Наталья Кленышева
Проект по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по театрализованной деятельности во второй младшей группе
Разработан:
Кленышева Н. А., музыкальный руководитель,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка.
Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Публикация «Проект по театрализованной деятельности „В гостях у сказки“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Полноценное образование ребенка младшего дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что очень важно в этом возрасте. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Актуальность проекта :
Младший дошкольный возраст – один из благоприятных периодов всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Происходит формирование основных качеств личности.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является игра и театрализованные игры.
Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, развивается диалогическая речь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Гипотеза: если использовать систематически в совместной деятельности детей и воспитателя показ постановок сказок, спектаклей, то речь ребенка улучшится.
Проект составлен по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования под редакцией М. С. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : Мозаика-Синтез, 2017 г.
Вид проекта : долгосрочный, ролевой, игровой, творческий.
Цель проекта : Приобщать к сказкам посредством различных видов театра. Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Формирование у детей младшего дошкольного возраста представления о театре, эмоционально-положительное отношение к нему.
2. Создание предметно – развивающей среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности.
3. Формирование умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.
4. Развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.
5. Воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
6. Привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.
Ожидаемые результаты:
1. У детей воспитывается эмоционально – положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
2. Обогащается речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
3. У детей формируется навык общения.
Участники проекта :
Воспитанники 2 младшей группы;
Воспитатели 2 младшей группы;
Родители. Дом культуры, библиотека. Детская школа искусств.
Этапы внедрения проекта.
Реализация проекта «В гостях у сказки» предполагает три этапа.
Подготовительный этап сентябрь 2019 учебный год.
(Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта).
• Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Постановка цели и задач, составление плана работы.
• Анкетирование родителей.
• Составление перспективного плана.
• Подборка упражнений для пальчиковой гимнастики.
Основной этап реализации октябрь - апрель 2019-2020 учебный год.
• Совместная деятельность педагога с детьми.
• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.
• Обогащение развивающей среды.
• Активизация работы с детьми и их родителями.
• Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта «В гостях у сказки».
•Изготовление атрибутов, декораций, элементов для костюмов к спектаклям.
• Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.
• Презентация проекта «В гостях у сказки».
Заключительный этап май 2020 учебный год.
Обобщение результатов работы и их анализ, родительское собрание, фотоотчет.
Формы работы.
С детьми: НОД; познавательные беседы; дидактические игры; театрализованные игры; рассматривание иллюстраций, игрушек; чтение художественной литературы; развлечения.
С педагогами: консультации; методические рекомендации; родительский всеобуч; разработка дидактических игр; развлечений; бесед; подбор художественной литературы.
С родителями: анкетирование родителей.
Помощь в пополнении уголка театрализованной деятельности.
Основные этапы работы.
Активизация работы с детьми.
Форма работы с детьми Цели Дата проведения
Чтение художественной литературы (сказки, потешки, стихи) с последующим обыгрыванием их с помощью различных видов театра.
Учить детей слушать сказки; рассказывать их вместе с воспитателем; формировать умение обыгрывать их с помощью различных видов театра.
Октябрь
1-2 недели
«В гости пальчики пришли». Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу. Октябрь
3 неделя
1. Пение песенок: «Колобок», «Лисичка» и др.
2. Разучивание танцев: «Три медведя», «Танец козлят».
Учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах. Октябрь
4 неделя
1. Дидактические игры по сказкам : «Колобок «Теремок», «Репка», «Узнай по контуру», «Кто за кем?», Чего (кого) не стало?», «Из какой сказки?», Пазлы по сказкам», «Найди фрагмент».
2. Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору»; «Лохматый пёс». Формировать у детей интерес к дидактическим играм; развивать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения.
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Продолжать учить детей согласовывать слова с движениями, создать бодрое, весёлое настроение.
Ноябрь
1 неделя
1. Упражнения по развитию артикуляционной моторики
Упражнение «Лягушки улыбаются»,
«Хобот слоненка», «Трубочка».
2. Разукрашивание картинок по русским народным сказкам.
Формирование навыка правильного звукопроизношения, умения управлять органами артикуляционного аппарата, слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции.
Развивать творческие способности. Ноябрь
2-я неделя
1. Прослушивание русских народных аудиосказок.
2. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам через слайдовый проектор. Активизировать словарный запас детей, доставить детям радость, удовольствие от увиденного и услышанного Ноябрь
3 неделя
«Поиграем в сказку». Вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к сказке, побуждать к активному участию в театральном действии; учить интонационно-выразительно проговаривать фразы из текста. Ноябрь
4 неделя
Развлечение «В гостях у сказки». Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с героями литературных произведений. Создать бодрое, весёлое настроение.
Декабрь
1 неделя
Разыгрывание этюдов (показ различных внутренних состояний героев).
Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции. Декабрь
2 неделя
«Волк и козлята». Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы текста. Декабрь
3 неделя
1. «Встали детки в кружок – закружились как снежок».
2. Разукрашивание картинок по русским народным сказкам.
Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.
Развивать творческие способности. Декабрь
4-я неделя
Пересказ сказки «Колобок» по сюжетным картинкам. Учить детей рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. Январь
2-я неделя
Игры по развитию общей моторики
«1,2,3,4,5….»
В процессе движений, сопровождаемых словами, решить задачи речевого развития малыша: развитие импрессивной речи, расширение активного словаря, формирование грамматической формы слов. Январь
3-я неделя
«Без друзей нам не прожить ни за что на свете». Учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным. Январь
4-я неделя
Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по сюжетным картинкам Продолжать учить детей рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. Февраль
1-я неделя
Драматизация сказки «Заюшкина избушка». Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь; развивать воображение. Февраль
2-я неделя
1. Заучивание потешки «Киска -киска».
2. Игры-подражания с речевым сопровождением.
«Птичий двор»
«Котенька-коток». Учить детей декламировать потешку самостоятельно.
Подражание движениям, мимике, интонации, способствовать освоению просодических компонентов речи. Февраль
3-я неделя
«Смоляной бычок». Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. Февраль
4-я неделя
Драматизация сказки «Репка» Учить детей имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Март
1-я неделя
Пересказ сказки «Репка» по сюжетным картинкам
Физминутка «Репка» Учить детей рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. Март
2-я неделя
Викторина
«Герои сказок. Загадки с ответами» Закрепить знания о героях сказок, учить отгадывать о ком говорится в загадке. Март
3-я неделя
Игры, развивающие речевую активность.
«Лесной шум» Упражнять в правильном произношении звуков, звукосочетаний и слов Март
4-я неделя
"У солнышка в гостях". Учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. Апрель
1-я неделя
Пересказ сказки «Волк и семеро козлят» по сюжетным картинкам
Физминутка «Два козленка». Учить рассказывать знакомую сказку по иллюстрированным картинкам. Апрель
2-я неделя
Художественное творчество. Рисование.
«Капуста для козляток» Пальчиковое рисование. Развивать тонкую моторику рук, учить оставлять отпечатки на листе бумаги Апрель
3-я неделя
Разукрашивание картинок по русским народным сказкам. Развивать творческие способности. Апрель
4 неделя
«Давайте поиграем». Учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя; воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору. Май
1 неделя.
Презентация «Постучалась сказка в дом».
Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека. Май 2 неделя.
Активизация работы с родителями.
Формы работы с родителями. Цели Дата проведения
Беседа о целях и задачах проекта Информирование родителей о ходе образовательной деятельности, запланированной в рамках проекта «Сказочная страна»
Сентябрь
Анкетирование Получение информации о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей в обучении, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать Ноябрь
Помощь детям в разукрашивании сюжетных картинок по знакомым сказкам. Сплочение детского и родительского коллектива.
Ноябрь
Приобретение и изготовление различных виды театров : бибабо, плоскостной, настольный театр картинок; декорации. Оказание помощи в пополнении предметно – развивающей среды. Ноябрь
Родительская гостиная «Воспитание нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок». Стимулировать самообразование родителей. подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг и сказок играет огромную роль для всестороннего развития детей.
Декабрь
Консультация «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста», «Воспитание сказкой». Усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Январь
Рекомендации «Что нужно знать родителям при заучивании стихотворения с ребенком» Помощь родителям в разрешении проблемных вопросов, усвоении определенных знаний и умений Февраль
Вместе с детьми изготовление атрибутов, декораций, масок и т. д.. Пополнение театрализованного уголка необходимыми материалами. Апрель
Помощь детям в разукрашивании сюжетных картинок по знакомым сказкам Закрепление изученной литературы Обучение родителей различным играм для использования их с
детьми дома. Май
Консультация для родителей
«Роль сказки в жизни ребёнка».
Уважаемые родители! Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращённые к сердцу ребёнка (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с её приверженностью к целесообразности и выгоде, ребёнок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки всё же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребёнка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдива, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстаёт в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроился воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь к спасению, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» - скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять её правдивое содержание буквально.
Ребёнок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребёнку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своём будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребёнка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребёнку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т. д.
Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребёнку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т. д.). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т. д.) похожее на ребёнка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребёнок сам почувствует помощь и найдёт выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребёнку сказку, обязательно её закончите, старайтесь говорить её обычным голосом и языком, доступным ребёнку, усвоенным в реальном общении с родителями.
Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей психо-эмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребёнку полезна, безразлична или даже вредна.
Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребёнка. Старайтесь рассказывать ребёнку добрые, волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.
В сказках главной идеей является победа добра над злом, все образы одухотворены. Энергетика сказочного образа накапливается через словесную энергетику. Энергетический накал сюжета выражается в восприятии его ребёнком. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые. Для того, чтобы вызвать образ на фоне словесного описания, не должно быть стрессовых накалов и взрывов, страхов и ужаса. Возможны только усиливающиеся эмоциональные ожидания и вера в добро.
Появление «тёмных сил» смягчается элементами света (месяц, звёзды, заря и пр.). Сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребёнка, не нести мрачность и тревожность.
Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно Вашему ребёнку.