Получи документы

Стратегия работы по физическому развитию дошкольников в свете ФГОС до

Елена Данилина
Стратегия работы по физическому развитию дошкольников в свете ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

«Стратегия работы по физическому развитию

дошкольников в свете ФГОС ДО»

17 октября 2013 года приказом Министерства образования и науки РФ №1155 был утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Цель ФГОС ДО – выразить запросы, предъявляемые к образованию государством, обществом и семьей в интересах растущей и развивающейся личности.

Публикация «Стратегия работы по физическому развитию дошкольников в свете ФГОС до» размещена в разделах

Цементирующей основой содержания дошкольного образования определены пять направлений, соответствующих основным линиям развития ребенка : физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие. художественно-эстетическое развитие.

Приоритетной из образовательных областей является физическое развитие. По ФГОС, образовательная работа по "Физическому развитию", строится с учетом потребностей детей. Образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» объединены в образовательную область «Физическое развитие», а она в свою очередь представлена двумя направлениями: "Здоровье" и "Физическая культура", содержание которых интегрируется в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья. При этом направления "Физическая культура" и "Здоровье" в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями.

ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи:

необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.

Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

Содержание образовательной области "Физическое развитие" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

- развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость и координация);

- накопление и обогащение двигательного опыта (освоение ОВД);

- формирование потребности в двигательной активности и совершенствовании;

- становление ценностей ЗОЖ, владение элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формирование полезных привычек);

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.

Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовывать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у детей необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Следует отметить тот факт, что с каждым годом увеличивается процент детей от 0 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья. Родители таких детей остаются один на один с проблемами своего ребенка, не имея педагогической и медицинской подготовки, поддержки со стороны общественности.

Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

Именно поэтому, в определение понятия «здоровье» в качестве одного из его основных элементов включено состояние психического благополучия, которое определяет умственную и физическую активность и работоспособность, т. к. непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми.

Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?

Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ.

Как известно, к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

-с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие);

-с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие);

-с тяжелыми нарушениями речи;

-с нарушениями опорно – двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом;

Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и заболевания детей, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье. Грустная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения до поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы. Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Поэтому в последние годы происходит обновление системы образования, сближения специальных и общеобразовательных учебных заведений, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и закономерно встают вопросы условий организации их обучения и воспитания на перспективу.

Центром внимания педагогической общественности стал вопрос об интеграции, т. е совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для полноценного физического развития детей, включая детей с ОВЗ, и реализации их потребности в движении в группах и на территории ДОУ организуется предметно-пространственная развивающая среда, здоровье сберегающая инфраструктура: оснащенный физкультурным оборудованием спортивный зал, проведение лечебно-оздоровительной работы, осуществление контроля, организация физкультурно-оздоровительной работы.

Особое значение придается развитию движений и физической культуре детей на физ. занятиях и проведению закаливающих процедур.

Работа по оздоровлению и физическому воспитанию строится на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой. Двигательно-игровая деятельность рассматривается, как основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста.

Одной из основных задач обновления содержания физического воспитания дошкольников является определение стратегических линий введения инноваций.

Такое применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Инновационные технологии

физкультурно-оздоровительной работы

в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении необходимо плавно сочетать индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку.

Этап врастания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в первую общественную образовательную систему – это время дошкольного детства, дошкольное обучение и воспитание.

Работа по физическому воспитанию в первую очередь должна быть направлена на решение общих и коррекционных задач. Одной из основных задач является стимулирование позитивных сдвигов в организме, формирование двигательных умений и навыков физического развития, направленных на развитие и совершенствование организма, на жизнеобеспечение, на адаптацию в обществе.

Одним из путей коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития в ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным и индивидуальным особенностям детей.

В настоящее время для детей с ОВЗ в системе занятий по физ. развитию наиболее актуально включение адаптивной физической культуры.

Это система включает комплекс мероприятий спортивно – оздоровительного характера, направленных на адаптацию и реабилитацию в социальной среде детей с ограниченными возможностями. Преодолеваются психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни, ребенок осознает необходимость своего личного вклада в социальное развитие общества.

Улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством спорта и физической активности – главная задача адаптивной физической культуры. Необходимо формировать у детей потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни, развивать способность к преодолению физических нагрузок, психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни, формировать функции разных систем и органов вместо нарушенных или отсутствующих.

Важным компонентом успешной деятельности по адаптивной физической культуре является включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами.

К сожалению, часть современных родителей знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режим дня и питания.

Чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.

Родители выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ. Задача педагога ДОУ - своевременно и поэтапно включать родителей в совместную деятельность со всеми специалистами образовательного учреждения.

Система занятий по адаптивной физической культуре лежит в основе организации всей жизни детей в дошкольном учреждении и в семье.

В режиме должны быть предусмотрены технологии сохранения и стимулирования здоровья, а так же технологии обучения здоровому образу жизни и нетрадиционные коррекционные методики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.

К ним относятся:

• Утренняя гимнастика с элементами кинезиологических упражнений

При проведении утренней гимнастики используются кинезиологические комплексы.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга (умственных способностей) через определенные движения.

Кинезиологические упражнения позволяют улучшить у дошкольников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.

Примеры: упражнение «Кольцо», «Кошка», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Ладушки-оладушки» (Мы играли в ладушки, ладушки-оладушки. Так пожарим, повернем, и опять играть начнем.)

• Ритмическая гимнастика.

Это комплекс упражнений, которые проводятся под музыку и обычно очень нравятся детям, находящих такое действо очень веселым.

Гимнастика развивает ловкость и координацию движений.

Нетрадиционные виды упражнений:

• Игровой самомассаж.

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления, помогают избавиться от нервно-эмоционального напряжения.

Пример: массаж стоп. Сидя на стуле, дети кладут одну ногу на другую. Сначала они потирают стопы ладонями, потом разминают пальцы стопы.

Массаж сопровождается стихами:

Баю-баю-баиньки, купим сыну валенки.

Наденем на ножки, пустим по дорожке.

Будет наш сынок ходить, новые валенки носить.

• Пальчиковая гимнастика.

С помощью пальчиковой гимнастики развивается мелкая моторика, стимулируются речевые и моторные центры ребенка. Веселые игры доставляют удовольствие детям, сопровождаются интересными стишками

•Динамические паузы

Это кратковременное мероприятие, которое способствует укреплению организма ребенка, повышению его работоспособности. Динамические паузы проводятся с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить на продолжение образовательной деятельности.

Примеры: «Засолка капусты», «Ветер «(дует нам в лицо и качает деревцо).

• Подвижные игры

Способствуют выходу запасов энергии, развитию координации движений, прививаются навыки общения и укрепляется психоэмоциональное здоровье.

• Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма, умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

• Гимнастика корригирующая

Способствует коррекции имеющихся недостатков в физическом развитии. Направлена на коррекцию ортопедического и психомоторного нарушения у детей. Воспитывает бережное отношение к своему телу. Дает заряд бодрости на весь день.

Часто сочетается с упражнениями пробуждения, дыхательной гимнастикой после сна, водными процедурами, закаливанием.

Примеры: комплексы упражнений, направленных на профилактику правильной осанки; комплексы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику плоскостопия.

• Бодрящая гимнастика после дневного сна

Поднимает настроение и мышечный тонус детей с помощью

физических упражнений, устраняет сонливость и вялость, помогает

организму «проснуться».

• Физкультминутки

Это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления. Повышают и удерживают умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий.

Проводятся в течение 1,5-2 минут, чаще стоя. Могут сопровождаться текстом и муз. сопровождением.

Примеры: «Вот летит большая птица», «Ветер» (тихо клен качает, вправо, влево наклоняет; раз наклон и два наклон, зашумел листвою клен).

• Су - джок терапия

Проводится по рекомендациям врача-педиатора и используется с целью общего укрепления организма.

Приемы: массаж специальным шариком, эластичным кольцом, массаж стоп, ручной массаж кистей и пальцев рук.

• Элементы сказкотерапии

Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

• Креативная гимнастика

Предусматривает целенаправленную работу с применением нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

Примеры: «Делай, как я, делай лучше меня», «Море волнуется», Создай образ», «Выставка картин».

Сюда так же относятся музыкально-творческие игры, образно-игровые движения.

• Физкультурные занятия.

Совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают быстроту, ловкость, выносливость, гибкость.

• Релаксация.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

• Прогулки на свежем воздухе в любое время года.

Оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях.

Системный подход к организации физкультурно-коррекционных

мероприятий, внедрение здоровьесберегающих технологий по АФК позволяет эффективно осуществлять коррекцию нарушений в развитии детей, позволяет достичь положительных результатов.

Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку, - это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя.

Жак Саломе (французский психотерапевт)

Публикации по теме:

Доклад к совещанию «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС» Еще раз здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего моего выступления «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Эффективность работы с дошкольниками по физическому развитию и оздоровительной деятельности Я хочу поделиться своим опытом, рассказать, как можно разнообразить и повысить эффективность работы с дошкольниками по физическому развитию.

Система работы по использованию инновационных технологий в работе с родителями в свете требований ФГОС В современных условиях, когда родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют преимущественное право на обучение.

Конспект НОД по физическому развитию в средней группе по ФГОС Конспект занятия. Разработан воспитателем: Фоменко Верой Анатольевной. Тема: «Полёт в космос" Возрастная группа: средняя группа. Цель: создавать.

Развлечение по физическому развитию в младшей группе «В гости к зайке» по ФГОС Тема: «В гости к зайке» Возрастная группа: младшая группа. Форма совместной деятельности: интегрированная НОД Форма организации: групповая.

Опыт работы «Эффективные методы осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС в ДО» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 Усть - Кутского муниципального образования Иркутской области «Эффективные.

Повышение качества работы по физическому развитию дошкольников посредством интерактивного взаимодействия педагогов ДОУ Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение.

Предметно –Пространственно развивающая среда по физическому Развитию детей дошкольного возраста с Учетом ФГОС ДОУ Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда,.

Предметно-развивающая среда по физическому развитию детей дошкольного возраста с учетом ФГОС до — презентация В апреле 2017 года при подготовке к педагогическому совету по физическому воспитанию, мною был проведен мониторинг предметно-пространственной.

Взаимодействие ДОО и семьи по оздоровлению и физическому развитию дошкольников Взаимодействие ДОО и семьи по оздоровлению и физическому развитию дошкольников Инструктор по физической культуре МБДОУ «ДС «Олененок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Стратегия работы по физическому развитию дошкольников в свете ФГОС до
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 10:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Стратегия работы по физическому развитию дошкольников в свете ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Елена Данилина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД