Ирина Леонова
Проект по теме «Сказки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Муниципальный детский сад «Сказка».
Проект по теме «Сказки» в старшей группе
[/b]
«Капельки № 6»
Выполнили воспитатели:
Леонова Ирина Владимировна
Тимонина Марина Сергеевна
г. Жуков 2018 год
Публикация «Проект по теме „Сказки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Проект по сказкам в старшей группе.
Актуальность проекта:
Работая с детьми, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. Представленный нами проект "Путешествие по сказкам" основан на интеграции следующих видов деятельности: познавательно-исследовательской, ИЗО-деятельности, коммуникативной деятельности, чтение художественной литературы и др.
Почему именно сказка? Сказочные темы наиболее интересны и доступны пониманию ребенка. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, помогает расширить нравственные представления о проявлении добра и зла, развивает творческое и познавательное мышление дошкольника. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой. Сказки способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей. Чаще всего при использовании сказочных сюжетов в работе с детьми используют театрализованную деятельность, драматизацию, обыгрывание и сочинение сказочных сюжетов.
Цели: развивать речь, обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.
Задачи:
• Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).
• Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
• Закрепить и расширить знания детей о сказках;
• Развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
• Способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
• Продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
• формировать книжный уголок: новинками литературы, портретами писателей и художников – иллюстраторов, аудио и видеозаписями, тематическими альбомами, речевым материалом.
• Создавать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, способствующей освоению ребёнком миром сказок, приключений;
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Образовательная область: знакомство с художественной литературой, развитие речи, театральная, художественное творчество.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность: 3 месяца (сентябрь - ноябрь)
Ожидаемый результат:
Пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
Разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях, настольные игры)
Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.
Этапы работы:
1 этап - подготовительный
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2 этап – основной
Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.
3 этап – поиск информации
Поиск литературы, сказок.
4 этап – продукт
Два открытых занятия по темам сказки
5 этап - итоговый
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Работа с детьми
Цикл тематических занятий:
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам» по сказке «Волк и семеро козлят».
Конспект занятия по математике с использованием ИКТ «Путешествие в сказку» по сказке «Теремок»
Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Конспект НОД рисование с применением обрывной аппликации "По щучьему велению"
Конспект НОД лепка сказочных персонажей из русской народной сказки "Колобок": заяц, волк, медведь, лиса, колобок.
Конспект НОД по аппликации «Медведь»
Беседа «По страницам сказок»
Конструирование «Теремок»
Чтение сказок: Пушкин А. Сказки: Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке. Андерсен Г. X. Стойкий оловянный солдатик. Новый наряд короля. Дюймовочка. Братья Гримм. Горшочек каши. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов. В. Катаев «Цветик-семицветик, Корней Чуковский Мойдодыр, Бармалей, Телефон, Айболит, Федорино горе. Русские народные сказки: Теремок, По щучему велению, Каша из топора.
Загадывание загадок о сказочных героях.
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам
Встреча в видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме)
Театрализация сказки «Три медведя»
Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Бременские музыканты», «Гадкий утенок».
Включение дидактических игр в режимные моменты:
«Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя», кубики «собери картинку» по сказкам, «пазлы», «лото».
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки; рисование сказочных героев; предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме.
Работа с родителями
Оформление папки – передвижки «Воспитание сказкой»
Разработать памятку для родителей «Книга в жизни ребенка». Рассказать о роли книги в жизни детей.
Взаимодействие детей и родителей: «Рисунки по сказкам К. Чуковского»
Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье»
Консультация для родителей «Воспитание сказкой»
Выставка детских работ.
Программно методическое обеспечение
Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)
Разработка конспектов тематических и интегрированных занятий по теме «Сказка».
Подбор иллюстративного материала художников к сказкам
Создание организационно – педагогических условий
Оформление «Уголка книги»
Изготовление декораций к сказкам, масок сказочных героев, атрибутов.
[b
]Консультация для родителей
[/b]
«Воспитание сказкой»
«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А. С. Пушкин.
Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.
В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?
Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.
Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.
Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.
Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.
Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.
Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и представив казочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.
Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.
Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно вашему ребёнку.