Елена Данилина
Стратегия работы по физическому развитию дошкольников в свете ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«Стратегия работы по физическому развитию
дошкольников в свете ФГОС ДО»
17 октября 2013 года приказом Министерства образования и науки РФ №1155 был утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Цель ФГОС ДО – выразить запросы, предъявляемые к образованию государством, обществом и семьей в интересах растущей и развивающейся личности.
Публикация «Стратегия работы по физическому развитию дошкольников в свете ФГОС до» размещена в разделах
Цементирующей основой содержания дошкольного образования определены пять направлений, соответствующих основным линиям развития ребенка : физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие. художественно-эстетическое развитие.
Приоритетной из образовательных областей является физическое развитие. По ФГОС, образовательная работа по "Физическому развитию", строится с учетом потребностей детей. Образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» объединены в образовательную область «Физическое развитие», а она в свою очередь представлена двумя направлениями: "Здоровье" и "Физическая культура", содержание которых интегрируется в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья. При этом направления "Физическая культура" и "Здоровье" в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями.
ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи:
необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.
Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Содержание образовательной области "Физическое развитие" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
- развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость и координация);
- накопление и обогащение двигательного опыта (освоение ОВД);
- формирование потребности в двигательной активности и совершенствовании;
- становление ценностей ЗОЖ, владение элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формирование полезных привычек);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.
Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовывать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у детей необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Следует отметить тот факт, что с каждым годом увеличивается процент детей от 0 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья. Родители таких детей остаются один на один с проблемами своего ребенка, не имея педагогической и медицинской подготовки, поддержки со стороны общественности.
Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
Именно поэтому, в определение понятия «здоровье» в качестве одного из его основных элементов включено состояние психического благополучия, которое определяет умственную и физическую активность и работоспособность, т. к. непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми.
Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?
Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ.
Как известно, к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
-с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие);
-с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие);
-с тяжелыми нарушениями речи;
-с нарушениями опорно – двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом;
Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и заболевания детей, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье. Грустная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения до поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы. Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Поэтому в последние годы происходит обновление системы образования, сближения специальных и общеобразовательных учебных заведений, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и закономерно встают вопросы условий организации их обучения и воспитания на перспективу.
Центром внимания педагогической общественности стал вопрос об интеграции, т. е совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для полноценного физического развития детей, включая детей с ОВЗ, и реализации их потребности в движении в группах и на территории ДОУ организуется предметно-пространственная развивающая среда, здоровье сберегающая инфраструктура: оснащенный физкультурным оборудованием спортивный зал, проведение лечебно-оздоровительной работы, осуществление контроля, организация физкультурно-оздоровительной работы.
Особое значение придается развитию движений и физической культуре детей на физ. занятиях и проведению закаливающих процедур.
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию строится на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой. Двигательно-игровая деятельность рассматривается, как основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста.
Одной из основных задач обновления содержания физического воспитания дошкольников является определение стратегических линий введения инноваций.
Такое применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Инновационные технологии
физкультурно-оздоровительной работы
в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении необходимо плавно сочетать индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку.
Этап врастания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в первую общественную образовательную систему – это время дошкольного детства, дошкольное обучение и воспитание.
Работа по физическому воспитанию в первую очередь должна быть направлена на решение общих и коррекционных задач. Одной из основных задач является стимулирование позитивных сдвигов в организме, формирование двигательных умений и навыков физического развития, направленных на развитие и совершенствование организма, на жизнеобеспечение, на адаптацию в обществе.
Одним из путей коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития в ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным и индивидуальным особенностям детей.
В настоящее время для детей с ОВЗ в системе занятий по физ. развитию наиболее актуально включение адаптивной физической культуры.
Это система включает комплекс мероприятий спортивно – оздоровительного характера, направленных на адаптацию и реабилитацию в социальной среде детей с ограниченными возможностями. Преодолеваются психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни, ребенок осознает необходимость своего личного вклада в социальное развитие общества.
Улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством спорта и физической активности – главная задача адаптивной физической культуры. Необходимо формировать у детей потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни, развивать способность к преодолению физических нагрузок, психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни, формировать функции разных систем и органов вместо нарушенных или отсутствующих.
Важным компонентом успешной деятельности по адаптивной физической культуре является включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами.
К сожалению, часть современных родителей знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режим дня и питания.
Чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.
Родители выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ. Задача педагога ДОУ - своевременно и поэтапно включать родителей в совместную деятельность со всеми специалистами образовательного учреждения.
Система занятий по адаптивной физической культуре лежит в основе организации всей жизни детей в дошкольном учреждении и в семье.
В режиме должны быть предусмотрены технологии сохранения и стимулирования здоровья, а так же технологии обучения здоровому образу жизни и нетрадиционные коррекционные методики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
К ним относятся:
• Утренняя гимнастика с элементами кинезиологических упражнений
При проведении утренней гимнастики используются кинезиологические комплексы.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга (умственных способностей) через определенные движения.
Кинезиологические упражнения позволяют улучшить у дошкольников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.
Примеры: упражнение «Кольцо», «Кошка», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Ладушки-оладушки» (Мы играли в ладушки, ладушки-оладушки. Так пожарим, повернем, и опять играть начнем.)
• Ритмическая гимнастика.
Это комплекс упражнений, которые проводятся под музыку и обычно очень нравятся детям, находящих такое действо очень веселым.
Гимнастика развивает ловкость и координацию движений.
Нетрадиционные виды упражнений:
• Игровой самомассаж.
Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления, помогают избавиться от нервно-эмоционального напряжения.
Пример: массаж стоп. Сидя на стуле, дети кладут одну ногу на другую. Сначала они потирают стопы ладонями, потом разминают пальцы стопы.
Массаж сопровождается стихами:
Баю-баю-баиньки, купим сыну валенки.
Наденем на ножки, пустим по дорожке.
Будет наш сынок ходить, новые валенки носить.
• Пальчиковая гимнастика.
С помощью пальчиковой гимнастики развивается мелкая моторика, стимулируются речевые и моторные центры ребенка. Веселые игры доставляют удовольствие детям, сопровождаются интересными стишками
•Динамические паузы
Это кратковременное мероприятие, которое способствует укреплению организма ребенка, повышению его работоспособности. Динамические паузы проводятся с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить на продолжение образовательной деятельности.
Примеры: «Засолка капусты», «Ветер «(дует нам в лицо и качает деревцо).
• Подвижные игры
Способствуют выходу запасов энергии, развитию координации движений, прививаются навыки общения и укрепляется психоэмоциональное здоровье.
• Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма, умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
• Гимнастика корригирующая
Способствует коррекции имеющихся недостатков в физическом развитии. Направлена на коррекцию ортопедического и психомоторного нарушения у детей. Воспитывает бережное отношение к своему телу. Дает заряд бодрости на весь день.
Часто сочетается с упражнениями пробуждения, дыхательной гимнастикой после сна, водными процедурами, закаливанием.
Примеры: комплексы упражнений, направленных на профилактику правильной осанки; комплексы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику плоскостопия.
• Бодрящая гимнастика после дневного сна
Поднимает настроение и мышечный тонус детей с помощью
физических упражнений, устраняет сонливость и вялость, помогает
организму «проснуться».
• Физкультминутки
Это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления. Повышают и удерживают умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий.
Проводятся в течение 1,5-2 минут, чаще стоя. Могут сопровождаться текстом и муз. сопровождением.
Примеры: «Вот летит большая птица», «Ветер» (тихо клен качает, вправо, влево наклоняет; раз наклон и два наклон, зашумел листвою клен).
• Су - джок терапия
Проводится по рекомендациям врача-педиатора и используется с целью общего укрепления организма.
Приемы: массаж специальным шариком, эластичным кольцом, массаж стоп, ручной массаж кистей и пальцев рук.
• Элементы сказкотерапии
Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
• Креативная гимнастика
Предусматривает целенаправленную работу с применением нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.
Примеры: «Делай, как я, делай лучше меня», «Море волнуется», Создай образ», «Выставка картин».
Сюда так же относятся музыкально-творческие игры, образно-игровые движения.
• Физкультурные занятия.
Совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают быстроту, ловкость, выносливость, гибкость.
• Релаксация.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
• Прогулки на свежем воздухе в любое время года.
Оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях.
Системный подход к организации физкультурно-коррекционных
мероприятий, внедрение здоровьесберегающих технологий по АФК позволяет эффективно осуществлять коррекцию нарушений в развитии детей, позволяет достичь положительных результатов.
Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку, - это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя.
Жак Саломе (французский психотерапевт)