Татьяна Рудакова
Проект «По страницам весёлой математики» для детей старшей группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «По страницам весёлой математики»(для детей старшей группы ДОУ)
Краткосрочный проект в старшей группе
по теме: «По страницам весёлой математики»
Тип – информационно-творческий
Сроки реализации: январь- май 2021 г. г.
Автор проекта- Т. Н. Рудакова, воспитатель МДОУ «Детский сад №98»
Публикация «Проект „По страницам весёлой математики“ для детей старшей группы ДОУ» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Участники проекта : воспитатели, родители, дети.
Пояснительная записка
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением ее в различные области знаний. Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, любой малый знает, много или мало у него игрушек, сколько машиной или кукол у его друга или подружки и т. д. Кроме того, математикаочень развивает умственные способности ребенка: научно доказано, что чем больше информации проходит через мозг ребенка, тем он быстрее развивается и лучше функционирует. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Моя задача – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Сущность занимательности необычность, неожиданность. Занимательный математический материал : активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения.
Объект исследования:
Занимательная математика.
Предмет исследования: Развитие общих познавательных способностей дошкольников.
Срок реализации: краткосрочный, групповой, информационно-творческий.
Цели проекта :
- Систематизация знаний воспитанников о геометрических фигурах.
- Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «По страницам весёлой математики»
Задачи проекта :
- для детей :
-продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, четырехугольник);
-развитие у детей конструктивных способностей, умения преобразовывать один математический объект в другой, развитие аналитической деятельности, умение классифицировать;
-формировать навыки рассказывания, используя альбом своими руками «в мире геометрических фигур»;
-развивать коммуникативные навыки.
- составить подборку дидактических игр, задания логического содержания по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;
- системность,наглядность
- для взрослых:
-обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
-помочь своим детям запомнить стихотворения о занимательной математике ;
Продукт проекта :
Дидактические игры на развитие логики и мышления, творческие работы детей и родителей и выставка «Загадочная страна геометрических фигур».
Содержание проекта.
Предшествующая работа:
Цель: Определить основные направления работы.
-Систематизация материала по данному вопросу.
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление дидактической игры «Геометрические фигуры».
- Подготовить оборудование для изготовления дидактической игры «Геометрических фигур»
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания выставки «Геометрические фигуры»).
-Информация для родителей: «Изучаем математику».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Беседы с детьми: «Друзья геометрических фигур», «Геометрические тела», «В стране геометрических фигур», «Из чего сделаны геометрические фигуры?», «Волшебные превращения геометрических фигур», «Волшебные фигуры», «Что я знаю о геометрических фигурах», «Веселые фигуры», «На что похоже».
- Цикл рассказов для детей : «Страна геометрических фигур»; «Геометрические фигуры и их свойства»; «Страна больших и маленьких» (путешествие с Гулливером).
План-схема реализации проекта
Познавательное развитие
Беседы:
«Друзья геометрических фигур»
«Геометрические тела»
«Веселые фигуры»
«Волшебные фигуры»
«На что похоже?»
«Что я знаю о геометрических фигурах»
«Из чего сделаны геометрические фигуры»
«Волшебные превращения геометрических фигур
(сгибание, разрезание, вырезание)
Речевое развитие
Описание геометрических фигур и тел
Составление рассказов и сказок о фигурах
Отгадывание загадок о фигурах
Придумывание загадок
Рассматривание картин и иллюстраций по теме
Рассказывание «Закончи сказку по другому»
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры:
«Сложи узор»
«Подбери по цвету и форме»
«Выложи орнамент»
«Составь из частей целое»
«Что общего и чем отличаются»
«Найди, что лишнее»
«Какой фигуры не хватает»
«Головоломки»
«Большие и маленькие фигуры»
Количественный и порядковый счет геометрических фигур в пределах 5
Сравнение геометрических фигур
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Почта», «Детский сад»,"Мы строители", "Автобус", "Водитель и пешеход", «Семья».
Ознакомление с художественной литературой
Чтение сказок: «Колобок, «Цветик-семицветик», «Три медведя» «Волк и семеро козлят».
«Два жадных медвежонка», «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка»
Сказка «Город геометрических фигур» (интернет ресурс)
Сказка, как круг и треугольник с квадратом подружились» (интернет ресурс)
Фигурные стихи
Заучивание стихов, считалок, загадок о геометрических фигурах
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Найди свой домик»
«Ловишки с мячом»
«Свободное место»
«Найди пару»
«Сделай фигуру»
«Живые геометрические фигуры»
«По кочкам через болото»
Работа с родителями:
3. Участие в изготовлении дидактической игры «геометрические фигуры»
4. Консультация для родителей «Знакомство и значение геометрических фигур в жизни ребенка».
5. Консультация для родителей «Математика в сказках» .
6. Консультация для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни ребенка».
7. «Путешествие в страну геометрических фигур».
8. Оформлена выставка творческих работ «Мир геометрических фигур.
9. Индивидуальные беседы о необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей в домашних условиях.
Ожидаемые результаты
По данному проекту я выбрала детей с учетом возрастных особенностей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно – речевую, музыкально – игровую). В результате моего проекта дети освоили геометрические фигуры, умеют сравнивать объемные фигуры, выделять между ними сходство и отличие, установили взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами; обогатили словарь математическими терминами; научились использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности, развили образное и логическое мышление, развили интерес к решению познавательных, творческих задач, могут распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам; могут конструировать фигуры по словесному описанию, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Просмотр развивающих мультфильмов, беседы и презентации о разных геометрических фигурах, о значении геометрических фигур в повседневной жизни. Развились такие свойства: как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Приобрели навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания оказали влияние на формирование навыков исследовательской деятельности. Расширился кругозор детей через знакомство с разными видами часов и их назначением. Развились навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории. У детей повысился запас знаний и представлений, повысилось содержание социального опыта, что повлияло на развитие памяти, речи, логического мышления. Главными помощниками в творческом проекте стали родители. Родители с интересом знакомились с предложенным информационным материалом. Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации. Уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут занятия, игры, новые исследования с огоньком в глазах, с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны и этот позитив несут в свою самостоятельную деятельность.