Ольга Мишурова
Повышение качества работы по физическому развитию дошкольников посредством интерактивного взаимодействия педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развивающие : развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость, формирование правильной осанки.
Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.
Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь, волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать, формирование привычки к здоровому образу жизни, желание заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха, а для собственного здоровья).
Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников остается приоритетным направлением в работе дошкольного учреждения. Именно поэтому необходимо, чтобы коллективом ДОУ был выбран определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи обозначенные ФГОС ДО, а также повысить качество работы по физическому развитию дошкольников.
Тесное взаимодействие инструктора с педагогами ДОУ способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры, профилактики заболеваний.
Изменение системы образования влечёт за собой существенные и качественные изменения в работе педагогов ДОУ. В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы взаимодействия педагогов.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Отсюда, интерактивное взаимодействие - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Основные характеристики интерактивного взаимодействия :
- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;
- каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;
- формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;
- -показателем эффективности деятельности служит, с одной стороны, повышение качества работы, с другой – удовлетворенность педагогов совместной деятельностью.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
- обмен опытом;
- выработка общего мнения;
- создание условия для диалога;
- группового сплочения;
- изменения психологической атмосферы.
В контексте нашего вопроса – это повышение качества работы по физическому развитию дошкольников.
Самой общей задачей педагога в интерактивное взаимодействие является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:
– выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников.
Главная позиция интерактивного взаимодействия – обратная связь.
Позиции интерактивного взаимодействия :
• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций.
• Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией.
• Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
• Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
Значение использования различных методов и форм интерактивного взаимодействия :
1. Повышение качества работы по физическому развитию дошкольников.
2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
3. Повышение уровня активности и самостоятельности.
4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Формы интерактивного взаимодействия педагогов ДОУ :
• Дискуссия является одной из важнейших форм взаимодействия - критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.
Цель дискуссии – вовлечение педагогов в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.
• Лекция вдвоем: педагог со специалистом в паре освещает актуальные вопросы. Материал такого вида лекции заранее распределен. По окончанию слушателям позволено задавать вопросы обоим лекторам.
• Педагогическая мастерская : педагог -мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей системы работы и практическими рекомендациями по ее реализации.
• Мастер-класс. Его основная цель - знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов
• Банк идей: это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе. Например: «Народные игры: как вернуть игру в жизнь детского сада».
• Кейс – метод: метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении ситуаций и задач, взятых из реальной практики.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.
• Презентация: наглядный вариант лекционного и практического материала.
Все перечисленные методы достаточно эффективны. Подводя итоги, можно сказать, использование различных форм интерактивного взаимодействия - приведет к повышению качества работы по физическому развитию дошкольников и сплотит коллектив педагогов ДОУ.