса (Солодянкина О. В.)
3. Технология коллективного способа обучения (Дьяченко В. К.) – организация умений родителей слушать собеседников, цивилизованно обсуждать планирование совместной деятельности, аргументированно объяснять свою позицию.
4. Технология гуманного коллективного воспитания (Сухомлинский В. А.)
5. Технология организации и проведения группового воспитательного дела (Щуркова Н. Е.)
6. Информационно-коммуникационные технологии.
7. Проектная технология.
8. Здоровье сберегающие технологии.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (август) :
- Изучение нормативно – правовой базы и психолого – педагогической литературы по работе с семьями воспитанников.
- Определение цели и задач проекта.
- Проведение диагностических исследований по теме проекта (социальный статус, учет различий в возрасте родителей, их личностные особенности и взгляды на воспитание детей, характер семейных отношений, готовность к совместной деятельности).
- Подбор методической литературы.
- Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.
- Разработка системы работы на учебный год (мероприятия, подготовка, оборудование для осуществления).
- Планирование совместной работы с детьми.
2 этап – основной (сентябрь – апрель) :
- Проведение с детьми познавательных занятий и бесед по теме проекта;
- Организация работы с родителями : акции, экскурсии, совместная образовательная деятельность.
3 этап – заключительный (май) :
- Выступление с результатами работы на итоговом родительском собрании, благодарность активным участникам всего процесса;
- Представление опыта работы по работе с родителями на городском педагогическом совете.
Результаты работы по проекту :
- Родители стали проявлять больше интереса к работе детского сада;
- Стали уделять больше времени для совместной работы со своими детьми;
- Совместная деятельность переросла в доверительные отношения;
- В ходе родительских собраний и круглых столов стали возникать диспуты по их инициативе;
- Увеличилось количество личных обращений родителей по поводу эффективных воспитательных моментов ребенка.
Все это говорит о проявлении предпосылок к родительской компетенции и повышение моего статуса как педагога. В дальнейшем планируется продолжать тесное сотрудничество с родителями воспитанников с учетом индивидуальных потребностей семей и включении новых форм работы.
Продукты деятельности:
1. Изготовление лэпбуков «Осень», «Зима. Зимние явления»;
2. Изготовление в совместной деятельности «Подарка для бабушки»;
3. Грамоты детей и родителей, отражающие работу по проекту.
Литература:
1. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2001г.
3. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88 - 94.
4. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова // Управление ДОУ. - 2006.- №4. - С. 66 - 70
5. Аралова М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5
6. Антонова Т. Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6
7. Богославец Л. Г., Давыдова О. И., Майер А. А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5
8. Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия [Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. - 2007. - № 2. - С. 5-6
9. Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. - 111с.
10. Давыдова О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями [Текст] / О. И. Давыдова. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. - 128с.
11. Евдокимова Н. В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. - М. : Мозаика - Синтез, 2007. - 144с.
12. Елисеева Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. - Мн. : Лексис, 2007. - 68с.