Получи документы

О влиянии экологического образования на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста

Ольга Качалка
О влиянии экологического образования на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Любовь к природе впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства», - так писал русский писатель и журналист Иван Сергеевич Соколов-Микитов.

И действительно, мир природы удивителен и прекрасен, природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасаемого желания познавать.

На современном этапе правительство Российской Федерации обращает большое внимание на экологизацию общества : 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды; 2017 год – Год экологии и особо охраняемых природных территорий.

Публикация «О влиянии экологического образования на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Экологическое образование в детском саду – это важное направление воспитательно-образовательного процесса. Оно даёт большие возможности для развития не только познавательной, коммуникативной деятельности дошкольника, но и оказывает огромное влияние на духовно-нравственное развитие детей.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) определены базовые национальные ценности, которые в свою очередь раскрываются в системе нравственных ценностей, среди которых патриотизм, гражданственность, труд и творчество, и, конечно же, природа и человечество. Природа раскрывается как эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

В процессе экологического образования осуществляется комплексный подход к решению программных задач.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пять образовательных областей, в каждой из которых раскрывается экологическое содержание :

- образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» : формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

- образовательная область «Познавательное развитие» : формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы;

- образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» : развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;

- в содержании образовательной области «Речевое развитие» можно выделить знакомство с детской литературой (экологической тематики, например, экологические сказки);

- в содержании образовательной области «Физическое развитие» наиболее близко к экологии становление ценностей здорового образа жизни.

Таким образом, в дошкольном возрасте уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей.

Экологическое воспитание дошкольников также следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ведь в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

В нашем детском саду сложилась система экологического образования детей. Работа по экологии ведётся по трё м направлениям:

- работа с детьми;

- работа с родителями (законными представителями);

- работа с педагогами.

Каждое из направлений включает в себя следующие формы, я расскажу о наиболее интересных и новых:

- во-первых, это информационно-аналитическая деятельность: анкетирование родителей, буклеты для родителей, опросники среди педагогов, оформление информационных стендов для родителей, педагогов, создание страницы на официальном Интернет-сайте детского сада.

- во-вторых, это организация развивающей предметно-пространственной среды. В каждой группе созданы центры природы, наполнение центров зависит от возрастных особенностей детей, преимущественно это комнатные растения, инвентарь по уходу за комнатными растениями (лейки, грабли, пульверизатор и др.) календарь природы, лупы, коллекция природных материалов (камни, семена, сухие листья и др., которые могут быть использованы в изобразительной деятельности; также в группах имеются настольно-печатные дидактические игры, муляжи фруктов, макеты «Ферма», «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные жарких стран» и др.

- культурно-массовая и культурно-досуговая деятельность: традиционно у нас проводится «Праздник осени», «Весна» (в которых родители принимают активное участие, экологическая викторина «Знатоки природы» между командами подготовительных к школе групп;

- «музейные встречи» - новая для нашего детского сада форма образовательной деятельности с детьми. Прежде всего, музейные встречи проводятся в рамках художественно-эстетического развития, музейной педагогики, но некоторые темы музейных встреч носят непосредственно экологический характер, например, «Дары осени», «Осенняя пора», «Цвета года. Краски зимы» и др.

- конкурсы, выставки: традиционно проходит смотр-конкурс «Огород на окне», в ходе конкурса воспитатели взаимодействуют с родителями (законными представителями, организуется посильная трудовая деятельность дошкольников, воспитатели проявляют своё творчество, фантазию. Конкурс чтецов «Зимы хрустальной кружева…», «Осенний калейдоскоп», «Весенняя капель», в них также принимают участие родители в качестве жюри. Очень популярен конкурс семейного творчества «Осеннее вдохновение» - конкурс поделок из природного материала.

- мини-библиотеки – в рамках взаимодействия с родителями и во исполнение плана мероприятий по реализации Программы развития Южного управления министерства образования и науки Самарской области в каждой группе организованы мини-библиотеки; сейчас они наполнены художественной литературой экологической тематики;

- проектная деятельность – занимает особое место в экологическом воспитании дошкольников, взаимодействуя с родителями, педагоги реализуют поставленные цели и задачи в доступной для детей форме. Наиболее значимые проекты, которые проходили в нашем детском саду – это «Хлеб – всему голова», «Ёлочка, ёлочка – колкая иголочка» и др.

- экологические акции – традиционно проходит акция «Альтернативная ёлка», сейчас проходит акция «Весёлый скворечник».

- ну и конечно, методические мероприятия для педагогов: семинары-практикумы, педагогические советы, конкурсы на лучшее пособие и др.

И это часть всей работы, проводимой в нашем детском саду «Колосок». Впереди ещё целый год реализации мероприятий согласно плану работы в рамках года экологии, поэтому нам ещё предстоит развиваться и делиться опытом с коллегами.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования «Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования» Аннотация. Челно-Вершинский район является многонациональным.

Духовно-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Как.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС до Проблема воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста всегда остаётся актуальной. На современном этапе она стоит,.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста (Л. Н. Толстой «Новая азбука») МБДОУ №74 «Семицветик» г. Смоленск Воспитатели П. В. Лупачева, Е. В. Володченкова Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания детей.

Консультация для педагогов «Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно.

Перспективный план «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Перспективный план «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Цель: Формирование основ духовно – нравственных,.

Сценарий семинара «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха Сценарий.

Требования к содержанию и уровню экологического образования детей дошкольного возраста Требования к содержанию и уровню экологического образования детей дошкольного возраста определены Образовательной программой МДОУ, разработанной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О влиянии экологического образования на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 14:49
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О влиянии экологического образования на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Качалка в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД