мария чернова
Проект по STEM-образованию «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по STEM-образованию
«Маленькие исследователи».
Авторы проекта : Чернова М. Ю.
Образовательная область: познание.
Вид проекта : среднесрочный.
Срок реализации проекта : январь-май 2021г.
Участники проекта : воспитатели дети второй младшей группы (специальной, родители
Публикация «Проект по STEM-образованию „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Актуальность. Вариативность образования - это один из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования в Казахстане. Именно вариативная часть программы обеспечивает качество образовательного процесса и создает оптимальные условия для социально-личностного развития детей дошкольного возраста с учетом его физического и психического здоровья, индивидуально-творческой траектории развития, для реализации психолого-педагогической готовности к обучению в школе и адаптации к окружающему социуму. Ориентируясь на образовательные запросы воспитанников и их родителей (законных представителей) мы сделали акцент на STEAM-образование.
В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.
Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEАM образования. STEAM-образование один из основных мировых трендов.
Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEAM образование? Через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно пространственной среды, соответствующей целевым установкам. STEAM образование дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное.
Цель проекта : Создание актуальной предметно-пространственной среды и организация
целенаправленной работы по STEAM образованию.
Задачи:
Воспитание интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Развиитие поисковой деятельности, умения аргументировать свои высказывания.
Формирование представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
Ожидаемый результат.
Развитие любознательности и познавательной активности; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационно-подготовительный
• Изучение научно методической литературы по вопросам формирования у детей конструктивномодельной деятельности и развития детского технического творчества.
• Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
• Создание условий, необходимых для внедрения и осуществления проекта.
2 этап. Основной: практический
• Работа с детьми.
Месяц Неделя Модуль Вид деятельности, тема, цель
ДЕКАБРЬ 1 «LEGO- конструирование» Знакомство с LEGOконструктором.
Цель: Познакомить с LEGOконструктором, дать простейшие названия деталей (кирпичик, пластина).
Закреплять знания цвета и формы.
«Математическое развитие» «Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
«Экспериментирование» Опыт «Почему не получился куличик?»
Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики
Опыт «Делаем дорожки и узоры из песка»
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
2 «LEGO- конструирование» Знакомство с LEGOконструктором. Игра «Чудесный мешочек».
Цель: Закрепление знаний детьми простейших названий деталей LEGO конструктора. Знакомство с видами соединения деталей между собой.
«Математическое развитие» «Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
«Экспериментирование» Опыт «Определение цвета».
Цель: ознакомление со свойством песка (цвет).
Опыт «Из чего состоит песок?»
Цель: ознакомление со свойствами песка.
3 «LEGO- конструирование» Башенка, мост.
Цель: Учить строить простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к конструктору.
«Математическое развитие» «Справа как слева»
Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.
«Экспериментирование» «Движение песка».
Цель: ознакомление со свойствами песка.
4 «LEGO- конструирование» Мы в лесу построим дом.
Цель: Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца).
Учить строить дом из LEGOконструктора. Развивать творческое воображение.
«Математическое развитие» «Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
«Экспериментирование» Опыт «Вода – жидкость», «У воды нет запаха»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).
Опыт «Вода прозрачная».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная).
ЯНВАРЬ
1 «LEGO- конструирование» «Теремок для снегурочки»
Учить устанавливать детали, делать устойчивыми и обыгрывать постройку.
«Математическое развитие» «Три квадрата»
Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
«Экспериментирование» Опыт «Вода – растворитель».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
2 «LEGO- конструирование» Замок для принцессы.
Цель: Учить применять при строительстве полученные ранее навыки и умения. Учить строить сообща.
«Математическое развитие» «Какие бывают фигуры»
Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
«Экспериментирование» Опыт «Снеговик», «Мы снежинки»
Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.
3 «LEGO- конструирование» Игра «Собери модель».
Цель: Учить детей под диктовку собирать модель из 3-4 деталей, используя предлоги «на», «сверху», «посередине».
«Математическое развитие» «Сбор урожая»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
«Экспериментирование» Опыт «Снег холодный и белый»
Цель: выявить свойства снега.
4 «LEGO- конструирование» Разные домики.
Цель: Закреплять умение строить домики. Продолжать развивать конструктивные умения и навыки детей.
«Математическое развитие» «Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое - узкое».
«Экспериментирование» Опыт «Откуда сосулька».
Цель: Познакомить детей об образовании льда.
Опыт «Цветные льдинки»
Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.
ФЕВРАЛЬ 1 «LEGO- конструирование» Мебель для комнаты.
Цель: Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.
«Математическое развитие» «Угости зайчат»
Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».
«Экспериментирование» Опыт «Ледяная избушка»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, плавает, состоит из воды, принимает форму емкости, в которой находится.).
2 «LEGO- конструирование» Печка
Цель: Познакомить с русской печкой.
Развивать воображение, фантазию. Учить выделять основные части конструируемого предмета.
Учить строить печку из конструктора.
«Математическое развитие» «Сложи геометрическую фигуру»
Цель: уточнить знание геометрических фигур, упражнять в выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур по образцу; логическое мышление, мелкую моторику;
«Экспериментирование» Опыт «Как вода гулять отправилась».
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
3 «LEGO- конструирование» Конструирование по замыслу
Цель: Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
«Математическое развитие» «Угости мышек чаем»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
«Экспериментирование» Опыт «Воздух невидимка».
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость. Дать детям представление, что воздух может двигать предметы.
4 «LEGO- конструирование» Утята в озере.
Цель: Учить анализировать образец, изображенный на карточке, внимательно слушать стихотворение.
Учить строить из конструктора утят.
«Математическое развитие» «Найди пару»
Цель: учить детей находить расположение фигур на рисунке; различать круг, квадрат, треугольник; последовательно анализировать и описывать узор, составленный из геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и справа; закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и том же порядке на двух карточках, составляют пару; развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие,разные, одинаковые).
«Экспериментирование» Опыт «Как образуются мыльные пузыри?»
Цель: Формировать представления детей о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри, пользоваться пространственными понятиями, различать пузыри по величине. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.
МАРТ 1 «LEGO- конструирование» Конструирование по замыслу.
Цель: Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
«Математическое развитие» «Красивый узор»
Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин.
«Экспериментирование» Опыт «Как заставить лодочку плыть?»
Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением (движение воздуха- это ветер, помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан, развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.
2 «LEGO- конструирование» Волшебные рыбки.
Цель: Расширять представления о морских обитателях. Учить строить рыб из конструктора, выделяя при этом основные части конструируемого объекта.
«Математическое развитие» «В лес за грибами»
Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
«Экспериментирование» Опыт «Разноцветные лоскутки»
Цель: Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря
Опыт «Из чего состоит ткань»
Цель: Объяснить детям, что ткань состоит из ниток.
3 «LEGO- конструирование» Мостик через речку.
Цель: Учить строить мостик, точно соединять строительные детали. Продолжать совершенствовать конструктивные умения и навыки детей.
«Математическое развитие» «Наш день»
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
«Экспериментирование» Опыт «Свойства ткани»
Цель: Познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется, намокает).
4 «LEGO- конструирование» Игра «Собери модель по памяти» (Педагог показывает ребенку в течение нескольких секунд модель, собранную из 3-4 деталей, а затем убирает ее).
Цель: Учить собирать модель по памяти и сравнивать ее с образцом. Развивать внимание, зрительную память и логическое мышление детей. Закреплять умение анализировать чертеж конструкции с целью запоминания и дальнейшего воспроизведения.
«Математическое развитие» «Украсим платок»
Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.
«Экспериментирование» Опыт «Волшебная бумага»
Цель: Познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами.
АПРЕЛЬ 1 «LEGO- конструирование» Построим загон для коров.
Цель: Знакомить детей с новыми простыми архитектурными формами. Закреплять понятия «высокий», «низкий».Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию.
«Математическое развитие» «Домики для медвежат»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
«Экспериментирование» Опыт «Свойства бумаги»
Цель: Познакомить детей со свойством: бумага рвется, намокает, непрозрачная.
2 «LEGO- конструирование» Грузовая машина.
Цель: Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Учить анализировать предмет, изображенный на картинке, выделяя основные части и детали предмета.
«Математическое развитие» «Подбери дорожки к домикам»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».
«Экспериментирование» Опыт «Какие следы оставляют фрукты и овощи?»
Цель: Дать детям представление о свойстве некоторых овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань и руки. Развивать умение обозначать действие словом, различать и правильно называть фрукты и овощи.
3 «LEGO- конструирование» Ракета.
Цель: Расширять представления детей о космосе. Познакомить с понятиями «космос», «космонавт», «ракета».Учить строить ракету, используя уже имеющиеся конструктивные навыки.
«Математическое развитие» «Соберем бусы»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
«Экспериментирование» Опыт «Где прячутся семена?»
Цель: Показать детям, где образуются семена растений; их отличие друг от друга по размеру, форме, окраске, издаваемым звукам в баночках; помочь овладеть способами сбора семян. Активизировать речь детей словами «семена, лёгкий, тяжёлый, разлетаются, прячутся», развивать слуховое восприятие. Воспитывать гуманное отношение к объектам природы.
4 «LEGO- конструирование» Робот для исследования космоса.
Цель: Продолжать знакомить с космосом. Учить строить робота по замыслу, передавать характерные особенности конструируемого объекта.
«Математическое развитие» «Доползи до игрушки»
Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.
«Экспериментирование» Опыт «Свойства камней»
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней,их свойствами, особенностями.
Развивать мышление, речь, интерес к камням, обогатить словарный запас (твёрдый, гладкий, шершавый).Воспитывать бережное отношение к неживой природе, умение работать сообща.
МАЙ 1 «LEGO- конструирование» Кораблик.
Цель: Рассказать о кораблях. Учить выделять в предмете существенные свойства и устанавливать связь между ними. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования.
«Математическоеразвитие» «Собери целое из частей»
Цель: формировать представления геометрических фигурах, умение составлять целое из частей; закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по цвету; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
«Экспериментирование» «Тонет-не тонет»
Цель: познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
2 «LEGO- конструирование» Домик фермера.
Цель: Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент».
«Математическое развитие» «Почини коврик»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
«Экспериментирование» Опыты «Деревянные предметы и их свойства»
Цель: Учить определять свойства деревянных предметов.
3 «LEGO- конструирование» Детская площадка.
Цель: Показать детскую площадку на картинке. Вспомнить, что находится на территории детской площадки. Учить строить песочницу, лесенки и располагать их согласно замыслу. Учить действовать сообща.
«Математическое развитие» Упражнение «Делай как я»
Цель: упражнять в выкладывании из счетных палочек силуэтов предметов по образцу, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
«Экспериментирование» Опыт «Солнечные зайчики»
Цель: дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.
4 «LEGO- конструирование» Конструирование по замыслу.
Цель: Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
«Математическое развитие» «Найди предмет такой же формы»
Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.
«Экспериментирование» Опыт «Огород на окне»
Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.
Предварительная работа: наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку без воды.
• Работа с родителями:
Анкетирование "Исследовательская активность вашего ребенка в семье".
Консультации для родителей «Что такое STEM технология?»
Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях".
Консультация "Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».
Консультация «Веселая математика дома»
Консультация «Математические игры по дороге домой»
Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей»
Консультация «LEGO-нужная игра!»
Консультация «LEGO-конструирование в детском саду и дома»
3 этап. Заключительный: рефлексивно-аналитический
• Обработка и оформление материалов проекта.
• Презентация проекта
Заключение
По сравнению с традиционными методами обучения, STEAM подход в дошкольном учреждении поощряет детей к проведению экспериментов, конструированию моделей, воплощению своих идей в реальности и созданию конечного продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и практические навыки и облегчает дальнейшую учебу в школе. Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов