Галина Мануковская
Творческий проект «Сказочный мир» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказочный мир» - это творческий проект, нацеленный на развитие художественного творчества детей в форме лепки по мотивам сказок и их приобщение к литературному творчеству в форме сочинения волшебных сказок с опорой на игрушки и пиктографические схемы. ]Актуальность проекта :
Публикация «Творческий проект „Сказочный мир“ в старшей группе» размещена в разделах
Проект «Сказочный мир» объединяет коммуникативную деятельность в форме литературного творчества и изобразительную деятельность детей (рисование и лепка) в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при которой ребенок полностью раскрепощается, наглядность и продуктивность занятий. Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, творческого воображения.
Цель проекта : художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка через приобщение к волшебному миру русских народных сказок и традиционной русской игрушки посредством художественной лепки и создания самобытных сказок на дополнительных занятиях.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с народными художественными промыслами
• Помочь освоить основные способы лепки и декоративной росписи
• Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, их ручную умелость
• Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей
• Развивать умение оперировать символами и знаками
• Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре русского народа.
Предполагаемый конечный результат:
• Побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности.
• Повышение уровня коммуникативной компетентности.
• Формирование эстетической культуры.
Содержание:
Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от учебной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий поиск и освоение новых знаний.
Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, то есть в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома детям мало читают, зачастую они знают персонажей диснеевских мультфильмов гораздо лучше, чем героев традиционных русских сказок. Ведущими идеями проекта являются создание :
- нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
- отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ребенка.
В рамках проекта я составила перспективный план педагогической деятельности, рассчитанный на выполнение в октябре - декабре.
Этапы реализации:
I этап – Подготовительный
II этап – Практический
III этап – Презентационный
IV этап – Итоговый
I. Подготовительный этап
Задачи:
1. Определить цель и задачи проекта.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Составить план проекта.
4. Познакомить родителей с идеей проекта.
II. Практический этап
Задачи:
1. Знакомить детей с сказками народов мира, учить понимать жанровые особенности сказки.
2. Дать представление о структурообразующих элементах сказки.
3. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оцени-вать поступки героев.
4. Обогащать и активизировать словарный запас.
5. Развивать связную речь.
6. Развивать интерес к художественной литературе.
7. Развивать творческие способности детей в таких видах художественной деятельности, как лепка и рисование.
8. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, вооб-ражение).
9. Развивать символическое мышление детей через моделирование сказок с помо-щью пиктограмм.
10. Прививать художественный вкус.
11. Учить придумывать сказочные сюжеты по готовым моделям и самостоятельно.
12. Воспитывать интерес и любовь к литературному творчеству.
13. Создать развивающую среду по данной тематике.
14. Оформить книжки-самоделки.
III. Презентационный этап:
1. занятие «Сказки нашего детства»;
2. Выставка книжек-самоделок;
3. Выставка детских работ «Лепная сказка»;
4. Фотоальбом творческих работ группы.
IV.Итоговый этап
Задачи:
1. Подвести итоги проекта.
2. Проанализировать полученные результаты.
3. Определить перспективу на будущее.
Модель реализации проекта :
Направления работы Содержание деятельно-сти Срок исполнения
1. Педагогическая дея-тельность Чтение и обсуждение народных сказок. В течение учебного года
Мониторинг творческих достижений детей. 2 раза в год октябрь, май)
Рассматривание иллю-страций к сказкам 1-2 раза в неделю
Дидактические игры и игры-драматизации. В течение учебного года
Театрализованная деятельность: инсценировка сказок. В течение учебного года
Слушание музыки В течение учебного года
Моделирование сказок с помощью пиктограмм В течение учебного года
Сочинение сказок по схемам и с опорой на игрушки В течение учебного года
Продуктивная деятельность: рисование иллюстраций к сказкам В течение учебного года
Продуктивная деятельность: лепка и роспись игрушек Октябрь-декабрь
Оформление «Книги сказок». Октябрь-декабрь
. Организация выставок поделок в д/с декабрь
2. Сотрудничество с родителями Помощь в оборудовании и оснащении материалами. В течение учебного года
Анкетирование родителей. ноябрь
Проведение семинара-практикума «Лепим сказку вместе». Декабрь
Оформление фотоальбома детского художественного труда. В течение учебного года
3. Методическое сопровождение Организация предмет-но-развивающей среды в группе. В течение учебного года
Подборка литературы по данной тематике. В течение учебного года
Подборка технологических карт к занятиям. Октябрь – декабрь
Конспекты интегрированных занятий. Октябрь – декабрь
Консультационный материал для педагогов. Октябрь – декабрь
Консультационный материал для родителей. Октябрь – декабрь
Обобщение наработанного материала декабрь
4. Работа с педагогами Выступления на педагогических советах
декабрь
Консультации для педагогов. Октябрь-декабрь
Взаимопосещения и обмен опытом др. групп. Октябрь-декабрь
Октябрь-декабрь
Оформление выставки в д/с. Декабрь
На первом, подготовительном этапе, мной был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, был проведен блок по ознакомлению на родительском собрание на тему «Уроки сказки». Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогом в этом направлении.
Второй, практический этап, охватывает непосредственную деятельность педагога и детей, а также работу с родителями.
Начинали мы с чтения и обсуждения народных сказок, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая сюжеты, мы постепенно приводили детей к пониманию структуры сказки как литературного жанра.
Важной частью нашей работы является моделирование сказок с помощью пиктограмм. Моделирование как форма работы со сказками развивает абстрактно-логическое мышление детей, их умение оперировать символами и знаками.
Что такое пиктограмма? Это значок, символ, замещающий некое понятие. Мы широко с ними встречаемся в жизни. Например, пиктограммы – все дорожные знаки, значки интерфейса компьютера, логотипы различных компаний.
Пиктограммы, обозначающие ту или иную функцию или персонаж сказки, подбирались так, чтобы быть предельно простыми, яркими и запоминающимися. Например, черный квадрат обозначает беду, появление врага: Змея Горыныча, Кащея Бессмертного или злой ведьмы.
Восклицательный знак – задачу, испытание: например, Баба-Яга требует у Василисы подоить лесных медведиц и постричь волков.
Ключ – получение героем любого волшебного дара, будь то кольцо, лампа или волшебный конь.
Косой крест – запрет и его нарушение, например, нельзя входить в какую-то комнату, а герой это делает.
Протянутая рука – это помощь друга.
Два скрещенных меча – битва с врагом.
Праздничный салют – победа героя.
Домик – его возвращение домой.
Эти пиктограммы – основные, хотя нами используются и другие, замещающие уже не функции, а персонажей.
Соединение карточек с пиктограммами в различной последовательности дает возможность придумать и записать в виде схемы бесконечное множество волшебных историй.
Чтобы научить детей оперировать символами вместо конкретных предметов, я выстраиваю множество схем по содержанию известных детям сказок, таких, как «Гуси-Лебеди, «Крошечка -Хаврошечка», «Лиса и заяц», «Два жадных медвежонка» и другие.
В своей работе я широко использовала дидактические игры, такие, как «Приведи пример из сказки», «Сравни героев», «Придумай новое название», «Интервью у сказочного героя», «А что дальше?», «Тридевятое царство», «Беседа чудесных друзей» и др.
Лишь после того, как дети освоили прием моделирования сказок, научились изменять окончания сказок, озвучивать диалоги персонажей, описывать героев и место, где происходит действие, - мы начали сочинять сказки по заранее составленной схеме. В качестве персонажей использовали мягкие куклы. Позже дети в произвольном порядке выкладывали карточки, и по ним придумывалась сказка, по которой затем дети рисовали и лепили поделки.
Так родился наш сказочный герой Ваня. Он полюбился ребятам, и мы задумали целую серию сказок с его участием. Проект «Сказочный мир» уже многому научил меня и детей. Дети изменились, они стали более раскрепощенными, спокойными и дружелюбными
Самым трудным моментом в работе над проектом был переход от переделки уже известных детям сказок к сочинению своих собственных,от традиционных сказочных типажей, как то Иванушка, Василиса Прекрасная, к обычным мальчишкам и девчонкам. То есть, к сочинению сказок про себя, к переносу действий в современный мир, который ничуть не менее чудесен, чем Тридевятое царство. Сказки сочиняются детьми коллективно. Тем не менее, на педагоге лежит ответственность за конечный результат.
Любая сказка – это приключение, в котором герой сталкивается с определенного рода трудностями и выходит из них победителем. В процессе сочинения сказок детям приходится решать множество проблемных ситуаций: например, как разрешить конфликт героя с отрицательным персонажем. Поэтому, несмотря на свою фантастичность, сказки учат ребенка ориентироваться в этом мире. Сказка хороша неизбежным торжеством правды над ложью, светлых сил над темными.