Наталья Севрюкова
Проект «Прогулки средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Прогулки средней группы»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Латненский детский сад «Родничок»
Семилукского муниципального района Воронежской области
Практико-ориентированный проект
По теме: «Прогулки средней группы»
В средней группе «Колокольчики»
Составили воспитатели:
Севрюкова Н. Н Ушакова. В. М
2019 год
Публикация «Проект „Прогулки средней группы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Тип проекта : практико-ориентированный.
Сроки проекта : сентябрь - декабрь
Состав проектной группы : воспитатели группы «Колокольчики» - Севрюкова. Н. Н и Ушакова. В. М, воспитанники средней группы, родители, инструктор по физ. культуре
Проблема:
Недостаток теоретических знаний у родителей о пользе прогулок на свежем воздухе приводит к увеличению числа больных детей в осенне-зимний период. Именно семья и детский сад определяют уровень здоровья ребёнка. В семье вырабатываются у детей базовые ценности, потребности и привычки.
Актуальность:
Нахождение детей на свежем воздухе имеет огромное значение для физического развития. Прогулка – доступная форма закаливания ребёнка. Здоровый ребёнок - успешный ребёнок. Приобщение детей к здоровому образу жизни позволяет легче адаптироваться им в современном обществе.
Цель: укрепление физического и психического здоровья детей посредствам прогулок.
Задачи:
-Воспитывать желание детей и родителей чаще бывать на свежем воздухе
-Обучение правилам подвижных и малоподвижных игр во время прогулки
-Формирование трудовых навыков в осенне-зимний период
Ожидаемые результаты:
Укрепление иммунитета у детей через организацию прогулок;
Освоение детьми трудовых навыков в осенне-зимний период;
Развитие положительных эмоций от совместных прогулок.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап
-постановка цели и задач проекта;
-составление плана деятельности;
-подбор материала по данной теме для детей;
-подготовка информационного материала по теме для родителей
2. Основной этап- совместная деятельность детей, педагогов и родителей в соответствии с поставленными задачам.
Работа с детьми:
-Рассматривание сюжетных картинок с деятельностью детей осенью-зимой.
-Трудовая деятельность расчистка дорожек от листьев. Сгребание опавших листьев граблями. Подвешивание кормушек для птиц, очистка участка от снега, расчистка от снега горки и дорожки, ведущей к кормушке.
Цель: прививать любовь к труду в коллективе
-Подвижные игры: «Птицы и дождь»; «Огуречик, огуречик»; «Найди, где спрятано»; «Листопад»; «Снежинки и ветер»; «Кто дальше бросит?» и д. р
-Чтение стихотворений:
Осень, Осень. Солнце
В тучах отсырело —
Даже в полдень светит
Тускло и несмело.
Из холодной рощи
В поле,
На тропинку,
Выдуло зайчонка —
Первую Снежинку.
Т. Белозеров
Снежок
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
3. Александрова
Вот и осень
Вот и осень перед нами:
Сжато поле, скошен луг.
И над лесом косяками
Гуси тянутся на юг.
За сараем стог соломы
И рябину во дворе
Из окна родного дома
Видно сельской детворе.
Частый дождь в окно трезвонит.
Ветер, шастая везде,
Золотые листья гонит
По серебряной воде.
В. Приходько
Золотой дождь
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
М. Лесовая
Льет дождь, холодный, точно лед.
Кружатся листья по полянам.
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
И. Бунин
«Дождь по улице идет.»
Дождь по улице идет,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень.
В. Семернин
«Зима» :
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
-Чтение загадок:
По ветру летит,
В воздухе кружит,
Жёлтою монеткой
На траве лежит. (Осенний лист)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце-то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат -
это значит. (листопад).
Растут — зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат— почернеют. (Листья)
Ходил, бродил по крыше,
То громко, то по тише.
Ходил, бродил, постукивал,
Хозяев убаюкивал. (Дождь)
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый год -
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот:
Готовят ей наряды.
Ответ: Ёлка
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Мороз)
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло
(Лёд)
Кто-то к дому подходил
И нигде не наследил!
Но забавные картины
Появились на окне:
Пьют медведи чай с малиной,
Едут зайцы на коне,
Кто же он, что ночь не спал
И на стеклах рисовал?
(Морозный узор)
Сито большое, сито голубое.
Сеет-веет белый пух
на леса, дома, на луг.
(Небо и снег)
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи,
Он заводит хоровод,
Это праздник?
(Новый год)
-Целевая прогулка осенью
Конспект целевой прогулки осенью в средней группе ДОУ : «Листопад, листопад, листья по ветру летят…»
Цель: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
- знакомить детей с явлением осени – листопадом;
- знакомить с многообразием красок золотой осени;
- расширять словарный запас («Золотая осень», «Листопад», «Золотая кисть природы»);
- развивать наблюдательность, речь ребенка, внимание, двигательные качества;
- развивать двигательную активность детей;
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать умение видеть красоту осенней природы;
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- воспитывать интерес к подвижным играм и здоровому образу жизни.
Ход прогулки:
Воспитатель предлагает детям отправиться на спортивное поле \ лесополосу детского сада. Во время движения предложить детям повторить выученный накануне стих про осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Н. Нищева
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красота в нашем детском саду, посмотрите какие нарядные деревья! Подойдите поближе и послушайте загадку:
Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины
И люблю я шум дождя,
Назови - ка ты меня!
Дети: Осень!
Воспитатель: Правильно на нашем дворе – золотая осень! С приходом осени и похолодания листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску и начали опадать. Как грустный разноцветный дождь, осыпаются листья осенью. Такое явление в природе называется «листопад». Наблюдать листопад мы можем, когда становится холодно и дерево не может поглощать корнями много воды и питательных веществ, не может напоить все листочки, поэтому они постепенно отмирают, желтеют и опадают. Дерево как будто засыпает до весны, но оно живое и его нужно оберегать. Особенно сильно опадают листья после заморозка. Вы, наверное, обращали внимание по дороге в сад, что по утрам особенно много листвы под деревьями и зябкий ветерок разгоняет их по дорожкам и тропинкам.
Воспитатель: Дети давайте повторим, что такое листопад?
Дети: Листопад это осыпание листьев с деревьев осенью.
Воспитатель: Посмотрите ребята, под нашими ножками много-много листвы, какая она по цвету?
Дети: Желтая, красная, коричневая.
Воспитатель: Вот как много у осени красок, каждый листик неповторим, много цветов и оттенков можно разглядеть на них, значит листья какие?
Дети: Разноцветные.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Листопад» возьмите в каждую руку по листочку и становитесь в круг!
Мы - листочки, мы - листочки, Дети стоят кружком, держа в руках
листочек
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер - полетели. - Разбегаются по дорожкам.
Мы летали, мы летали - Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок - Подули на свои листочки в руках
Все уселись в кружок. - Садятся на корточки, листочки держат над головой.
Ветер снова вдруг подул - Разбегаются по дорожке.
И листочки с веток сдул. - Подули на листочки
Все листочки полетели - Подкидывают листья вверх.
И на землю тихо сели. - Садятся на корточки медленно.
Игру можно повторить несколько раз.
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки по листку и расскажите каким они цветом?
Воспитатель: Ребята, какие Вы молодцы, какие красивые листики вы себе выбрали! А теперь предлагаю сделать салют, подбросить листочки высоко в небо!
«Покружу, покружу, как листочек получу!» (на слово «полечу» воспитатель и дети подбрасывают свои листочки вверх).
Воспитатель: А как падали наши листочки?
Дети: Медленно, кружась.
Воспитатель: Как вы думаете, почему листочки падают медленно?
Дети: Листочки падали медленно, так как они легкие.
Воспитатель: А теперь возьмите снова в руки по листику и потрогайте их, поводите пальчиками по жилкам листка, какие они на ощупь?
Дети: шершавые, холодные, сухие.
Воспитатель: Ребята, а у меня какие листья? Продемонстрировать разные листья детям. (предварительно подготовленный букет)
Дети: Разные!
Воспитатель: Давайте найдем и назовем деревья, которым принадлежит каждый лист. (Воспитатель поочередно демонстрирует детям листья клена, березы, рябины, яблони. Дети передвигаются по территории спортивного пол, либо лесополосы, ища деревья с похожими листьями, по нахождения нужного дерева проговаривается название дерева : Клен – кленовый, Береза – березовый и тому подобное)
Воспитатель: Молодцы ребята, назвали все деревья и все листочки! А теперь давайте соберем яркий букет и подарим его младшему воспитателю (дети собирают букет, зафиксировать канцелярской резинкой, после прогулки он заносится в группу и вручается младшему воспитателю)
Воспитатель: Теперь давайте проверим, какие вы внимательные!
Дидактическая игра: «Найди свой цвет»
Воспитатель и еще двое детей – ведущие берут в руки по листу – желтый, красный, зеленый (прячут за спиной цветные листья из картона большого формата на держателе,остальные дети не должны знать у кого какой цвет, остальные дети выбирают самостоятельно себе лист любого из трех предложенных цветов (обычные опавшие листья или комплект подготовленных из картона красного, желтого, зеленого цветов).
По команде воспитателя «Раз, два, три – листочек к Кате (называем имя ребенка) беги!» Ребенок - ведущий, чье имя прозвучало, поднимает руку с листком высоко над головой, показывая какой у него цвет, дети с соответствующим цветом листьев должны собраться вокруг, подняв свои листочки. Далее анализируем, правильно ли дети соотнесли свой лист с цветом листика «водящего».
Таким образом, игра проводится со всеми тремя цветами, можно в итоге назвать одновременно все три цвета, что бы сразу все дети собрались у своего водящего.
Воспитатель в завершении проводит краткую беседу: «С каким природным явлением мы сегодня познакомились? (листопад, «Каких цветов бывают осенние листья», «Какие деревья мы сегодня с вами нашли?»
По окончанию беседы дети свободно играют под наблюдением воспитателя.
Индивидуальная работа по развитию движений
Индивидуальные игры «Прыжки через дорожку из листьев», «Собери листочки определенного цвета или количества».
Подводя итог, можно сказать, что данный конспект можно адаптировать для старшего дошкольного возраста, например, увеличив количество дидактических игр или введя подвижную игру с более сложными правилами. Данная прогулка не требует особой подготовки педагога, вместо предварительно подготовленных материалов вполне можно воспользоваться «дарами природы» - настоящими листьями с участка.
-Целевая прогулка зимой
Конспект целевой прогулки в средней группе «Зимний ветер»
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о ветре.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в живой и неживой природе;
2. Учить детей наблюдать за явлениями, объектами живой и неживой природы;
3. Закреплять у детей знания о зиме, о зимних особенностях природы;
4. Формировать у детей элементарные представления о ветре, как о явлении неживой природы;
5. Развивать у детей мышление, воображение, наблюдательность, внимание;
6. Развивать у детей диалогическую речь;
7. Обогащать и активизировать словарь детей;
8. Закреплять у детей умения действовать в соответствии текста, слышать, слушать и запоминать художественное слово;
9. Воспитывать у детей интерес к познанию;
10. Воспитывать у детей интерес к явлениям природы, к экспериментированию.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций о зиме, плаката «Зимний лес», «Деревья в зимнем уборе»;
- Беседы: «Какой бывает ветер?», «Что делает ветер»;
- Опыты: «Дует ветерок», «Сильный или легкий ветерок»;
- Дидактические упражнения: «Сильный-слабый», «Легкий-тяжелый»;
- Чтение рассказов, сказок, стихотворений о ветре;
- Подвижные и пальчиковые игры.
Оборудование: Султанчики, красная лента.
Ход прогулки:
(Прогулка проводится на территории, площадке, участке детского сада. Дети стоят возле деревьев полукругом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красота кругом! Зимушка-зима полностью завладела природой. На дорожках, деревьях, крышах лежит белый пушистый снег, который на солнышке блестит и сверкает. Смотрите, дети, как интересно наблюдать, как падают снежинки. То они опускаются медленно, мягкими хлопьями, то их гонит ветер, и снежинки разлетаются в разные стороны.
Чтение стихотворения «В белом бархате …»
В белом бархате деревня,
И заборы и деревья.
А как ветер нападает,
Этот бархат опадает.
Воспитатель: А какой он, ветер?
Беседа
Вопросы к беседе (предполагаемые ответы детей) :
- Знаете ли вы, что такое ветер?. (Дети) (Это движение воздуха);
- Как можно ли создать искусственный ветер? … (Нужно заставить воздух двигаться, например: помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, поиграть султанчиками);
- Почему ветер называют невидимкой?. (Ветер нельзя видеть, его можно только чувствовать);
- Какой бывает ветер… (Сильный, слабый, холодный, злой, колючий).
- Как можно узнать, дует ли на улице ветер?. (Если веточки деревьев качаются, значит, ветер есть).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на деревья. Ветер любит играть с деревьями. Он «хватает» их за макушки и стряхивает с них снег и иней. А потом кружит, летит по сугробам. Подхватывает охапку снега и засыпает кустик по самую макушку.
Малоподвижная игра «Превращалочка»
Цель: Закреплять у детей умения действовать в соответствии текста.
Оборудование: Волшебная палочка
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка – выручалочка. Она может превратить вас в кого угодно:
Чики – чики – чики – чикалочка,
Игра – превращалочка.
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь!
(Дети превращаются в «деревья»)
Наши ноги – это корни,
(Дети топают на месте)
Наше туловище – ствол,
(Дети делают круговые движения туловищем)
Наши руки – это большие ветки,
(Дети поднимают руки вверх)
Наши пальцы – это маленькие веточки!
(Дети растопыривают пальчики)
Подул легкий ветерок. Закачались маленькие, тоненькие веточки на деревьях.
(Дети шевелят пальчиками)
Усилился ветер. Затрепетали, закачались большие веточки.
(Дети шевелят кистями рук)
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветки деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны.
(Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону)
Но вот утих ветер. Отдыхают деревья от бури.
(Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками)
(Воспитатель взмахивает палочкой)
Пусть деревья станут снова ребятами!
Воспитатель: Зимний ветер холодный, ледяной, колючий. От сильного ветра прячутся звери и птицы. А как вы, ребята спасаетесь от ветра?
(Ответы детей)
Воспитатель: В ветреную погоду нужно застегиваться на все пуговицы. Замки-молнии тоже должны быть застегнуты. Тогда ветер не попадет под одежду, и прогулка станет приятной и полезной. А еще, чтобы не замерзнуть, необходимо активно двигаться. Пора нам поиграть!
Подвижная игра «Два мороза»
Цель: Умение детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга и не быть пойманными.
Правила игры:
(Площадка поделена на две части красной линией из ленты)
Дети перебегают на другую сторону площадки, а морозы стараются их заморозить, коснуться ребят. Те, кого морозы коснулись, считаются замороженными, т. е. пойманными. После двух перебежек водящие меняются. Начинать перебежки только после окончания слов.
Ход игры:
Все играющие располагаются на одной стороне площадки.
Водящие – Морозы стоят, повернувшись лицом к играющим, и говорят:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые.
Я Мороз - Красный нос,
Я Мороз - Синий нос.
Кто из вас решится -
В путь - дороженьку пуститься?
Дети дружно отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
Воспитатель: Чтобы не заболеть, нужно в морозы правильно дышать.
Дыхательное упражнение: «Уж ты, зимушка-зима»
Цель: Закрепление у детей умений вдыхать воздух носом, а выдыхать ртом.
Воспитатель: Вдохните свежий воздух носом. Глубоко вдохните. А теперь медленно выдыхайте и дуйте на султанчики.
(Воспитатель читает стихотворение, а дети медленно выдыхают)
Уж ты, зимушка – зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.
Рефлексия: Какое сейчас время года? Где лежит снег? Почему снежинки разлетаются в разные стороны? Какой бывает ветер зимой? Что делает ветер с деревьями? Как надо одеваться зимой?
Работа с родителями
-Консультации по темам: «Как лучше одевать ребёнка на прогулку и в помещении»; «Как предупредить респираторные заболевание детей»; «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!»
Консультация для родителей
«Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!»
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Используя удивительный строительный материал – снег, можно соорудить снежные постройки, которые не только вносят разнообразие в детские игры в зимний период, но и развивают у детей трудовые навыки.
При сооружении построек руководствуемся следующими критериями:
-постройки должны способствовать физическому, интеллектуальному и эстетическому развитию детей;
-быть относительно легкими в изготовлении и достаточно крепкими;
-соответствовать требованиям безопасности и возрасту детей;
-отражать интересы детей, выявленные в ходе опроса о том, чтобы они хотели видеть на участках;
-соответствовать игровой тематике.
Снежные сугробы, фигурки, горки, крепости побуждают детей к активной деятельности, поэтому на прогулке с ними можно провести много занимательных и познавательных игр. Например:
1) Из снега можно слепить пирожки руками, а можно применить разнообразные формочки. Из ведерка можно сделать кулич: плотно утрамбовываем его снегом, переворачиваем, стучим лопаткой, убираем. получился высокий кулич. Кулич украшаем веточками и ягодками рябины.
Если снежный покров небольшой, то можно попробовать с детьми раскопать снег до самой земли и посмотреть, что под ним. А там. маленькое чудо — зеленая трава. Рассказать детям, что ее укрыл снежок, как одеялом, и она спит.
2) Следопыты. Зимой можно рассматривать с ребенком следы на снегу. Вот проехал трактор, тут пробежала собака, здесь прыгала птичка
3)Разные дорожки. Если имеется нетронутая полянка со снегом, то можно сделать на ней различные следы самостоятельно: будто кто-то проехал на лыжах, петляющие следы, следы елочкой.
4) Делаем кормушку. Сделать с ребенком кормушку для птиц – это и познавательная игра, и польза птицам. Для этого пригодится пакет из-под сока, молока или пластиковая бутылка, коробка из-под новогоднего подарка. Нужно вырезать большое аккуратное окошко, а лучше два (с противоположных сторон). Потом привязать красивую ленточку, на которую повесить кормушку. А затем вместе с детьми повесить ее на дерево. И каждый раз на прогулку брать с собой немного корма.
5) Гараж для детской машины. В высоком сугробе, сбоку делаем углубление, чтобы поместилась машина, и аккуратно хлопаем по стенам и потолочку лопатой, чтобы снег не осыпался. Гараж готов.
6) Полоса препятствий. Дети делятся на команды. Цель этой игры — преодолеть полосу препятствий. На что она может быть похожа?
Разбег.
Скольжение по ледяной дорожке.
Прыжок через препятствие.
Хождение по бревну.
Прыжок вверх.
7) Разведчики. Настоящие разведчики ходят, не оставляя после себя следов, шагая след в след. Взрослый идет впереди, меняя размер шага или делая резкие повороты. А дети идут по следам: чем больше участников, тем игра веселее.
8) Снежные художники. Рисовать на снегу — это так весело! Пальчиком, палочкой, а лучше всего водой! Понадобится пластиковая бутылка с подкрашенной водой и две крышечки. Одной крышкой закрываем бутылку, чтобы удобно было нести. Во второй крышечке делаем дырочку. На прогулке меняем крышки. Инструмент для зимнего рисования готов!
-Трудовая деятельность родителей и детей- развешивание кормушек по участку; заливание горки водой.
-Катание детей на санках родителями.
-Подвижные игры на совместной прогулке с родителями.
3. Заключительный этап.
Задачи, поставленные в начале реализации проекта, выполнены. Дети с интересом участвуют в подвижных играх, соблюдая их правила. У детей появилось большое желание трудиться во время прогулок, видеть результаты совместной работы, а главное- они начали понимать, что прогулка не только повышает настроение, но и приносит большую пользу здоровью.
Литература:
Ануфриева. Л Общефизическая подготовка детей на прогулке/Дошкольное воспитание. 1996.
Иванова. А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты детском саду М. 2007
Кравченко. И. В, Долгова. Т. Л Прогулки в детском саду младшая и средняя группы ТЦ СФЕРА 2008
Лямина. Г. Сделайте прогулку удивительной и неповторимой \\Дошкольное воспитание\\ 2001№7
Осокина. Т. А и др. Игры и развлечения детей на воздухе. М., 1981