Татьяна Колодезная
План-проект образовательной деятельности в старшей группе по теме «Зима. Природа. Погода»
▼ Скачать + Заказать документы
План - проект образовательной деятельности в старшей группе
Месяц: декабрь
Старшая группа
Воспитатель Колодезная Т. А. МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8
п. Дубовое, Белгородского района, Белгородской области»
Тема «Зима. Природа. Погода»
Срок реализации: 1 -2 недели (04.12 - 15.12)
Публикация «План-проект образовательной деятельности в старшей группе по теме „Зима, Природа, Погода“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Планирование на зимний период
- Планирование. Планы работ
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Продолжать знакомство детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и снегом. Расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопад, о безопасном поведении зимой.
Продолжать ознакомление с изменениями в жизни животных и птиц с приходом зимы. Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание различных видов корма для птиц, кормушек.
Задачи:
Игровая деятельность.
Совершенствовать умение детей играть в подвижные игры; закреплять умения бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать в игре соответственно тексту; развивать быстроту бега и координацию движений; воспитывать привычку играть сообща;
закрепить знания о зимнем периоде, о поведениях птиц и животных в холодный период, умение разгадывать загадки; развивать внимательность, логическое мышление; закрепить навыки детей выполнять правила игры и действовать по сигналу; воспитывать уверенность в своих силах.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Продолжать знакомить детей с явлениями природы зимой; обобщать и систематизировать знания о птицах, животных, об особенностях их поведения в зимний период; обобщать и расширять знания об особенностях зимней природы. Воспитывать заботу и доброе отношение к животным и птицам, стремление помочь им в трудное время. Развивать чувства прекрасного к природе. Закрепить знания правил поведения при неблагоприятных погодных условиях. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в зимнее время года
Образовательная область «Речевое развитие».
Формировать связную речь, умение строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения, использовать выразительные средства при описании зимы; совершенствовать интерес к художественным произведениям разных жанров (стихи, загадки, сказка, воспитывать эмоциональную отзывчивость на образный яркий язык народной поэзии.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в поселке. Учить детей располагать изображения на широкой полосе. Научить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение. Развивать эстетические чувства, образные представления. Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами. Научит точно передавать форму и пропорциональное соотношение его частей. Продолжать освоение рационального способа вырезания круга из квадрата путем сложения его пополам и закругления парных уголков
Образовательная область «Физическое развитие»
Формировать потребность в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений; развивать координацию движений.
1. Модуль взаимодействия педагога с детьми
1.1. Непрерывная образовательная деятельность
1. Образовательная развивающая ситуация (развитие речи)
Чтение стихотворений о зиме. Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»
Цель: Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей); вести диалог употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).
Подготовка к обучению грамоте (занятие)
Произношение. Звук [л]
Цель: познакомить детей с произношением, артикуляцией и характеристикой звука [л];закрепить правильное произношение звука [л] в слогах и словах; учить выделять последний согласный звук в слове; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; научить понимать значение прилагательных, противоположных по смыслу. Закреплять правильное произношение звука в словах и предложениях; учить подбирать слова-антонимы.
Произношение. Звук [э]
Цель познакомить детей с артикуляцией звука [э]; упражнять в правильном произнесении звука [э] в слогах и словах; в звуковом анализе и синтезе отборных слогов; учить выделять последний согласный звук в слове; развивать фонематический слух, внимание память; учить самостоятельно по аналогии подбирать определения к названиям предметов.
1. Образовательная развивающая ситуация
(исследование объектов живой и неживой природы)
Тема: «Покорми птиц». Цель:Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц, развивать эмоциональную отзывчивость.
Тема: «Лед – вода». Цель: Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения».
2. Образовательная развивающая ситуация (познание предметного и социального мира) Тема: «Мир спасет доброта». Цель: формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека; развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие; формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках, воспитывать духовно-нравственные чувства; воспитывать уважение и понимание, гуманное отношение к детям - инвалидам.
Тема: «Небезопасные зимние забавы. Поведение ребенка на детской площадке». Цель: Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх. Знакомить с необходимыми мерами предосторожности.
2. Образовательная развивающая ситуация (познание предметного и социального мира) Тема: «"Волшебное электричество" (занятия по электробезопасности). Цель:
дать представление детям об электричестве, электроэнергии, знакомить с причиной появления статического электричества; расширять представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку, закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами.
Тема: «Мир спасет доброта». Цель: формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека; развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие; формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках, воспитывать духовно-нравственные чувства; воспитывать уважение и понимание, гуманное отношение к детям - инвалидам.
3. Образовательная развивающая ситуация (математическое и сенсорное развитие) Занятие № 2. Цель: Закреплять представление том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10). Познакомить с цифрами 1 и 2. Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. Закрепить умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.
Занятие № 3. Цель: Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах. Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений). Познакомить с цифрой 3. Познакомить с названиями дней недели.
1. Образовательная развивающая ситуация (рисование, лепка, аппликация) Рисование.
Тема: Зима. Цель: Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы. Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.
Рисование.
Тема: «Большие и маленькие ели». Цель: Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение. Развивать эстетические чувства, образные представления.
Лепка. Тема: «Снежный кролик»
Цели: Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу : задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций, творческое воображение.
Аппликация. Тема: «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Цель: Вызвать интерес к зимней тематике. Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей. Продолжать освоение рационального способа вырезания круга из квадрата путем сложения его пополам и закругления парных уголков. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа. Учить при создании композиции понимать и передавать пространственные отношения (над, под, справа, слева, сбоку). Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.
2. Образовательная развивающая ситуация (конструирование)
Конструирование. Тема: «Как люди изобрели бумагу и украсили окна»
Цель: Продолжать знакомить детей с величайшими изобретениями человечества. Расширить представление о бумаге как уникальном материале (бытовом и художественном). Вызвать интерес к изготовлению звезд и снежинок как древнейших оконных украшений. Предложить для сравнения два способа конструирования звезды: из квадрата и круга (с опорой на схему). Показать способ превращения звезды в ажурную снежинку с помощью прорезного декора. Дать наглядное представление о лучевой симметрии и солярной символике. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, пространственное мышление. Воспитывать желание создавать своими руками праздничное пространство (украшать окна).
Конструирование
Тема: «Как мы создавали усадьбу Деда Мороза». Цели: Дать представление о вотчине Деда Мороза в Великом Устюге. Вызвать интерес к конструированию архитектурного комплекса, включающего терем и зимний парк с силуэтами заснеженных деревьев и ледяными скульптурами. Создать условия для сотворчества детей по предложенной теме. Инициировать освоение новой технике – киригами. Усложнить каркасный способ конструирования из фольги. Формировать опыт организации коллективной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, креативность, пронстранственное мышление, коммуникативные способности. Воспитывать любознательность, активность, интерес к архитектуре и ландшафтному дизайну.
1. Образовательная развивающая ситуация
Чтение рассказа Соколова-Микитова «Зима в лесу». Рассматривание зимних пейзажей. Цель: познакомить с приемами описания зимних пейзажей; развивать художественные приемы речи, активизировать речь детей прилагательными, глаголами.
Сказка «Мороз Иванович» Цель: Развитие интереса к слушанию литературного произведения.
1.2. Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах
Ситуации общения
«О труде людей зимой: уборка снега,укрывание деревьев и клумб снегом.»
«О пользе зимних прогулок на свежем воздухе.»
«Поведение на катке…»
«Из какого снега можно слепить снежную крепость?»
«Зимние виды спорта»
Беседы и разговоры с детьми
«Что может случиться, когда катаешься на санках?» (с горы)
«Почему зимой проезжую часть и тротуары посыпают песком?»
«Животный мир полярных районов Земли.»
Сюжетно-ролевая игра
«Магазин «Спорттовары»
«Зимние забавы»
«Семья идет на каток»
«Прогулка в зимний лес»
Строительно-конструктивная игра
«Строим каток» конструирование по выбору (из различных конструкторов)
Театрализованная игра
«Рукавичка».
Подвижные игры
«Кто быстрее?» (для закрепления)
«Два Мороза» Цель. Продолжать развивать ловкость, быстроту реакции. Закрепить умение действовать согласно правилам.
«Льдинки, ветер и мороз» народная игра Цель: учить детей договариваться между собой.
«Волки и зайцы» (для закрепления)
«Третий лишний» Цель: развитие ловкости, координации движений, внимательности, скоростных качеств; совершенствование умения ориентироваться на местности.
Опыты
«Снег и лед – это вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры»
«Ледяные узоры» (замораживание в воде различных узоров из камешков, листьев, бусинок)
Эксперименты
«Одежда людей зимой».
Цель: закрепить название и виды одежды, название и свойства материала для зимней одежды. Развивать умение выдвигать гипотезы, планировать ход работы, делать выводы.
Наблюдения
"Моя улица зимой". Цель: расширить представление о том, что нас окружает,
Наблюдения за природой
"Узор на снежинке. " Цель: развивать эстетическое восприятие.
"Наблюдения за облаками. " Цель: расширять знания о форме, цвет, как движутся, почему.
"Наблюдение за галками и воронами. " Цель: закреплять умение различать птиц, рассмотреть следы птиц.
"Наблюдение за работой дворника зимой". Цель: воспитывать уважение к труду взрослых.
Чтение литературных произведений
Русская народная сказка «Непослушный петушок»
Сказка «12 месяцев»
«Зимовье зверей» Русская народная сказка
И. Никитин «Встреча зимы»
В. Даля «Старик годовик»
Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима»
Н. Носов «На горке»
Г. Андерсен «Снежная королева»
Л. Воронкова «Снег идет»
Песенка «Ты мороз, мороз, мороз…»
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)
Работа с календарем природы.
Закреплять навык аккуратно складывать одежду «Аккуратный шкафчик».
Трудовые поручения (общий и совместный труд)
Поливка растений в уголке природы.
Сбор снега для построек.
Мытье игрушек.
2. Модуль самостоятельной деятельности
2.1. Создание развивающей предметно-пространственной среды
Дидактические и развивающие игры и задания:
«Назови 5 примет зимы»,
«Отгадай, кто, где стоит?
«Что нам нравится зимой»,
«Выложи узор из льдинок.»
Центр художественно-продуктивной деятельности
Трафареты, пластилин, акварель, фломастеры, карандаши.
Библиотека
Детские рассказы, стихи. Детские энциклопедии. Сказки.
Центр патриотического воспитания
Иллюстрации, фото зимних пейзажей
Центр двигательной активности
Мячи, скакалки
Центр настольно-печатных и развивающих игр
Игры-пазлы, лото, мозаика, рассматривание книг с иллюстрациями.
Проведение тематических дней
Придумывание детских сказок на зимнюю тематику.
Организация детских мини проектов
Викторина «Зимние загадки».
2.2 Модуль взаимодействия с семьей
Информация на стендах: Консультация для родителей «Безопасное поведение детей в зимнее время года»
Привлечение родителей к разучиванию стихотворений о зиме к новогоднему празднику
Педагогическое образование
Совместная деятельность педагогов и родителей: Снежные постройки в час семейных встреч на участке.