Марина Тиунова
Проект по театрализованной деятельности в средней группе «Сказочный мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказочный мир театра
Из опыта работы мы заметили, что в последнее время наблюдается увеличение количества детей имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь-это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Публикация «Проект по театрализованной деятельности в средней группе „Сказочный мир театра“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованная деятельность помогают всесторонне развивать ребенка. Цель и задачи проекта
Цель проекта : Повышение уровня развития речи детей через театрализованную деятельность
Задачи проекта :
Для педагогов:
1. Синтез и анализ программно-методических материалов, разработка перспективного плана по проекту.
2. Определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников.
3. Создание - предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности.
4. Приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Для воспитанников-обучающихся:
1. Способствовать воспитанию творческого, раскованного, общительного ребёнка, владеющего своим словом, слышащего и понимающего партнёра при взаимодействии.
2. Развитие внутренней (воли, памяти, мышления, внимания, воображения, подлинности в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актёра в каждом ребёнке.
3. Совершенствование грамматического строя речи ребёнка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
Для родителей:
1. Взаимодействие с воспитателями группы по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по театрализованной деятельности детей средней группы.
2. Приобщение родителей к театрализованной деятельности совместно с детьми в домашних условиях.
Возраст воспитанников: Дети средней группы (4– 5 лет)
Информация о разработчиках проекта (руководитель и участники проекта)
Авторы и разработчики наглядно дид. материала проекта –
воспитатель - Тиунова Марина Владимировна
воспитатель - Габдулхакова Рамзия Рафисовна, воспитанники:Дети среднего дошкольного возраста,
Родители обучающихся.
Сущность и особенности проекта
• обучение детей проводится с четырёхлетнего возраста;
Новизна нашего опыта заключается в использовании здоровьесберегающих технологий, пескотерапии, сказкотерапии, релаксационных упражнений. Использования современных технологий в театрально-игровой деятельности детей. Практическая значимость данного проекта заключается в том, что полученные результаты могут служить основой для разработки перспективного плана кружковой работы по театрализованной деятельности по развитию связной диалогической речи детей среднего дошкольного возраст. Режим образовательной деятельности : Совместная образовательная деятельность по проекту в средней группе не более 20 минут согласно режиму дня для данной возрастной группы. Этапы и сроки реализации проекта Этапы проекта :
1 этап. (Февраль)
Подготовительный этап:
1. Творческий поиск, подбор и изучение литературы по теме проекта : «Сказочный мир театра»
2. Изучение передового педагогического опыта работы по разделу Развитие речи детей.
3. Консультирование с методистом ДОУ по вопросам проектной деятельности.
4. Синтезация идеи.
3. Мониторинг.
2 этап. Основной (практический) (март)
1. Определение задач воспитательно - образовательной работы по теме проекта
2. Разработка плана проекта, определение сроков его реализации.
3. Планирование совместной деятельности
4. Подбор необходимых атрибутов для практического обогащения проекта.
5. Создание эскизов, декораций и костюмов к спектаклям.
6. Создание уголка для театрализованной деятельности в группе.
7. Организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий.
8. Мониторинг.
3 этап презентация результатов проекта (апрель)
1. Подготовка и проведение театрализованной постановки по проекту : «Сказочный мир театра» на тему: «Репка», «Теремок»
2. Привлечение специалистов ДОУ к участию в мероприятиях в рамках проекта.
4. Заключительный этап (апрель)
1. Демонстрация педагогам
2. Подведение итогов.
3. Постановка задач на будущее.
4. Обобщение опыта работы, оформление его в виде папки, представление материала в методический кабинет ДОУ.
5. Оформление результатов проекта.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята по данному проекту, что положительно повлияло на развитие речи детей;
• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с театрализованными играми, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения с пальчиковым и перчаточным театром ;
• возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
Так как во время реализации проекта родители принимали активное участие в реализации проекта, а именно оказывали помощь в изготовлении костюмов и декораций, пополнили набор сказочных героев пальчикового театра, считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагогов с родителями.
Продукты проекта :
Продукты деятельности педагогов
-Оформление проекта : «Сказочный мир театра»
- перспективный план работы по проекту
-Сценарий театральной постановки по проекту : «Сказочный мир театра» на тему: «Репка», «Теремок»
-Подборка и классификация театрализованных игр,
-Информационный и консультативный материал для родителей на тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность.»
-Информация и консультативный вариант для педагогов.
-Создание уголка по театрализованной деятельности детей средней группы в соответствии с требованиями ФГОС.
-Фотоматериалы проекта.
продукты деятельности руководителя проекта
• -осуществление общего руководства проектом.
• -отслеживание выполнения плана реализации проекта.
• -анализ результатов выполнения проекта.
• -организация работы специалистов и педагогов
• -оформление нормативно-правового и методического материала к проекту,
• -создание условий осуществления образовательного процесса,
• -организация работы по проведению мероприятий с детьми.
• -формирование банка методических материалов.
• -анализ результатов мониторинга детей.
• -координация взаимосвязи между участниками проекта.
Продукты деятельности детей
-творческие работы на тему: «Мой любимый сказочный герой»
Постановка пьесы по мотивам русской народной сказки «Репка», «Теремок» Предполагаемый результат:
Дети: -Умение владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми. -Умение передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию. -Проявление интереса, желания к театральному искусству. - Передача образов сказочных персонажей характерными движениями. - Взаимодействие коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность. - Умение последовательно высказывать свои мысли. - Знание артикуляционных упражнений, пальчиковых гимнастик. -Умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса. – Выразительно читать стихотворный текст. – Умение владеть своими чувствами, держаться уверенно перед аудиторией.
Родители: Принимают активное участие в реализации проекта : посещают с детьми кукольный и драматический театры, помогают воспитателям создавать предметно-развивающую среду, принимают участие в совместных мероприятиях и праздниках
Перспективы распространения
Использование современных технологий в театрально-игровой деятельности детей. Участие в городских мероприятиях, показ спектаклей для других возрастных групп.
Формы и принципы работы, структура и содержание учебной дисциплины.
Формы работы
Театрализованные игры
Рассказы воспитателя о театре
Целевое посещение театра
Индивидуальные творческие задания
Сочинение сказок, придумывание историй для постановок
Ситуация общения
Игровые упражнения на умения высказываться
Простейшая театрализация (подготовка этюдов, мини-сказок с дальнейшим показом зрителям)
Чтение художественной литературы
Оформление фото - репортажей о посещении театра
1. Речевая разминка
Развитие речевого дыхания
Формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции
Упражнения на развитие речевого дыхания. Дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т. д.)
Дидактические игры
2. Новая информация. Способы её подачи
Использование театрализованных фрагментов
Беседы-диалоги
Физкультминутки
Индивидуальная работа в форме «подсказки»;
Форма проведения: (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, самостоятельная деятельность детей :
проект составлен с учетом реализации меж предметных связей по областям:.
1. художественно-эстетическое развитие: раздел «музыка» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
2. Речевое развитие раздел: «Развитие речи» - где у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. Познавательное развитие раздел: «Формирование первичных представлений о себе и других людях», «Ребёнок открывает мир природы», «Первые шаги в математику» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
4. Физическое развитие раздел: «Двигательная деятельность» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
Основные принципы организации интегрированной образовательной деятельности. - принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка индивидуальности, интересов и потребностей воспитанников, развитие их творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии;
- принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами основной образовательной программы;
- принцип координации деятельности педагогов;
- принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается с учетом возраста воспитанников;
- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.
Необходимые условия для проведения образовательной деятельности
Для работы над проектом создана содержательная предметно – развивающая среда, способствующая возникновению интереса к театрализованным играм. В группе детского сада организован уголок для театрализованных игр и представлений. В театральном уголке собрано множество видов театра : настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, теневой, на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски).Есть уголок ряжения, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм.
В литературном уголке хранится детская художественная литература, в том числе книжки-раскладушки; книжки-панорамы.
Создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей, музыкальный уголок, где подобраны разнообразные дидактические игры, музыкальные инструменты.
Перспективный план работы (формы работы с детьми по проекту)
Требования к уровню подготовки воспитанников по данному разделу
Ребё нок должен уметь: заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью; разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест, использовать в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленные из разных материалов;
Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.
Должен знать: некоторые виды театра : (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)- некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров : резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный, настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушке, на фланелеграфе и магнитной доске.
Результатом реализации проекта у детей стало : Усвоение детьми богатства родного языка, его выразительных средств. Появление живого интереса к самостоятельному познанию и размышлению, совершенствование артикуляционного аппарата, формирование диалогической эмоционально насыщенной речи, улучшение усвоения содержания произведения, логики и последовательности событий, развитие элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса. Формирование опыта социального поведения, стимулирование активной речи. Осознание родителями необходимости и значимости театрализованной деятельности у детей с нарушениями речи.
Постановка новой проблемы:
Продолжить работу по театрализованной деятельности в старшей группе в рамках кружковой работы по проекту : «Сказочный мир театра»
Перспектива на будущее: Разработать перспективный план работы по развитию речи детей посредством театрализованной деятельности в старшей группе.
Завершая работу над проектом, сделаем следующие выводы. В данной работе мы изучили метод проектов как перспективную технологию, высокой степени адаптивности к специфике ДОУ)
- Информационный и консультативный материал для родителе
- Информация и консультативный вариант для педагогов
Итогом работы над проектом послужила организация и проведение театрализованной постановки по проекту : «Сказочный мир театра» на тему: «Репка», «Теремок» на котором дети смогли обобщить полученные ЗУНы по данному направлению.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализовано-игровой деятельности. Эта деятельность пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в театрализованную игру, воплощают образы, превращаются в артистов.
Театрализованная деятельность может быть организована в утренние и вечерние часы, органично включена в образовательную деятельность. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность театрализованной деятельности в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников и необходимость её использования, как во время образовательной деятельности, так и в свободное время.
Результаты исследования показали, на констатирующем этапе уровень развития речи был очень низок у 50% детей, 40% средний и лишь 10% высокий. Мы разработали план постепенного включения данного вида деятельности в процесс развития речи детей дошкольного возраста. После формирующего этапа мы увидели очень продуктивные результаты: детей с низким уровнем развития речи осталось 15%, с высоким уровнем 20% и 65% средний.
Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.
Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных деятельности оправдала себя : дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.
Задачи исследования выполнены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.
2. Имеет определё нные формы организации: организованная образовательная деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение.
3. Имеет определённое содержание - в соответствии с ФГОС, программой, по которой работает ДОУ.
4. Имеет специфические методы работы театрализованной деятельностью : индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.
5. Как известно, театр даёт очень большие возможности для проживания детьми той или иной ситуации. Постоянное состояние игры поддерживает интерес детей к глубокому изучению предлагаемого материала. Позволяет разносторонне и многокрасочно переживать кульминационные моменты в культурной истории человечества.
6. В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.
7. Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо.
Поэтому выбранное направление педагогической деятельности всегда актуально.
Учитывая результаты проделанной работы, мы составили следующие рекомендации воспитателям и специалистам дополнительного образования, работающим в ДОУ:
1. Создавать условия для творческой активности детей. Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности, развивать способность свободно и раскрепощённо держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации. Социальная адаптация к окружающему миру.
2. Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.
4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
Основные средства обучения (ресурсы проекта)
Материально-технические ресурсы:
• группа, музыкальный зал;
• мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор, DVD, компьютер,
• магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
• CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала, сказок, стихов;
• дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;
• дидактический материал, наглядный материал;
• костюмы, маски, декорации к праздникам, атрибуты для игр, «песочный стол» ленты, платочки, деревянная ширма, и др.
Финансирование проекта.
Реализация проекта не требует много затрат, в методической библиотеке ДОУ имеется достаточно литературы по развитию речи через театрализованную деятельность детей и мелкой моторики, демонстрационного материала, а атрибуты к двигательной и игровой деятельности изготавливаются из бросового материала педагогами, родителями и детьми.