Татьяна Виноградова
Проект «Волшебный мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №16 «Былина»
Проект
«Волшебный мир театра»
Тема: «Взаимодействие родителей и ДОУ в воспитательно-образовательном процессе дошкольников через театрализованную деятельность»
Тип проекта : практико-ориентированный
Участники проекта : дети, родители, педагоги ДОУ
По продолжительности: долгосрочный
Выполнила:
Публикация «Проект „Волшебный мир театра“» размещена в разделах
воспитатель Виноградова Т. А.
2017 год
Содержание
1. Содержание…. 2
2. Пояснительная записка…. 3
3. Актуальность…4
4. Концептуальная часть…. 6
5. Список литературы …13
6. Приложение 1 …14
Пояснительная записка
Семья является мощным фактором развития ребенка. Детский сад - это первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное и образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте системы дошкольного образования «Семья рассматривается, как равноправный субъект образовательных отношений. Необходимо пересмотреть отношения ДО с родителям - они должны быть партнерами».
От совместного сотрудничества родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Актуальность
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»
В. А. Сухомлинский
В современном обществе происходит разобщенность между двумя социальными институтами – ДОУ и семьей. Уклад семьи играет большую роль в жизни ребенка, но нельзя отвергать значимость развития и воспитания дошкольника в детском саду. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства в развитии ребенка.
В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• Нравственным воспитанием;
• Развитием коммуникативных качеств личности (обучением, и невербальным видам общения);
• Художественным образованием и воспитанием детей;
• Формированием эстетического вкуса;
• Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• Созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.
Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она выразительно показана и рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию ребенка.
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. А совместная деятельность с родителями - пример для подражания в развитии личности ребенка.
Любое совместное мероприятия позволяет родителям:
- увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях
- апробировать разные подходы к своему ребенку
- приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родителями других детей группы.
Концептуальная часть.
Как известно, домашние театральные постановки на протяжении длительного времени (конец восемнадцатого- начало девятнадцатого веков) были одной из ведущих форм проведения семейного досуга дворянства. По свидетельству историков, искусствоведов, педагогов, в представлении участвовали все члены семьи.
Большой положительный опыт театральной педагогики, накопленный в разные годы двадцатого века (К. С. Станиславский, М. О. Кнебель, П. М. Ершов. Н. И. Сац и др.) позволяет утверждать, что театр с самого раннего детства развивает в ребенке творческие задатки, стимулирует формирование психических процессов, совершенствует телесную пластичность, способствует гармонизации отношений в семье, сокращению «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.
К. С. Станиславский видел в театре большую притягательную силу. Он называл его «коллективным художником, соединяющим в одно гармоничное целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов и декораторов». Он был убежден, что театр- лучшее средство для общения людей между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств.
Используя в работе с детьми различные виды театра, театрализованные игры мы основываемся на высказываниях русского психолога Л. С. Выготского о роли творчества в развитии ребенка. «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукции творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и воплощении
Семейным театром ставятся не только спектакли, но и изготавливается декорация, сценические костюмы, атрибуты для игр, масок, кукол – все это имело огромное значение в эмоциональном сближении детей, родителей и педагогов
Для решения проблемы тесного сотрудничества с родителями, мы выбрали новые формы взаимодействия детского сада и семьи - семейный театр.
Семейный театр – неформальное объединение родителей, педагогов и детей для решения практических задач воспитания. Людей сплачивает увлеченность конкретными идеями, совместное творчество взрослых и детей.
Разработали проект «Волшебный мир театра», рассчитанный на три возрастные группы дошкольников 4-7 лет. Участниками долгосрочного проекта являются творческая группа педагогов, дети и их родители.
Проект «Волшебный мир театра» основан на принципах:
- содействия и сотрудничества детей и взрослых;
- поддержки инициативы детей («Не оценивать, а ценить ребенка» - А. Г. Асмолов);
- личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия родителей, педагогов и детей;
- уважения, добровольности, партнерства.
Целью проекта является :
Содействие развитию конструктивного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Оптимизация детско-родительских отношений.
Для реализации проекта поставлены следующие задачи:
1. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми через совместную театрализованную деятельность.
2. Вовлекать родителей и развивать интерес, мотивацию к совместной театрализованной деятельности.
3. Создавать благоприятные условия для развития коммуникативных, творческих, музыкальных способностей.
4. Развивать у детей воображение, фантазию, мышление, память.
5. Воспитывать нравственные качества у всех участников проекта - отзывчивость, внимание, взаимопомощь, взаимоуважение, ответственность, активность, инициативность.
Формы взаимодействия осуществлялись в двух направлениях:
1. Просвещение родителей.
2. Приобщение к совместной театрализованной деятельности.
Просвещение родителей:
- Родительские собрания;
- Дни открытых дверей;
- Индивидуальные консультации;
- Организация обратной связи «Почтовый ящик» через сайт детского сада;
- Анкетирование (Приложение 1);
- Наглядная информация в уголках родителей;
Приобщение к совместной театрализованной деятельности :
- Оформление декорации для представлений;
- Пошив костюмов;
- Постановка спектаклей;
- Совместные праздники и развлечения родителей с детьми;
- Выставка разных видов театра, сделанные вместе с ребенком;
- Фотоальбомы «Творческая семья», «Домашний театр»;
- Участие в авторском конкурсе «Послушай мою сказку»;
- Оформление «Комнаты сказок».
- Коллективный выезд в театры города Бор и Нижнего Новгорода;
- Совместный просмотр спектаклей на базе ДОУ профессиональных артистов гастрольных театров.
Ожидаемые результаты
Активная деятельность семейного театра «Волшебный мир театра» способствует:
- Проявлению желания родителей сотрудничать с детским садом.
- Созданию условий для формирования мотивации и интереса к совместной
деятельности взрослых и детей.
- Повышению активности, инициативности, самостоятельности, творческости у детей, родителей и педагогов в процессе совместной деятельности.
- Созданию условий для развития коммуникативных, творческих, музыкальных способностей, воображения, фантазии, мышления, памяти у детей
- Воспитанию нравственных качеств у всех участников проекта - отзывчивости, внимания, взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности, активности, инициативности.
Система программных мероприятий
Основой деятельности нашего семейного тетра является добровольность.
В «Волшебный мир театра» вошли самые активные, увлеченные музыкой и культурой родители.
Сотрудничество началось с экскурсии по детскому саду, в ходе которой родители посетили все возрастные группы: растет ребенок – обогащается новым развивающее содержание. В процессе знакомства с условиями развивающей среды в группах, выявили ряд особенностей по развитию детей на каждом возрастном этапе. Наболевшие вопросы, проблемы вынесли на обсуждение. Родители высказывались по поводу интересных форм досугов, которые им известны по своим и другим семьям. Здесь же выявлялись родительские возможности организации таких досугов (профессиональные и личные) : кто что может организовать и провести. Пожелания родителей учитывались при планировании мероприятий. Родители делились своими семейными традициями. Некоторые из этих традиций нам показались очень интересными, и мы их позаимствовали применительно к нашему детскому саду.
В процессе сотрудничества через театральную деятельность создавали ситуацию успеха каждому в реализации себя.
Практически в каждом мероприятии (будь то праздник, досуг или развлечение) роли некоторых персонажей исполняют родители, что вызывает у детей восторг, и гордость, и желание быть похожим на взрослого, научиться выразительному исполнению ролей.
Разрабатывая сценарии мероприятий, мы часто используем приём включения родителей в игровую театрализованную ситуацию, смоделированную в рамках утренника. Просмотр таких постановок и участие в них даёт детям возможность в полном объёме перенимать опыт взрослых.
В младших группах проводим интегрированные занятия и праздники по театрализованной деятельности совместно с родителями. Используем разные виды театра в зависимости от поставленной цели. Дети учатся азам актёрства – сопереживанию своему персонажу, мимике, жестикуляции, интонации, кукловождению. Эта методика помогает ребёнку быстро и безболезненно адаптироваться к детскому саду.
Совместные творческие проекты позволили родителям побывать авторами текста, исполнителями ролей, почувствовать творческую атмосферу и раскрыть свои умения и талант. А главное помогли перевести родителей от «проживания рядом с детьми» к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости.
Планирование по реализации проекта «Волшебный мир театра»
№
Наименование мероприятия
Первый этап проекта «Волшебный мир театра» - подготовительный
1.
2.
3.
Организованное собрание родителей групп.
Просветительская деятельность через презентации –
«Значение театра в жизни детей»,
«Знакомство с историей театра»,
«Первый театр на Бору».
Консультации по организации домашних театров :
- знакомство с разными видами театров;
- театрально-развивающая среда в домашних условиях;
- рекомендации литературы по выбору сюжетов для показа домашних спектаклей
Выбор творческой группы родителей в семейный театр «Волшебный мир театра». Назначение ответственных за пошив костюмов, оформление декорации.
Второй этап проекта «Волшебный мир театра» - творческий
1.
2.
Подготовка и показ спектакля по сказке «Теремок».
Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сказки «Теремок».
3.
4.
Подготовка и показ спектакля по сказке «Заюшкина избушка».
Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сказки «Заюшкина избушка».
5.
6.
Подготовка и показ спектакля по сказке «Колобок».
Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сказки «Колобок».
7.
8.
Подготовка и показ спектакля «Путешествие по сказкам».
Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сюжета «Путешествие по сказкам».
9.
Фотовыставка «Театр дома», «Мы играем в театр».
10.
Творческий вечер «Угадай-ка» - кукольное представление по народным сказкам.
Третий этап проекта «Волшебный мир театра» - заключительный
1.
Конкурс авторов сказок и рассказов «Послушай мою сказку».
Подготовка и показ спектакля на сюжет победителя в конкурсе.
2.
Фотовыставка «Театр дома», «Мы играем в театр».
3.
Оформление «Комнаты сказок» на базе ДОУ
Таким образом, подводя итог о проделанной работе можно сказать, что семейный театр – конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Приобщение взрослых и детей к театральному искусству имеет большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях. Только живое общение обогащает жизнь детей. Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобрела опыт совместных переживаний, укрепились детско-взрослые и супружеские отношения; взрослые адекватно воспринимают, оценивают и понимают действия ребенка. Кроме того, воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший. Дети не только получали новую познавательную информацию, но и сами являлись активными участниками процесса.
Список литературы:
1. Додокина Н. В, Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду :
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика–Синтез, 2008. [9].
2. Лыкова И. А. Проектирование образовательной деятельности
«Художественно-эстетическое развитие» Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО.
2. Е. П. Арнаутова, В гостях у директора, беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей, Москва 2004г.
3. Л. Свирская, Работа с семьей: необязательные инструкции, Линка-Пресс, Москва, 2007г.
4. Н. Б. Крашенинникова, Социальное развитие дошкольников средствами музыки, Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006г.
Приложение 1.
Анкетирование родителей.
Работа по реализации проекта семейного театра «Волшебный мир театра» началась с анкетирования родителей, где были заданы ряд вопросов:
- знают ли родители, какими видами деятельности занимаются дети в детском саду;
- любимое занятие ребенка;
- совместные досуги;
- знают ли родители о том, с кем дружит их ребенок;
- как часто вместе с ребенком посещают театр, кино, цирк и т. д. ;
- любимые книги (сказки, рассказы, стихи) ребенка;
- семейные увлечения;
- семейные традиции;
- какие проблемы испытывают в воспитании и образовании своего ребенка;
- желание в активном сотрудничестве с ДОУ;
- хотели бы заниматься совместной театральной деятельностью;
- что умеет делать ребенок самостоятельно;
- какие занятия нравятся ребенку тогда, когда он играет один, с родителями или другими детьми;
- в какой форме вы могли и хотели бы участвовать в жизни учреждения.