Ольга Качалка
О влиянии экологического образования на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к природе впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства», - так писал русский писатель и журналист Иван Сергеевич Соколов-Микитов.
И действительно, мир природы удивителен и прекрасен, природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасаемого желания познавать.
На современном этапе правительство Российской Федерации обращает большое внимание на экологизацию общества : 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды; 2017 год – Год экологии и особо охраняемых природных территорий.
Публикация «О влиянии экологического образования на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Экологическое образование в детском саду – это важное направление воспитательно-образовательного процесса. Оно даёт большие возможности для развития не только познавательной, коммуникативной деятельности дошкольника, но и оказывает огромное влияние на духовно-нравственное развитие детей.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) определены базовые национальные ценности, которые в свою очередь раскрываются в системе нравственных ценностей, среди которых патриотизм, гражданственность, труд и творчество, и, конечно же, природа и человечество. Природа раскрывается как эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
В процессе экологического образования осуществляется комплексный подход к решению программных задач.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пять образовательных областей, в каждой из которых раскрывается экологическое содержание :
- образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» : формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- образовательная область «Познавательное развитие» : формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы;
- образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» : развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
- в содержании образовательной области «Речевое развитие» можно выделить знакомство с детской литературой (экологической тематики, например, экологические сказки);
- в содержании образовательной области «Физическое развитие» наиболее близко к экологии становление ценностей здорового образа жизни.
Таким образом, в дошкольном возрасте уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей.
Экологическое воспитание дошкольников также следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ведь в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
В нашем детском саду сложилась система экологического образования детей. Работа по экологии ведётся по трё м направлениям:
- работа с детьми;
- работа с родителями (законными представителями);
- работа с педагогами.
Каждое из направлений включает в себя следующие формы, я расскажу о наиболее интересных и новых:
- во-первых, это информационно-аналитическая деятельность: анкетирование родителей, буклеты для родителей, опросники среди педагогов, оформление информационных стендов для родителей, педагогов, создание страницы на официальном Интернет-сайте детского сада.
- во-вторых, это организация развивающей предметно-пространственной среды. В каждой группе созданы центры природы, наполнение центров зависит от возрастных особенностей детей, преимущественно это комнатные растения, инвентарь по уходу за комнатными растениями (лейки, грабли, пульверизатор и др.) календарь природы, лупы, коллекция природных материалов (камни, семена, сухие листья и др., которые могут быть использованы в изобразительной деятельности; также в группах имеются настольно-печатные дидактические игры, муляжи фруктов, макеты «Ферма», «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные жарких стран» и др.
- культурно-массовая и культурно-досуговая деятельность: традиционно у нас проводится «Праздник осени», «Весна» (в которых родители принимают активное участие, экологическая викторина «Знатоки природы» между командами подготовительных к школе групп;
- «музейные встречи» - новая для нашего детского сада форма образовательной деятельности с детьми. Прежде всего, музейные встречи проводятся в рамках художественно-эстетического развития, музейной педагогики, но некоторые темы музейных встреч носят непосредственно экологический характер, например, «Дары осени», «Осенняя пора», «Цвета года. Краски зимы» и др.
- конкурсы, выставки: традиционно проходит смотр-конкурс «Огород на окне», в ходе конкурса воспитатели взаимодействуют с родителями (законными представителями, организуется посильная трудовая деятельность дошкольников, воспитатели проявляют своё творчество, фантазию. Конкурс чтецов «Зимы хрустальной кружева…», «Осенний калейдоскоп», «Весенняя капель», в них также принимают участие родители в качестве жюри. Очень популярен конкурс семейного творчества «Осеннее вдохновение» - конкурс поделок из природного материала.
- мини-библиотеки – в рамках взаимодействия с родителями и во исполнение плана мероприятий по реализации Программы развития Южного управления министерства образования и науки Самарской области в каждой группе организованы мини-библиотеки; сейчас они наполнены художественной литературой экологической тематики;
- проектная деятельность – занимает особое место в экологическом воспитании дошкольников, взаимодействуя с родителями, педагоги реализуют поставленные цели и задачи в доступной для детей форме. Наиболее значимые проекты, которые проходили в нашем детском саду – это «Хлеб – всему голова», «Ёлочка, ёлочка – колкая иголочка» и др.
- экологические акции – традиционно проходит акция «Альтернативная ёлка», сейчас проходит акция «Весёлый скворечник».
- ну и конечно, методические мероприятия для педагогов: семинары-практикумы, педагогические советы, конкурсы на лучшее пособие и др.
И это часть всей работы, проводимой в нашем детском саду «Колосок». Впереди ещё целый год реализации мероприятий согласно плану работы в рамках года экологии, поэтому нам ещё предстоит развиваться и делиться опытом с коллегами.